Мы знаем, что главным архитектурным мемориалом Отечественной войны 1812 года стал Казанский собор Воронихина в Петербурге. Мы его знаем, ибо он сохранился, стоит на виду и всегда был вполне благополучен. Вот интересно, знали бы его также, если бы собор снесли в какие-нибудь 1930-е? Не думаю. Ибо память человеческая коротка. Храмов-памятников войне с Наполеоном было больше, в том числе и грандиозных, общенациональных, входивших в список главных архитектурных шедевров послевоенного александровского ампира. Почетное второе место после столичного Казанского собора занимал собор Александра Невского в Саратове. Увы, он был варварски разрушен в конце 1930-х и сегодня известен разве что специалистам и немногим интересующимся.
Проект В.П. Стасова. 1814 г.
Василий Стасов поначалу был привлечен скорректировать проект местного архитектора В.И. Суранова, задумавшего типовой пятикупольный собор с четырьмя портиками на каждой стороне. Проект был сделан еще до 1812 года, но к идее строительства храма вернулись уже после войны, в 1814-м. Тогда Стасов и предложил полностью свой вариант проекта, уже учитывая новую программу храма - он должен был стать памятником участникам саратовского ополчения, погибшим и выжившим. Проект был утвержден императором 26 августа, во вторую годовщину Бородинской битвы. Стасов задумал его как "Русский Пантеон", величественный и скорбный. Он сам писал, что его собор "по подражанию древних в России соборов, никакими излишествами не отягощен". Что он имел в виду насчет подражания древнерусским храмам, не очень ясно. Возможно, четыре круглых столпа в интерьере напоминали столпы соборов 15-16 веков, идущих от аристотелевского Успенского. Возможно, "древнерусской" считалась простота и ясность объема. Хотя больше здесь все же духа не русского, а античного, римского. Это ампирное, предельно лапидарное прочтение темы Пантеона - в квадратном его варианте, но с тем же низким полусферическим куполом, нерасчлененным, геометрически простым объемом, почти без проемов. Столпы-колонны внутри имели спиральный рельеф, как на колонне Траяна.
Среди всех соборов тогдашней России саратовский безусловно выделялся оригинальностью образа, что ставит его в ряд выдающихся и этапных произведений руского храмостроительства. Стасовские чертежи сохранились. По ним здание и было выстроено, без участия автора. В 1830-е храм дополнился отдельно стоящей колокольней по проекту строившего собор местного архитектора Г.В. Петрова. Петров неплохо имитировал стиль Стасова, так, что сразу и не поймешь, что колокольня поздняя. Собор освятили в 1826 году в честь Александра Невского. Посвящение не было случайным, ибо делало храм одновремено и памятником недавно скончавшемуся императору Александру, герою-победителю Наполеона. Внутри было устроено что-то вроде музейной экспозиции, с трофейными французскими знаменами и прочими реликвиями победы. В советские годы это собор не спасло. Сейчас в земле сохраняются его фундаменты, еще теплится надежда на восстановление.
Неплохой материал по истории храма Проект В.П. Стасова. Разрез. 1814 г.