Литография по рисунку Ж.Н.Рауха. 1841 г.
Мне недавно пришлось про Кузьминки писать статью для Большой Российской энциклоподии. Для тех, кому интересно, ее текст под катом.
КУЗЬМИНКИ, архитектурно-парковый ансамбль в Москве, самая большая по количеству объектов подмосковная усадьба. Расположена в Кузьминском лесопарке, по обоим берегам реки Чурилихи (Пономарки), на которой устроена система Кузьминских прудов (в настоящее время она включает Верхний и Нижний Кузьминские, Шибаевский, и соединенный с Чурилихой каналом Китайский или Щучий пруды). Впервые эта местность упоминается в "книге Московского уезду письма и меры Семена Васильевича Колтовского и подъячего Онисима Ильина" 1623-1624 гг. как пустошь, на которой находилась уничтоженная в «Смутное время» Кузьминская мельница, принадлежавшая подмосковному Николо-Угрешскому монастырю. Со временем мельница была восстановлена и в документе 1680-х гг. фигурирует как мельница Кузьминка. В 1702 г. она вместе с прудом (ныне Нижним Кузьминским, ранее Мельничным), лесом и сенными покосами была передана в «вечное владение» “именитому человеку” Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1715), за ежегодную плату 50 рублей оброчных денег. В том же году на аналогичных условиях за 24 рубля в год Г.Д.Строганову, его жене Марии Яковлевне, урожденной Новосильцевой (1678-1734) и сыновьям: Александру (1698-1754), Николаю (1700-1758) и Сергею (1707-1756) были переданы соседние пустоши: Борисково (Дубки), Волынкино, Куровая и Остеево белище, отрезанные от угодий деревни Грайвороново, принадлежавшей московскому Симонову монастырю. За имением Строгановых закрепилось название Мельница по почти единственному находившемуся на его территории сооружению, другим его названием стало собственное наименование мельницы - Кузьминка (Кузьминская), со временем трансформировавшееся в форму - Кузьминки. Недалеко от мельницы к 1716 г., когда Кузьминки уже принадлежали наследникам Г.Д.Строганова: его вдове Марии Яковлевне и сыновьям, был выстроен "помещиков" двор: деревянная усадьба, состоявшая из господского дома и хозяйственных построек. Рядом с усадьбой находились дворы “деловых людей”, находившихся на службе у Строгановых. Между 1716 и 1720 гг. в Кузьминках была сооружена деревянная церковь, освященная в честь фамильной святыни владельцев - Влахернской иконы Божьей матери, ныне находящейся в фондах Государственной Третьяковской галереи. По церкви все имение получило еще одно название - Влахернское (впоследствии церковь сгорела и была заменена другой, также деревянной). 14 мая 1724 г. его посетил Петр I (известные по литературе сведения о том, что якобы для Петра I в Кузьминках был построен особый деревянный дворец ошибочны, в 1844 г. на месте, где якобы находился этот дворец, по проекту архитектора М.Д.Быковского был сооружен памятник Петру I, уничтоженный в 1920-е гг.). А.Г.Строганов по разделу с братьями стал единственным хозяином имения в 1740 г. При нем, путем постановки плотин на речке Чурилихе был создан огромный пруд, ныне называемый Верхним Кузьминским. В 1754 г. после смерти владельца Кузьминки унаследовали его третья жена Мария Артамоновна (по первому мужу Исленьева), урожденная Загряжская (1722-1788) и старшая дочь (от второго брака) Анна Александровна Строганова (1739-1816). Первоначально они владели Кузьминками и другими имениями вместе, но в 1757 г. произвели раздел наследства, по которому А.А.Строганова стала единственной владелицей Кузьминок. Тогда она вышла замуж за камергера князя Михаила Михайловича Голицына (1731-1804), который стал заниматься всеми делами по Кузьминкам. С 1804 г. эти функции выполнял его младший сын князь Сергей (Сергий) Михайлович Голицын (1774-1859), впоследствии член Государственного Совета в ранге действительного тайного советника 1 класса, благотворитель и меценат. С 1816 г. он и его старший брат Александр (1772-1821), бывший послом в Италии, унаследовали Кузьминки от матери. В 1821 г. доля А.М.Голицына перешла к его сыновьям: князьям Михаилу (1794-1860) и Федору (1805-1848) Александровичу Голицыным, которые жили в Европе, поэтому фактическим владельцем Кузьминок был только С.М.Голицын. Он реконструировал усадьбу и расширил территорию Кузьминок, превращенных в майорат, за счет постепенного приобретения многочисленных соседних земель, расположенных южнее и юго-восточнее: села Котельниково (ныне Московская область), сельца Мотяково (Ильинское), деревни Чагино и покупки у "неслужащего дворянина" Е.Д.Фалеева 192 десятин в пустоши Вешки. При нем стали очень популярными гуляния в Кузьминках на День Влахернской иконы Божией Матери 2 (ныне 15) июля, когда в усадьбу приезжало до 5 тысяч человек.
