Известной работой А.У. Зеленко в Самаре стали перестройка бывшего дома купца А.П. Кожевникова, позже пивозаводчика Н.Ф. Дунаева на углу улиц Дворянской и Воскресенской в 24 квартале (ныне угол улиц Куйбышева, 55 и Пионерской, 48) для Самарского отделения Русского Торгово-Промышленного Коммерческого банка, а также проектирование квартир и служб учреждения в 1899 году.
Перестройка здания Самарского отделения
Русского Торгово-Промышленного Коммерческого банка. Проект банковских служб
В 1894 - 1895 годах услуги Русского Торгово-Промышленного Коммерческого банка в Самаре начали представлять уже упоминавшийся нами Л.Л. Зелихман и хозяин охотничье-оптического магазина и велодрома Ф.А. Нейман как агенты. Для продажи услуг банка они организовали комиссионерство, располагавшееся на Вознесенской в доме Масловой. Судя по всему дело пошло, и уже в 1896 году было создано Самарское отделение банка под руководством известного финансиста и юриста Александра Семеновича Медведева, и в 1897 году было арендовано помещение в здании А.П. Кожевникова (позже Н.Ф. Дунаева) на углу улиц Дворянской и Воскресенской в 24 квартале (ныне угол улиц Куйбышева, 55 и Пионерской, 48).
С 1850-х по конец 1870-х годов дворовое место принадлежало мещанам Плехановым. Двухэтажный же каменный дом классической архитектуры был выстроен новым хозяином, известным купцом Андреем Фроловичем Кожевниковым в конце 1870-х годов. Перешел сначала сыну Прохору, а затем внуку унтер-офицеру Алексею Прохоровичу Кожевникову. Сохранился снимок художника и фотографа В.А. Михайлова со зданием А.П. Кожевникова до перестройки (фото 1897 или 1898 года) с аптекой Дробышевского.
Снимок дома А.П. Кожевникова из фотоальбома В.А. Михайлова и Н.И. Цвиленева, 1897 - 1898 годы
В списке домовладельцев 1897 года хозяином дворового места на углу улиц Дворянской и Воскресенской с двухэтажным домом продолжает упоминаться Алексей Прохорович Кожевников с аптекой Паньшина и столярной мастерской как арендаторах и о А.Я. Вюртнере (брат С.Я. Вюртнера - владельца аптеки и председателя Совета при лютеранской церкви или кирхи св. Георга на Дворянской улице) и А.И. Грачеве (владелец столярной мастерской) как о квартирантах Кожевникова.
В 1898 году здание переходит к самарскому пивозаводчику, хозяину винокурни (занимался изготовлением высококачественных русских водок) Николаю Федоровичу Дунаеву. Но уже в январе 1899 года купец Н.Ф. Дунаев переуступил дом арендатору - Самарскому отделению Русского Торгово-Промышленного Коммерческого банка - в собственность.
31 июля 1899 года в городскую управу банком было подано прошение с проектами гражданского инженера А.У. Зеленко на перестройку бывшего дома Н.Ф. Дунаева (А.П. Кожевникова), постройку дома с квартирами и флигеля со службами, что было отражено в Журнале технического отделения Самарской городской управы 7 августа.
Прошение о разрешении перестройки здания банка (бывшего здания Н.Ф. Дунаева) и постройки дома под квартиры.
Публикуется впервые. Из фондов ЦГАСО
К январю 1900 года основное здание банка было перестроено; к 1902 году было завершено строительство флигелей со службами и квартирами. Перед служебным корпусом разбили сад и был возведен забор с коваными решетками. В главном угловом здании банка на первом этаже располагались канцелярия, счетоводство, товарная, зал для публики, кабинет управляющего; на втором этаже находились кабинеты, гостиная, помещения для гостей, спальни управляющего и главного бухгалтера, столовая. В служебном флигеле разместили на первом этаже прачечную, каретник, конюшню, амбар; на втором этаже сеновал, сушильню, склады, помещения для просушки мешков под товары.
План А.У. Зеленко вновь возводимых зданий в 24 квартале. Публикуется впервые. Из фондов ЦГАСО
Проект А.У. Зеленко перестройки здания банка (бывшего здания Н.Ф. Дунаева (А.П. Кожевникова), 1899 год.
