Ротонда в Горянах: средневековый реликварий

Feb 16, 2009 19:10

Это самая ценная реликвия Украинских Карпат - древнейший каменный храм региона, всегда бывшего дальней окраиной европейских держав, будь то Венгерское королевство, более поздняя Австро-Венгрия, Чехия, СССР или нынешняя Украина. Потому мировых шедевров эта земля не дала, улавливая лишь слабые колебания крупных культурных течений, развивавшихся слишком далеко отсюда. Уникальны Карпаты разве что своей действительно самобытной деревянной архитектурой. Но сейчас не о ней.

Ротонда Святой Анны (в других источниках - Николая) была возведена не то в 12, не то в 13 веках по одной версии венгерскими королями, а по другой - галицко-волынскими князьями в крепости, недалеко от Ужгорода. Сейчас это окраина Ужгорода. Небольшого замка давно нет, а каменная церковь осталась. В 1367 году она пострадала от пожара, но была восстановлена и даже расписана. В 15 веке западные портал и конху разобрали и пристроили прямоугольный неф. В таком виде она дошла и до нас, обогатившись позднее невысокой барочной башней над входом. Это совсем не столичная вещь - приземистая, кривая, с заметной асиметрией в плане. Все здесь говорит о работе местных мастеров, не очень знакомых с романской каменной архитектурой центров. Внутри ротонды изначально было шесть конх, теперь пять, после устройства на месте одной прохода в неф. Высота, 8 метров, равна диаметру - тоже 8 метров. Масштабы камерные.







Если снаружи здание не очень впечатляет, так как фактура стен давно замазана штукатуркой (любимая на Украине обмазка "под шубу"), то внутри вы неожиданно попадаете в подлинную средевековую архаику, где все родное - кривые своды, толстые стены и великолепные фрески, местами потертые, местами вовсе утраченные, но от этого еще более загадочные, выразительные и живые. Здесь выделяют три этапа живописи. От самого раннего, 13 века, осталось совсем мало, я даже не и понял, что именно. От следующего, 1367 года - основная роспись в ротонде, и от 15 века - фрески в нефе, на стене, примыкающей к ротонде. Живопись 1367 года предположительно выполнена тирольским мастерами, но есть версия, что работали художники из Северной Италии. Эту версию сейчас особенно любят, связывая горянскую ротонду напрямую с влиянием Джотто через возможного заказчика Дьердя Другетта, выходца из Италии. Не берусь комментировать, ибо совсем не специалист в этой области. Пишут про влияние Проторенессанса, но мне как-то больше романика вспоминается, не вижу я тут джоттовских черт. Фрески отличные, во всей Украине ничего подобного нет. По ценности и древности сопоставимы разве что с мозаиками и фресками Софии Киевской. Все сцены хорошо прочитываются - "Благовещение", "Поклонение волхвов", "Бегство в Египет", "Тайная вечеря" и т.д. В пристроенном нефе живопись 15 века выглядит тоже весьма архаично, совсем готика. Это две большие композиции - "Распятие с предстоящими" и "Покров Богоматери". Наверху еще "Благовещение". Лица тех, кто предстоит перед Девой Марией, очаровательны... А еще забавен младенец, летящий за голубем от Гавриила к Деве Марии. Наглядно зато...



















Благовещение 1367 г.



Поклонение волхвов 1367 г.





Бегство в Египет 1367 г.





Тайная вечеря 1367 г.



Вид из нефа 15 в. в сторону ротонды. По сторонам живопись 15 в. - "Распятие" и "Покров Богоматери". Наверху слева "Благовещение", еще полностью подлинное. А сцена справа уже подверглась недавнему прописыванию. У прихода в планах и далее таким образом поновлять потертые фрекси - это они реставрацией называют и возлагают на нее большие надежды. С ужасом думаешь, ЧТО можно увидеть через несколько лет на стенах горянской ротонды вместо подлинной живописи. И главное, никакого контроля со стороны государства. Словно не уникальный памятник Средневековья, а рядовая сельская церковь 19 века. Так что спешите видеть.















интерьеры, Карпаты, Ужгород, av4, Украина, романский стиль, храмы, Закарпатская область

Previous post Next post
Up