У С.М.Голицына в Кузьминках неоднократно бывали представители царствовавшей династии. Вдова Павла I императрица Мария Федоровна прожила в Кузьминках с 26 июня по 16 июля 1826 г. вместе со своим небольшим двором. Впоследствии С.М.Голицына в Кузьминках навещали сыновья Марии Федоровны: великий князь Михаил Павлович 27 июля 1830 г. и император Николай I в 1835 г. 29 июля 1837 г. в Кузьминки вместе со своей свитой, среди которой был поэт В.А.Жуковский, приехал наследник престола цесаревич Александр Николаевич (впоследствии император Александр II). 29 августа 1858 г. он снова побывал в Кузьминках, уже вместе со своею женой императрицей Марией Александровной.
В 1859 г. после смерти С.М.Голицына, похороненного в церкви в Кузьминках, его старший племянник М.А.Голицын, бывший русским послом в Испании стал единственным владельцем имения. В 1860 г. Кузьминки унаследовал его сын князь Сергей Михайлович Голицын (1843-1915), впоследствии полковник гвардии, управляющий Голицынской больницей, егермейстер, вицепрезидентом императорского Московского скакового общества. 14 августа 1866 г. С.М.Голицын принимал в Кузьминках американскую делегацию: помощника государственного секретаря по морскому министерству и члена Вашингтонского кабинета адмирала Густавуса Фокса - первого иностранца, которому было присвоено звание почетного гражданина г. Москвы (он прибыл в Россию по поручению президента США Э.Джонсона, для того чтобы принести поздравления от имени американского народа императору Александру II, спасенному во время покушения на него Д.В.Каракозова). Также в Кузьминки приехали: капитан Джон Бомонт (Бомон) - командир монитора “Майантономо”, на котором Г.Фокс прибыл в Россию, капитан Александр Муррей - командир парохода “Августа”, сопровождавшего “Майантономо”, и американский посол в России генерал Клей. Летом 1866 г. в Кузьминках побывал писатель Ф.М.Достоевский. Тогда он снимал дачу в соседней усадьбе Люблино, где работал над романом “Преступление и наказание”. С 1873 г. С.М.Голицын, расставшись с супругой, переехал из Кузьминок в свою другую подмосковную усадьбу Дубровицы (Подольский уезд, ныне Подольский район Московской области). Туда же была перевезена часть вещей из Кузьминок, а усадьбу владелец стал летом сдавать под дачи. В разное время на дачах в Кузьминках жили: архитектор И.Е.Бондаренко - один из ведущих мастеров неорусского стиля, искусствовед И.Э.Грабарь - инициатор издания многотомной «Истории русского искусства», Ф.А.Леонгард - жена директора правлений товарищества А.А.Шрадера (впоследствии Краснохолмского камвольного комбината) и Воскресенской мануфактуры и др. С 12 мая 1882 г. в квартире врача Кузьминской земской больницы на Слободке жил художник В.Г.Перов, скончавшийся там же 29 мая. В Кузьминки к В.Г.Перову приезжал его ученик М.В.Нестеров. 21 июня 1890 г. одну из кузьминских дачниц, некую А.О.Осипову, в Кузьминках посетил протоиерей Иоанн Кронштадский (Сергеев), настоятель Андреевского собора в Кронштадте; проповедник, духовный писатель (ныне канонизирован). Летом 1894 г. в Кузьминках бывал В.И.Ленин, живший неподалеку на даче в усадьбе Вешки (Толоконниково). Последними представителями династии Романовых, посетившими Кузьминки, были Московский генерал-губернатор великий князь Сергий Александрович и его жена великая княгиня Елизавета Федоровна. 19 мая 1901 г. они дважды побывали в Кузьминках по дороге в Николо-Угрешский монастырь и на обратном пути из монастыря (в отсутствие владельца их принимали служащие имения). В 1915 г. Кузьминки унаследовал сын С.М.Голицына (от первого брака) - князь Сергей Сергеевич Голицын (1871-1918), новый владелец Кузьминок имел статус "несостоятельного должника" и потому был отстранен от управления и распоряжения имением, находившемся в аренде у последней (четвертой по счету) жены С.М.Голицына княгини Анны Александровны, урожденной княжны Кугушевой (1869-1950), тогда жившей заграницей. После пожара 19 февраля 1916 г., уничтожившего господский дом вместе с западный флигелем на Парадном дворе, была учреждена "Администрация по заповедному имению Кузьминки". В 1918 г. Совет народных комиссаров передал Кузьминки эвакуированному из Петрограда Институту экспериментальной ветеринарии (выведен из усадьбы в 2001 г.). Из-за этого в течение последующих десятилетий Кузьминки пришли в полное запустение и упадок, многие здания перестроили под лаборатории, жилые и административные помещения, были проданы на слом чугунные скамейки и диваны, являвшиеся единственным в своем роде комплектом парковой мебели, все металлические памятники и Чугунные ворота, украшавшие въезд в Кузьминки, на месте сгоревшего господского дома был выстроен главный корпус института ветеринарии, закрыта и перестроена церковь, частично вырублен парк, уничтожен ряд зданий, сгорели почти все деревянные объекты и т.