Из фондов ЦГАСО
Перестроенное здание Самарского отделения Русского Торгово-Промышленного Коммерческого банка
Фотоснимок 2010 года бывшего здания банка. Взят у Армена Арутюнова
golema здесь Фотоснимок 2015 года бывшего здания банка. Подробнее смотрите у Нины Дюковой
seleste_rusa здесь 15 мая 2016 года
Красное кирпичное здание под квартиры сотрудников банка
Проект А.У. Зеленко здания под службы, 1899 год. Публикуется впервые. Из фондов ЦГАСО
Банковское здание под службы сегодня. Вероятно, было перестроено еще в советское время
До 2015 года. Когда-то было так
Летом 2016 года во дворе, в саду у бывших банковских служб
Архитектор В.Г. Каркарьян справедливо писал, что эклектичное здание банка было выстроено с «провинциальной помпезностью», вполне соответствующей купеческому мировоззрению. Нужно отметить, что после перестройки особняка для банка, архитектор Зеленко приобрел себе имя в самарском обществе. О нем начали говорить.
После перестройки здание венчают псевдобарочные аттики с масками львов и псевдорусские шатровые крыши с окнами, кованые парапеты, с угла устроен балкон с навесом.
Интересно, что официально отделение банка в новом здании открыли именно 12 февраля 1900 года. Дата 12 февраля считалась чем-то похожей на современный День города - это был день памяти святителя Алексия Митрополита Московского, «великого печальника земли Русской», небесного покровителя Самары. Эта дата тогда широко отмечалась в городе, в церквах шли службы.
В «Самарской газете» за 10 февраля было указано: «Самарское отделение торгово-промышленного банка открывается 12 февраля в новом помещении в собственном доме на углу Дворянской и Воскресенской улиц. На молебен по случаю перехода в новое помещение и на обед приглашено много гостей, преимущественно из торгово-промышленного класса, имеющих дела с банком».
Из «Самарской газеты» от 10 февраля 1900 года
В энциклопедии Дворянской улицы краеведов Т.Ф. и Г.В. Алексушиных и А.А. Будановой значится, что первым управляющим банка был А.Я. Гусев. Однако это не так. Первым управляющим с 1896 по 1905 год являлся А.С. Медведев. Александр Яковлевич Гусев станет руководителем отделения только после 1905 года. 18 февраля 1900 года в «Самарской газете» была размещена такая заметка: «Мы уже отмечали, что по случаю перехода отделения Российского торгово-промышленного банка в новое собственное помещение состоялся молебен, а затем обед, на который было приглашено множество представителей местного общества, преимущественно из торгово-промышленной сферы. Вчера же в помещении коммерческого клуба давался представителями торговли и промышленности в Самаре ответный обед управляющему банка Александру Семеновичу Медведеву, пользующемуся большой популярностью среди местных промышленников и торговцев, и сильно оживившему деятельность самарского отделения банка. А.С. Медведеву поднесен адрес, покрытый подписями».
Из «Самарской газеты» от 18 февраля 1900 года
Отношения нашего купечества с А.С. Медведевым - просто настоящая идиллия.
А.С. Медведев быстро завоевал расположение местного самарского общества. Тогда отделение банка выступало как двигатель самарской экономики, выдавая большие кредиты на интересные проекты с приемлемыми, вполне подъемными процентами или под залог товаров, ценных бумаг, промышленных активов.
Самарское рекламное объявление банка, 1904 год
Из фирменных бланков банка. Публикуется впервые. Из фондов ЦГАСО
Фирменный конверт Самарского отделения банка для переписки с германскими партнерами. Из фондов ЦГАСО
Крайний слева сидит А.С. Медведев
Вероятно, именно в Самаре А.С. Медведев познакомился с Зеленко. Впоследствии архитектор А.У. Зеленко, помещик А.С. Медведев и педагог-экспериментатор С.Т. Шацкий станут организаторами педагогического общества «Сетллмент» в России (об этом подробно ниже). А.С. Медведев был заметной фигурой, возглавлял Самарское отделение банка вплоть до 1905 года. Тверской помещик, говорили, что наполовину карел, родился в обычной крестьянской семье, окончил Демидовский юридический лицей в Ярославле. Гласный Тверского губернского земского собрания, в 1906 году депутат Государственной думы от Тверской губернии. Во время знаменитого неурожая на рубеже веков в Самарской губернии активно помогал голодающим, был одним из организаторов Коммерческого училища в Самаре. После участия в подготовке «Выборгского воззвания» в 1906 году попал в тюрьму, а далее был выслан опять же в Самару. Но перед самым отъездом в наш город у Медведева случился удар и он скончался.
По сведениям Алексушиных и А.А. Будановой после революции здание национализировали. В 1918 году здесь находился ГубОНО, жили известные профессора В.Н. Перетц и М.В. Неструева. Во время национализации сюда свозили реквизированные вещи, которые позже перераспределялись, направлялись в музеи или перепродавались, а деньги поступали на спецсчет «Имущество бежавшей буржуазии». В 1936 году в здании был открыт «ночной» туберкулезный санаторий. Позднее бывший дом Русского банка находился в распоряжении областного тубдиспансера.
