В начале февраля мне удалось воспользоваться хорошей погодой и осмотреть некоторые примечательные места
двух городов Южного Подмосковья.
Уездный город Районный центр Озёры, в истории себя ничем особо не прославивший, притаился в пойме Москвы-реки где-то в 40 км к юго-западу от Коломны.
Как и во всяком текстильном городе, из достопримечательностей в нем логично было искать большую церковь и фабрику. Церковь нашлась сразу же, однако существенно более ранняя, чем можно было предположить. Построенная в 1851 г., она изначально была Введенской, в 1930-е гг. серьезно пострадала от карбонариев, а в 1947 г. была вновь открыта уже как Троицкая. Несмотря на все пертурбации, она во многом сохранила приятные классические формы.
Внутри церковь украшена не то чтобы шедевральной, но очень добротной росписью.
Здесь хранится почитаемая жителями икона Божьей Матери «Взыскание погибших» (слева), украшенная многочисленными приношениями.
Трапезная и колокольня церкви были уничтожены карбонариями, поэтому издали она имеет несколько непривычный «кубический» вид.
Практически напротив церкви стоит бюст дважды Героя Советского Союза, маршала бронетанковых войск М.Е.Катукова, уроженца Озёрского района.
Текстильная фабрика находится неподалеку; в качестве «маяка» выступает некая башнеобразная конструкция, которую я издали принял сначала за полуразрушенную колокольню, а потом за крематорий.
Безмерно огромного размера кирпичные корпуса фабрики - еще царской постройки - я фотографировать не стал, ибо, на мой вкус, особой эстетической ценности они не несут некрасиво. А вот чугунный балкон административного корпуса порадовал живописным литьем.
Пробежавшись по переулкам, я понял, что едва ли город Озёры может чем-то еще поразить моё воображение. В тоске вернувшись на автостанцию, я стал изучать расписание междугородних автобусов и обнаружил, что один из них вскоре уходит на Зарайск. Не воспользоваться им было грех. Поначалу никакого подвоха я не почувствовал, но сюрпризы начались уже на понтонном мосту через Оку.
Форсирование моста происходило по следующей схеме: перед мостом автобус останавливается, двери открываются, пассажиры выходят и уныло плетутся по мосту пешком. Рядом инвалидным темпом плетется автобус. Если он провалится с моста, то утопнет только кондуктор, который почему-то из салона не вышел.
Зато пассажиры могут наслаждаться видом торосов и айсбергов.
Автобус №43 Озёры-Зарайск - хороший кандидат, чтобы посылать за смертью. Он никуда не торопится и расстояние в 35 км преодолевает примерно за час. По пути попадаются повороты на населенные пункты с дивными названиями: Облезьево, Пронюхлово, Мендюкино. Похожий на могильный холм въездной знак Зарайска воспринимается, как благословение.
Автовокзал Зарайска находится непосредственно рядом с Кремлем. Его стены, с переменным успехом отражавшие крымских татар, польских и литовских людей, а равно всякий прочий разбойный сброд, и сейчас готовы выполнить своё предназначение.
Башня треснула, бойницы заложены, но крепость стоит.
И стоять будет.
Надвратная башня уже в последние годы достроена двумя шатрами - несколько лет назад она выглядела
совершенно иначе .
Собор Иоанна Предтечи (1901-1904 гг.), наконец-то законченный реставрацией, являет собой зрелище яркое и радостное.
Роспись купола.
Св. преподобный Иоанн Многострадальный. Теперь эта фреска стоит у меня перед глазами в моменты, когда я офигеваю от количества свалившейся на меня работы :-о
Перенесение чудотворного образа св. Николая Зарайского из Корсуня в 1225 г.
Вид от Предтеческого собора на Никольский собор 1681 г.
Купола Никольского собора.
За пределами Кремля тоже расположено много интересного. Например, местная достопримечательность - грандиозная водонапорная башня.
С 2004 г., когда я был там последний раз, Зарайск заметно изменился к лучшему. Кажется, в городе расположено что-то военное (не умею сказать, что именно), поэтому в городе появилось множество памятных знаков военно-патриотической тематики. Среди них, например, такие:
или такие:
Весьма актуальная цитата (автор - герой Балканских войн, удостоенный от имени сербского народа шашки с надписью «Храбрейшему из храбрых»).
К вечеру мороз усилился, мой фотоаппарат окончательно замерз, и его приходилось отогревать руками перед каждым снимком. Оставалось только попрощаться с легендарным князем Пожарским, который в 1609-1610 гг. был Зарайским воеводой, и пуститься в обратный путь - по уже известной дороге мимо Мендюкино, Пронюхлово и Облезьево...