Мартиролог: храм-памятник Александра Невского в Саратове

Feb 23, 2009 12:42

Мы знаем, что главным архитектурным мемориалом Отечественной войны 1812 года стал Казанский собор Воронихина в Петербурге. Мы его знаем, ибо он сохранился, стоит на виду и всегда был вполне благополучен. Вот интересно, знали бы его также, если бы собор снесли в какие-нибудь 1930-е? Не думаю. Ибо память человеческая коротка. Храмов-памятников войне с Наполеоном было больше, в том числе и грандиозных, общенациональных, входивших в список главных архитектурных шедевров послевоенного александровского ампира. Почетное второе место после столичного Казанского собора занимал собор Александра Невского в Саратове. Увы, он был варварски разрушен в конце 1930-х и сегодня известен разве что специалистам и немногим интересующимся.





Проект В.П. Стасова. 1814 г.



Василий Стасов поначалу был привлечен скорректировать проект местного архитектора В.И. Суранова, задумавшего типовой пятикупольный собор с четырьмя портиками на каждой стороне. Проект был сделан еще до 1812 года, но к идее строительства храма вернулись уже после войны, в 1814-м. Тогда Стасов и предложил полностью свой вариант проекта, уже учитывая новую программу храма - он должен был стать памятником участникам саратовского ополчения, погибшим и выжившим. Проект был утвержден императором 26 августа, во вторую годовщину Бородинской битвы. Стасов задумал его как "Русский Пантеон", величественный и скорбный. Он сам писал, что его собор "по подражанию древних в России соборов, никакими излишествами не отягощен". Что он имел в виду насчет подражания древнерусским храмам, не очень ясно. Возможно, четыре круглых столпа в интерьере напоминали столпы соборов 15-16 веков, идущих от аристотелевского Успенского. Возможно, "древнерусской" считалась простота и ясность объема. Хотя больше здесь все же духа не русского, а античного, римского. Это ампирное, предельно лапидарное прочтение темы Пантеона - в квадратном его варианте, но с тем же низким полусферическим куполом, нерасчлененным, геометрически простым объемом, почти без проемов. Столпы-колонны внутри имели спиральный рельеф, как на колонне Траяна.

Среди всех соборов тогдашней России саратовский безусловно выделялся оригинальностью образа, что ставит его в ряд выдающихся и этапных произведений руского храмостроительства. Стасовские чертежи сохранились. По ним здание и было выстроено, без участия автора. В 1830-е храм дополнился отдельно стоящей колокольней по проекту строившего собор местного архитектора Г.В. Петрова. Петров неплохо имитировал стиль Стасова, так, что сразу и не поймешь, что колокольня поздняя. Собор освятили в 1826 году в честь Александра Невского. Посвящение не было случайным, ибо делало храм одновремено и памятником недавно скончавшемуся императору Александру, герою-победителю Наполеона. Внутри было устроено что-то вроде музейной экспозиции, с трофейными французскими знаменами и прочими реликвиями победы. В советские годы это собор не спасло. Сейчас в земле сохраняются его фундаменты, еще теплится надежда на восстановление.

Неплохой материал по истории храма



Проект В.П. Стасова. Разрез. 1814 г.







ампир, города, соборы, Стасов, Саратов, av4, Мартиролог, архивные фотографии, храмы, классицизм, утраты

Previous post Next post
Up