Сегодня в здании - кафедра фтизиатрии и пульмонологии государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ и находится Диспансерное отделение № 1 Самарского областного клинического противотуберкулезного диспансера имени Нестора Васильевича Постникова.
В 2015 году здание было отреставрировано (капитальный ремонт здания - фасадов и кровли, ООО ПК «Реставрация»).
Подрядчики, проводившие реставрационные работы, говорят, что гипс и камень они брали в поселке Богатырь на ЖИЗе (Жигулевском известковом заводе), то есть там же, где брали материалы для перестройки здания дореволюционные строители (на известковых и алебастровых заводах Г.С. Ванюшина у села Ширяево).
В 1899 году, согласно некоему перечню проектов архитектора Зеленко, хранящемуся в архиве Союза архитекторов СССР в Москве, и обнаруженному самарским искусствоведом и краеведом Н.В. Мельниковой в начале 1990-х годов, мастер принимал участие в конкурсе на разработку лучшего проекта Народного дома в Самаре, который был организован городским комитетом попечительства о народной трезвости. Интересно было бы взглянуть на проект А.У. Зеленко! Однако победил проект Филарета Засухина, была образована комиссия по постройке здания Народного дома под председательством М.Г. Котельникова и П.Н. Арефьева. Так как здание возводилось исключительно на средства, поступавшие от благотворительности, то строительство Пушкинского народного дома окончилось только в 1903 году.
О смене самарских городских архитекторов в 1899 году. Роль А.М. Михайлова
Вопрос об уходе А.А. Щербачева с должности самарского городского архитектора и о приглашении на службу А.У. Зеленко многочисленными биографами А.А. Щербачева и исследователями творчества А.У. Зеленко обычно подается в одну строку: «В 1899 году Щербачев отказался от должности, а на его место назначили Зеленко». На самом же деле, история была более чем драматичной.
На рубеже XIX - XX веков в Самаре масса инфраструктурных проблем. Городу были нужны своя скотобойня, канализация, постоянный, а не плашкоутный мост через реку Самару, мощеные камнем дороги и площади, шли разговоры о самарской набережной. Требовалось срочное ускорение работ по сдаче городской электростанции, устройству городского освещения, стояли задачи дальнейшего расширения сети городского водопровода.
Городской архитектор Александр Александрович Щербачев справедливо считал, что он, его помощник и его скромный немногочисленный рабочий аппарат физически не смогут справиться с этими проектами и предлагал нанять за счет города отдельного инженера для выполнения специальных задач. 12 мая 1899 года в газете городского самоуправления «Самарский листок объявлений» были опубликованы выдержки из доклада Самарской городской управы, где отмечалось, что «расширение всевозможных строительных предприятий вызывает крайнюю необходимость для города иметь в своем распоряжении инженера, специалиста по всяким вопросам санитарной и прикладной техники, из которых многие должны считаться поставленными на первую очередь, как например, постройка скотобойни, канализации, устройство набережных и укрепление берегов, устройство мостовых с самой тщательной планировкой улиц и площадей, более рациональная постановка городского кирпичного дела, и, наконец, в ближайшем будущем, необходимо разработать и выдвинуть на очередь вопрос о постройке постоянного моста через р. Самару. Вопросы о постройке скотобоен и о проведении канализации представляются вопросами, настолько разработанными и подготовленными, что дело остается только за составлением проектов и смет. Самарская городская дума предлагает обращаться к разным иногородним и не состоящим на службе у города инженерам, но они не могут принять на себя постоянного наблюдения за исполнением проектов. Между тем, имеются местные инженеры, уже хорошо знакомые со всеми необходимыми городу инженерными работами, которые и предлагают свои услуги за содержание 1 700 рублей в год. Городская управа до настоящего времени не входила в думу с подобным докладом ввиду того, что не имела возможности указать лицо, вполне соответствующее всем нашим требованиям. В настоящее время такое лицо имеется в виду городской управы, и она вполне может рекомендовать это лицо думе для назначения на службу города. Это гражданский инженер Александр Иустинович Зеленко, состоящий на службе Самарского губернского земства; он согласен принять на себя службу городу за 1 700 рублей в год. Эта сумма вполне окупится той пользой, которую принесет служба инженера-техника с высшим образованием, специально изучившего устройство скотобоен и канализации городов…».
Однако Бюджетная комиссия Самарской городской думы во главе с крестьянином А.М. Михайловым (отцом самарского художника и фотографа В.А. Михайлова) отклонила это, казалось бы, логичное предложение и доклад управы даже не был официально опубликован в Журналах думы, и сохранился только лишь на страницах газеты «Самарский листок объявлений» от 12 мая 1899 года.