д. В связи со строительством по соседству поселка Новые Кузьминки, усадьба получила название Старые Кузьминки. В 1960 г. она вошла в черту Москвы. Часть усадебных сооружений, в т.ч. церковь, ныне действующая, восстановлены или выстроены заново в 1990-2000-х гг. В настоящее время в Кузьминках - самой большой подмосковной усадьбе, находится более 20 объектов. К сожалению, значительную их часть составляют новоделы. Однако, несмотря на все потери и утраты, ансамбль имения сохранил уникальность своей структуры и планировочную целостность.
На территории Кузьминок находятся 3 музея: с 1987 г. Музей-центр К.Г.Паустовского (занимает воссозданную Серую дачу на Садоводстве), с 1999 г. Музей русской усадебной культуры, являющийся отделом Музея истории Москвы (экспозиции ныне находятся в Большом Служительском флигеле на Слободке и в Конном дворе), Музей старинных автомобилей и экипажей газеты «Авторевю» (ангар в 800 м западнее Конного двора на территории Центра военно-патриотического воспитания).
Основные предметы из исторической обстановки Кузьминок в настоящее время хранятся в Воронежском областном краеведческом музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Саратовском Государственном художественном музее им. А.Н.Радищева, Таганрогской картинной галерее и других отечественных хранилищах.
Планировка усадьбы сложилась во 2-й пол. XVIII в., когда было выделено пространство парадного двора, окружённого садом, с прямой подъездной аллеей (Влахернский проспект, ныне Кузьминская ул). Композиц. центром ансамбля (ныне пл. ок. 250 га) стал Верхний Кузьминский пруд, по берегам которого в огромном пейзажном парке располагались усадебные постройки. Одним из первых известных архитекторов, строившим в Кузьминках, был И.П.Жеребцов. В 1750-х-1770-х гг. он перестроил обветшавшую мельницу, господский дом и флигели, пристани, беседки, выстроил (возможно, по проекту архитектора С.И.Чевакинского) каменную церковь Влахернской иконы Божьей Матери с приделом Александра Невского в стиле барокко, вместо прежней, погибшей "от огненного запаления" в ночь на 18 ноября 1758 г. Не меняя в основном уже сложившейся планировки Кузьминок, И.П.Жеребцов дал ей дальнейшее развитие путем перестройки и перепланировки отдельных ее элементов. Параллельно с И.П.Жеребцовым значительную долю в создание ансамбля внес княжеский садовник "иноземец" И.Д.Шрейдер (Шнейдер), работавший в Кузьминках еще со времен Строгановых. В частности, под его руководством в 1765 г. была создана "Звезда" (она же «Двенадцатилучевой просек», "Роща 12 -ти прешпектив" или "Часы") - французская, т.е. регулярная часть парка, состоящая из 12 аллей или «прешпектов» расходящихся из одного центра. Можно отметить и участие в застройке Кузьминок жившего у Голицыных учителя Ф. де Казие, более известного своими работами в подмосковном имении Голицыных Пехра-Яковлевская. Кроме того, в разное время к производству работ в имении привлекались крепостные архитекторы Голицыных. После И.П.Жеребцова архитектором в Кузьминках был Р.Р.Казаков, при котором был создан ансамбль построек в стиле классицизма. В частности, видимо по его в проекту, в 1784-1785 гг. была реконструирована церковь, перестроенная в стиле классицизма: сооружены тосканские портики, круглый барабан с главкой-бельведером и колокольня (1829 г. придел Сергия Радонежского, арх. Д.И.Жилярди, арх. М.Д.Быковский, 1860-е, придел Александра Невского худ. Чернов, худ. И.Артари, 1899-1900 гг. реставрация под наблюдением арх. К.М. Быковского, роспись худ. А.А.Томашки; в 1929 закрыта, колокольня разобрана, вместо купола сооружён 3-й этаж общежития; восстановлена в 1992-95). Р.Р.Казаков в 1783 г. привлек к строительству в имении своего зятя И.В.Еготова, первоначально, осуществлявшего только функции надзора за строительством. Им в начале XIX в. был реконструирован господский дом и выстроен Птичник. В конце 1800-х гг. И.В.Еготова сменили архитекторы из знаменитой семьи Жилярди - выходцы из итальянской части Швейцарии. Первоначально в них принимал участие только старший представитель этой фамилии И.Д.Жилярди. Вскоре ему начал помогать сын Д.И.Жилярди, который и стал основным архитектором Кузьминок. Параллельно некоторое время отдельные заказы С.М.Голицына для имения выполнял академик А.Н.Воронихин.
