Начало -
http://vittasim.livejournal.com/179512.htmlДом-дворец поставлен фасадом к оврагу, к которому полукругом сбегают две симметричные трехмаршевые лестницы и полуциркульный пандус - явное подражание паркам Трианона и Версаля.
Парадная лестница вела на террасу, где некогда на высоких постаментах стояли чугунные кентавры, придававшие дому романтический вид (сейчас утрачены).
Слева над лестницей находится так называемая мавританская беседка - видовой павильон с восемью арками, покрытый куполом с чешуйчато-черепичной крышей и фигурами драконов.
В беседке
Из беседки видно село Кирицы
Лестницы спускаются к обширной террасе с фонтаном в центре и тремя сообщающимися гротами из коралловых известняков.
Внутри грота
Отсюда широкая лестница спускается в партер, замыкаемый нижним гротом, сложенным из диких камней. Перед гротом на нижней террасе находился крупный фонтан с декоративной группой из необтесанного камня (не сохранился). Все лестницы были украшены декоративными лепными вазами и скульптурами дельфинов. От грота открывался великолепный вид на дом-дворец
.
Внизу когда-то были цветники. Еще ниже шли пруды с мельницей, а за ними - фруктовые сады.
А теперь попробуем начать прогулку к усадьбе сначала. Слева у стен ограды, окружающей усадьбу ,- пруд.
Ограда с башнями в псевдоготическом стиле спускалась к нижнему пруду. Восточная ограда, идущая к реке, была стилизована под крепостную стену средневекового замка.
Ограда -из усадьбы
Еще одна ограда - узорчатая чугунная - отделяла хозяйственный двор от усадьбы.
Широкая тополиная аллея подводила с запада к главному въезду - так называемым Красным воротам. Они возведены в ложно-готическом стиле, появившемся впервые в Петергофе в конце 1820-х годов и впоследствии ставшем модным в русской провинции. Красные ворота состояли из двух башен, соединенных аркой. Левая башня - квадратная, двухъярусная - завершалась четырьмя узкими четырехгранными шпилями, правую - также двухъярусную - венчал четырехгранный шатровый шпиль, покрытый чешуйчатой черепичной кровлей. Внутри башни - каменная винтовая лестница, на сегодняшний день сильно поврежденная. С обеих сторон к башням примыкала каменная ограда, прорезанная узкими арочными проемами.
Слева стоял небольшой домик привратника, от которого уцелела часть стены.
Стену прорезали двадцать арочных проемов, имитирующих бойницы.
Когда-то широкая тополиная аллея подводила с запада к главному въезду - так называемым Красным воротам От Красных ворот к усадебному дому простиралась ныне заросшая двухкилометровая аллея.
В парке - остатки социалистической роскоши - пионеры
Овраг, образовавшийся в бывшем русле реки Кирицы, она пересекала по арочному одиннадцатипролетному кирпичному мосту, вход на который прежде открывали массивные, с рисунком, ворота. Центральный пятипролетный участок моста выделялся по обеим сторонам четырехгранными обелисками с фонарями на изящных кронштейнах. И хотя мост сильно разрушен, по остаткам можно судить о его былом величии. Ранее здесь существовала специальная система фильтров, чтобы сооружение не разрушилось при разливе реки (утрачена).
Начало и конец моста отмечены белокаменными обелисками очень красивой формы. Летом их почти скрывает густая зелень, но осенью среди полуобнаженных деревьев белые массивы издалека похожи на статуи, и это напоминает образы Летнего сада в Ленинграде.
На просторах интернета бродит легенда про этот мост... согласно легенде мост был построен Сергеем Павловичем для прогулок с местной крестьянкой, когда он устал от ее любви - девушка сбросилась с моста, стала приведением и появляется на месте их встреч.
Существует еще одно предание. В семье Сергея Павловича было четверо детей. Первая дочь Марина родилась в 1897 году, прожила недолго - умерла в 1914 году в Каннах. По преданию, она упала на мосту в Кирицах, и этот мост стали называть с тех пор «чёртов мост». Но, возможно, у девочки был наследственный костный туберкулёз. На старом кладбище Марине поставлена изящная в новорусском стиле часовня с замечательными коваными воротами работы местного русского художника-иконописца Д. Стеллецкого (рядом могила царского ювелира Карла Фаберже).
Неизвестно, принадлежит ли Шехтелю и архитектура малых форм кирицкого ансамбля: каменный мост, ведущий от дворца в главную каштановую аллею парка, а также висячий мост (утерянный), так называемые Красные ворота и остатки парковой ограды.
На территории усадьбы.
.
Хозяйственный флигель.
. Конюшня с каретным сараем.
Конный завод.
Туча на Кирицами
http://san-kiritsa.narod.ru/index/http://www.mosjour.ru/index.php?id=463http://archi.ru/photo/tarabarina/ryazan/ryaz_ind1.htm