Бюджетная комиссия думы полагала, что «составить проекты моста, бойного завода или канализации полезно поручить лицу практиковавшему и располагающего опытностью, а за выполнением проекта могут следить, например, состоящие на службе города инженер при водопроводе Н.В. Чумаков и архитектор города А.А. Щербачев, а по сему производить новый расход в 1 700 рублей в год… нет надобности, а следовательно Бюджетная комиссия высказывается против приглашения инженера Зеленко на службу города». Для архитектора А.А. Щербачева это было, наверное, самое тяжелое время. Множество городских забот дополнялись огромным количеством частных заказов. В 1898 - 1899 годах А.А. Щербачев ведет работу над 21 объектом из всех 124, известных на сегодняшний день. Помимо этого, на мастера оказывается постоянное давление. Осенью 1899 года Ревизионная комиссия гордумы во главе с С.Е. Ромашевым отказалась принять каменные здания шестиклассного училища на углу улиц Троицкой и Панской и нового корпуса Троицкого рынка, обнаружив некоторые расхождения с проектами и другие нарушения. В вину А.А. Щербачева также вменялось то, что за последние три года так и не был подготовлен проект реконструкции Воскресенской (ныне Самарской) площади, а вместе с тем, принципиального-то решения о составлении подобного проекта просто так и не было принято думой. Ходили только разговоры. В итоге, 15 октября 1899 года А.А. Щербачев подает в городскую управу и думу гневное заявление: «… Поступив на службу города в качестве городского архитектора 21 февраля 1889 года, в то время, когда предстояла внутренняя отделка Кафедрального собора, на жалованье 1 500 рублей в год, и за составление эскизов внутренней отделки и наблюдение за выполнением работ по ним по 600 рублей в год, я выполнял возложенные на меня по этой части обязанности. Параллельно с этим, мной составлялись и приводились в исполнение масса и других проектов по городским постройкам и сооружениям.
После окончательной отделки собора в 1894 году, жалованье мне осталось лишь 1 500 рублей в год, которое я и получаю до сих пор, исполняя все обязанности городского архитектора. Несмотря на такое скудное содержание и массу городских построек, с каждым годом всё более увеличивающихся, и строящихся, как по моим проектам, так и под моим наблюдением, я не оставлял городской службы, пополняя свой бюджет посторонним заработком. Но в последнее время некоторые из гласных городской думы стали публично, в думе высказывать по моему адресу такие изречения и мнения, что я считаю дальнейшую службу в городской управе роняющей мое достоинство. А потому покорно прошу городскую управу уволить меня с должности городского архитектора».
Из черновика доклада городской управы с цитатами из заявления А.А. Щербачева. Публикуется впервые. Из фондов ЦГАСО
28 октября 1899 года отставка Щербачева на заседании думы была принята, а гласный А.М. Михайлов заявил, что «от инженера земской управы Зеленко было заявление с желанием занять должность в городе, потому его и следует пригласить на работу городского архитектора». 30 октября 1899 года от губернатора поступила бумага, что от него не встречается препятствий на замещение г. Зеленко должности городского архитектора.
1 ноября 1899 года А.А. Щербачев был официально уволен и его попросили возвратить «диплом» (удостоверение) городского архитектора. После представления Зеленко диплома на звание инженера, метрического свидетельства о рождении и об исполнении им воинской повинности, 8 ноября 1899 года он был официально принят на городскую службу. Поначалу с утверждением Зеленко в должности городского архитектора возникли проблемы по линии МВД, которые в течение недели были решены. На имя Самарского губернатора поступило заявление и от инженера при Главном Управлении Уделов в Санкт-Петербурге А.П. Илларионова о желании занять вакантную должность городского архитектора, но было уже поздно. Вакансию занял А.У. Зеленко.
Вот так, благодаря усилиям гласного, председателя Бюджетной комиссии думы А.М. Михайлова, сначала инженер А.У. Зеленко не попал на службу города по выполнению специальных задач (проектирование и строительство скотобойни и др.), а затем с его же помощью через пять месяцев стал самарским городским архитектором.
Интересно, что уже в 1900 году Бюджетная комиссия все-таки признала необходимость приглашения особого инженера для строительства самарской скотобойни с окладом в 3 000 рублей. Проект бойного завода в поселке за Панским переездом был разработан инженером министерства путей сообщения Ростиславом Павловичем Саблиным, когда-то работавшим в Самаре и похоронившем здесь дочь Ольгу, умершую в пятидневном возрасте в 1876 году (похоронена в некрополе Иверского монастыря). По рекомендации Р.П. Саблина строить бойный завод был приглашен инженер министерства путей сообщения, работавший на Московско-Ярославской железной дороге Константин Константинович Дитрих, который после инженера А.У. Зеленко станет новым городским архитектором.
Далее о работе А.У. Зеленко в должности городского архитектора и о собственном особняке на Самарской, 179 здесь:
https://kraeham.livejournal.com/103289.html