На долю Д.И.Жилярди в 1810-1830-х гг. выпали основные работы по восстановлению имения, пострадавшего во время Отечественной войны 1812 г. Он внёс ампирную чёткость в композицию центр. части ансамбля (создана главная композиц. ось усадьбы, на Парадном дворе по сторонам господского дома в 1814-15 поставлены 2 симметричных флигеля с 6-колонными портиками (реконструированы вместе с господским домом в 1830-1835 гг. при участии А.О.Жилярди); вост. флигель, сохранил только сруб, утратив детали, ныне реставрирован, зап. флигель, сгоревший в 1916 г., восстановлен сначала в кирпиче в 1952-53, затем в дереве в 2000-х гг.), сохранив свободное размещение вновь построенных парковых сооружений: Конного двора с Муз. павильоном (1819-23, Д.И. Жилярди), Музыкальный павильон, являвшийся сценой для рогового оркестра, воссоздан после пожара в 1978 г.; его лоджия с дорич. колоннами и скульптурной группой Аполлона с музами (не сохранилась) была включена в арку, по сторонам которой в 1846 г. установлены две конные группы работы барона П.К. Клодта фон Юргенсбурга, такие же как на Аничкове мосту в Петербурге; барельефы в виде львиных масок над окнами, метопы, возможно, скульптора Г.Т. Замараева (ныне новодельные), Пропилей (садовый павильон-беседка с 2-мя рядами дорич. колонн, 1830 г. Д.И.Жилярди, разобран в 1943-1944 гг.), Кухни или Егип. павильона (1813-15, Д.И. Жилярди, при возможном участии А.Н. Воронихина; см. илл. в ст. Египетский стиль), павильон Березовый домик на острове Китайского или Щучьего пруда (1820-е гг. Д.И.Жилярди, сгорел в 1923 г.) пристаней: расположенная по оси портика господского дома Львиная пристань 1830 г. Д.И.Жилярди, 1843 г. украшена фигурами лежащих «египетских» львов (воссоздана в 2000-х гг.) и др. В комплекс служебного Красного двора входят 2-этажные корпуса «приказчикова» и «людского» флигелей (1808-12, И.Д.Жилярди (?), в 1929-1930 гг. объединены С.А.Тороповым (?) вставкой между ними в одно здание, получившие название «Соединение»), корпус погребов 1832 г. (сильно перестроен), «конюшенный корпус с сараями и погребами» (1837 г., А.О.Жилярди). В 1829-1830 гг. рядом с церковью возведено круглое здание церковной ризницы (арх. Д.И. Жилярди). Кроме того, на Шибаевском пруду была сооружена Полуденовка - усадьба, подаренная С.М.Голицыным своему другу сенатору П.С.Полуденскому (1832-1834 гг. арх. А.О.Жилярди, сгорела в 1999 г.), позднее вернувшаяся в состав Кузьминок.
