Цилиндрический дом

Jan 24, 2016 13:45

Оригинал взят у leonovvaleri в Цилиндрический дом


Был у меня уже пост про дом Мельникова в Кривоарбатском. Версия 1,0 получилась очень лиричной. Но тут попалась на глаза интереснейшая статья из журнала «Строительство Москвы» за 1927 год. После некоторых размышлений, решил выложить статью полностью, и источник малодоступный, и взгляд очевидца-автора соответствует духу того времени: ...пламя души своей, знамя страны своей, мы пронесем через миры и века!

В нашем строительстве отсутствуют новые конструктивные формы. Старая квадратная конструкция постройки у нас имеет массовое применение, независимо от ее эксплуатационных выгод, возможности рационализации в ней трудовых процессов, удовлетворения новому быту. Сооружения торгового и промышленного типа, жилые дома, здания учреждений у нас строятся в форме куба, несмотря на то, что многие из этих зданий выиграли бы во всех отношениях при иных формах: треугольных, ромбических, круглых. Это отсутствие новых конструктивных форм в строительстве отражается, прежде всего, на рационализации строительства и на упорядочении при помощи новой архитектурной конструкции отдельных функций промышленного и городского быта.

Подчинение этих функций посредством новой архитектурной конструкции потребностям культурной революции и индустриализации страны - практическая и политическая роль архитектора.

В текущем строительстве введение в практику новых архитектурных форм не может быть успешным без смелого эксперимента, без правильного архитектурного руководства строительством.



Одна из последних работ архитектора-художника К.С. Мельникова - экспериментальная постройка дома-особняка по Криво-Арбатскому переулку - представляет чрезвычайный интерес. Автор проекта, убежденный в необходимости реконструкции нашего строительства, говорит: «Принцип существующего строительства заключен в сосредоточенных напряжениях для отдельных частей сооружения. Мои принцип противоположен. Он характеризуется равномерным распределением напряжений по всем частям сооружения».

Работа архитектора Мельникова было задумана еще в 1927 году. Теперь, когда постройка уже выполнена больше, чем на 80%, мы можем поделиться некоторыми данными об этом опыте.



Конструкция дома состоит из двух вертикальных цилиндров всеченных друг в друга на одну треть диаметра. Цилиндрическая форма здания вызвана: 1) теми экономическими выгодами, которые влечет за собой при одной и той же площади длина стен по окружности в сравнении с длиной стен по квадрату; 2) чисто бытовыми условиями в круглых комнатах, о которых будем говорить отдельно. Полученная от такой цилиндрической конструкции в плане стройки «восьмерка» образует горизонтали наружных стен. Конструкция этих стен представляет собой стандартную сетку. Эта сетка выводится кирпичом, начиная от фундамента и кончая крышей. Она не меняется на всем своем протяжении - отдельные звенья кирпичной кладки с точностью повторятся, аннулируя, таким образом, в существующем строительстве понятие о столбе и перемычке, распыляя все напряжения но всей стене. Все размеры сетки, ее столбов и проемов предопределены размером кирпича. Несмотря на сложность этой кладки, на громадное количество просветов (в двух цилиндрах до 200 «окон» шестиугольников), несмотря на строгое соблюдение перевязи швов - возведение стен производилось без битья кирпича на трехчетверки. Это достигалось путем сдвигов кладки через каждые два ряда на 1/8 кирпича в одну сторону и в другую. Полученные в стандартной кирпичной сетке шестиугольные сквозные проемы, расположенные в диагональном порядке, могут быть использованы в любых вариантах - частью для окон, частью же - для утепления стен (проем забивается строительным мусором, землей и прочим, благодаря чему стена снабжается как бы тепловым аккумулятором).



Особый интерес вызывает устройство перекрытий. Балки, накаты, стропила отсутствуют. Их заменил тес. Из теса сделана конструктивная сетка - будущая основа пола, потолка или крыши. Она закрепляется в цилиндрах, как дно или крышка огромной бочки. Эти сетка зашивается сверху и снизу шпунтовым настилом, образуя, таким образом, пол и потолок, которые в этом случае являются рабочий частью конструкции, в противовес старым конструкциям, в которых они были только неизбежным балластом.







Таким образом, старые второстепенные элементы в новой конструкции становятся его рабочими частями, соединяя здание в одно органическое целое. Здание такой конструкции одинаково распространяет напряжение, равномерно передавая его всем своим частям. Принцип же равномерности напряжений уменьшает количество строительных материалов, дает возможность применять строительные материалы меньшей прочности, которые со своей стороны, гарантируют меньшую теплопроводность. Экспериментальная работа архитектора К.С. Мельникова выполнена из материалов, наиболее ходовых и распространенных в нашей стране. Кирпич и дерево наиболее трудно было применить к такой конструкции, однако, успешное выполнение эксперимента именно с этими материалами подчёркивает только чрезвычайную пластичность системы построения подобных зданий. Устойчивость, теплонепроницаемость и светопроницаемость - основные моменты задачи в соединении с техникой строительства и самоанализом архитектурного творчества привели автора к изобретению подобной конструкции.