Также сохранились: обелиск у въезда в усадьбу (кон. 1830-х гг.), ограда Парадного двора, украшенная фигурами лежащих «египетских» львов» и мостик, ведущий на Парадный двор, декорированный торшерами с фонарями и крылатыми грифонами (1811-1812 гг. А.Н.Воронихин, 1815 г. И.Д.Жилярди, 1833-1838 гг. ск. Ж.А.Коломбо), Померанцевая оранжерея (1811-15, арх. И.Д. Жилярди (надзор); 1836 г. А.О.Жилярди - вышка над центральным круглым 8-гранном центр. залом и его отделка - пальмовидные колонны и росписи в египетском стиле), ансамбль «Слободки» со зданием больницы, 2-этажными кирпичными корпусами: Большим Служительским, Прачечным, домом причта и частью ограды между ними (1808-37, арх. И.Д., Д.И. и А.О. Жилярди), Птичник (1805-1806, арх. И.В.Еготов; перестроен в конце 1810-начале 1820-х гг. арх. Д.И. Жилярди), гроты (между 1811 и 1830 гг.), ансамбль «Садоводства» с руинами оранжереи (1821-1823 арх. Д.И.Жилярди), садовыми флигелями (1840-1841 и 1845-1846 гг. арх. А.О.Жилярди), (дерев. флигель садовника на Садоводстве, так называемая Серая дача 1831, арх. Д.И.Жилярди(?), перестроен в 1851 г. арх. М.Д. Быковский, воссоздан в 1976-1979 гг.). В Верхнем парке расположен Скотный двор в формах неоготики (1836-38, А.О. Жилярди; реконструирован в 1889 г. для земской больницы, в позднесоветское время - филиал 12-й городской больницы, просуществовавшей здесь до 1988 г.). В 1840-е гг. по проектам М.Д. Быковского в духе эклектизма построены Мельничный флигель или дом на плотине (1843-44, сгорел в 1995 г., воссоздан в 2000-х гг.) с каменным мостом (1847-48). Существующее на месте господского дома (сгорел в 1916 г.) здание (бывший главный корпус Института экспериментальной ветеринарии) сооружено в 1927 г. (арх. С.А. Торопов). Деревянная Мыльная или Ванный домик (украшена двумя колоннами в антах; 1816-17, Д.И. Жилярди), сгорела в 1994-1995 гг., воссоздана в 2000-х гг. Тогда же воссоздан ряд утраченных ранее парковых мостиков, в частности Горбатый мост, рядом с Конным двором (1845 г., арх. М.Д.Быковский).
Достопримечательностью Кузьминок, выделявших их среди других усадеб, было обилие чугунных изделий, отлитых на Архангело-Пашийских заводах Голицыных в Пермской губ.: въездные Чугунные ворота (1831 г. повторяли Николаевские ворота К.И. Росси в Павловске 1826 г., но государственный герб на них был заменен на герб Голицыных работы ск. И.П.Витали), тумбы и цепи на Влахернском проспекте (воссозданы в 2000-х гг.), памятники: императрице Марии Федоровне (1827 г. Д.И.Жилярди, ск. И.П.Витали, 1852 г. арх. М.Д.Быковский, на открытии памятника в Кузьминки приезжали: поэт князь П.И.Шаликов, член Государственного совета, любитель искусства, известный коллекционер и меценат Н.Б.Юсупов и др. гости), Петру I (1844 г., арх. М.Д.Быковский), Николаю I (1856 г. арх. М.Д.Быковский), скамейки, висячие мосты, беседки (не сохр.) и др. В настоящее время из них существуют только чугунные решётки ограды Парадного двора (по рисункам А.Н. Воронихина) и торшеры с фонарями и крылатыми грифонами (см. о них выше).
В 2004 г. в Кузьминках установлен памятник 300-летию усадьбы - обелиск, в граните стилизующий формы утраченного памятника Петру I, хотя это местность документально упоминается гораздо раньше в 1623-1624 г., кроме того, в числе персонажей, изображения которых помещены на обелиске, есть некий Сумароков (без инициалов, т.е. непонятно кто из представителей этого рода имеется ввиду), писатель А.П.Чехов не бывавший в Кузьминках и художник В.А.Серов, автор картины «Линейка из Москвы в Кузьминки» (ныне в ГРМ), сведения о якобы приезде которого в усадьбу также не имеют документального подтверждения.
Лит.:
Греч А.Н. Венок усадьбам. М., 2006;
Греч А.[Н.] Кузьминки/ Подмосковные музеи. М., 1925. Вып. 6.; Коробко М.Ю. Московский Версаль: Кузьминки-Люблино. М., 2001;
Коробко М.Ю. Кузьминки. М., 2002/ Русская усадьба;
Коробко М.Ю. Кузьминки-Люблино. М., 1999.
Коробко М.Ю. Москва усадебная. Путеводитель. М., 2005/ Новый московский путеводитель;
Коробко М.Ю., Рысин Л.П., Авилова К.В. Кузьминки. М., 1997/ Природное и культурное наследие Москвы;
Порецкий Н.А. Село Влахернское. М., 1913; Изд. 2-е, репринт. М., 2000.