Окончательная стоимость постройки выразится в сумме 32000 рублей при общей кубатуре в 1.350 м³; стоимость же одного м³ - в 24 рубля.

При рассмотрении этих цифр следует принять во внимание общие условия экспериментальной работы, а также чисто местные и частные условия по отношению к данному эксперименту. Они в значительной степени удорожили строительство. Так, например, в связи с условиями грунта на отведенном под застройку участке, фундамент дома пришлось заложить на большую глубину (местами до 4 м); благодаря стеснению в средствах на экспериментальную работу, постройка затянулась почти на два года, что вызвало рост «накладных» расходов, как-то: сторожка, случайные простои, временные утепления на зимовки и прочее; организационные недочеты но доставке строительных материалов, а также и грехи экспериментатора - исправление во время стройки чисто композиционных недочетов, выявившихся во время работы (изменение конструкции оконных рам, способ укладки перекрытия и кладки стен в замыкании «треугольников»). При устранении стоимости всех этих недочетов, столь характерно сопровождающих каждый эксперимент, цена куба по данной постройке выразится и сумме 18-19 рублей. Возможно и дальнейшее снижение этой стоимости, главным образом, за счет поднятия квалификации рабочей силы. В частности, например, круглая форма здания, система кладки стен и способ устройства перекрытий на практике «усложнили» работу каменщика и плотника. Наших каменщиков и плотников на стройке пришлось обучать новой стандартной кладке кирпича, стандартной заготовке тесин для перекрытий.

Мы еще не представляем себе, какие специфические условия предопределяет цилиндрическая конструкция в нашем повседневном быту.







Эти условия характерны для нашей эпохи, завоевывающей бытовую культуру при помощи индустрии и техники, при помощи профилактической политики здравоохранения, физкультуры и гигиены жилища. Круглая комната, предопределенная для жилья цилиндрической конструкцией здания, не имеет углов - конденсаторов пыли и грязи. Вещи в ней при всем желании не могут быть придвинуты вплотную к стенам, что обеспечивает необходимую вентиляцию. Периметр ее стен короче чем у наших обычных зданий. Все это гарантирует большую чистоту помещения при наименьшей затрате сил. Наконец, цилиндр представляет возможность более полного и равномерного обмена воздуха в сравнении с кубом, а, кроме того, как всякая окружность, создает ощущение простора.



Круглых комнат в доме К.С. Мельникова пять. Из них в первом этаже, отводимом целиком под «лабораторию-жилище » - две. В первой помещается: передняя-вестибюль, столовая и кухня; во второй: гардеробная, туалетная, две комнаты для домашних мастерских, ванная и уборные (на плане прямые толстые линии обозначают перегородки, отделяющие комнаты). Две больше комнаты во втором этаже отводятся: первая - под гостиную или общую комнату, вторая, имеющая дне перегородки по плану в 14 окон, - под спальню. Пятая большая комната с 40 окнами предназначается для мастерской автора проекта. Все комнат предполагается оборудовать постоянной мебелью - шкафы, гардеробы, столы и кровати будут представлять собой специальные конструкции, герметически вделанные в стены и полы. Кроме того, исключительно в целях гигиены жилища, полы, потолки и стены спальни будут покрыты алебастром, отшлифованным до блеска. Этажи и комнаты соединяются между собой винтовой лестницей, начинающейся в вестибюле первого этажа и фактически заканчивающейся в антресолях выходом на балкон. Пол балкона снабжен чрезвычайно оригинальными стоками для воды.

Архитектором Мельниковым разработан «проект применения принципа цилиндрического дома в блочной системе». Его значение для нашего строительства, главным образом, для жилищно-строительной кооперации, заключается в том, что он разрешает успешно вопрос о постройке мелких квартир в 1 и 2 комнаты со всеми удобствами, дает снижение строительного коэффициента (отношения кубатуры здания и жилой площади): 5,97 - для застройки однокомнатных квартир и 5,50 - для застройки квартир в 2 комнаты‚ - против коэффициента текущего жилищного строительства в Москве (7,35) (стоимость 1 м³ по экспериментальному дому-особняку в блочной системе снизится на 10-15%); кроме этого, представляет возможность более широкого выбора строительных материалов (отсутствие сосредоточенных напряжений в отдельных частях здания позволяет делать литые стены).



Так, эксперимент над маленьким домом, над особняком - старой архитектурной формой - дает новые возможные формы укрупненного жилищного строительства.

Николай Лухманов. Журнал «Строительство Москвы» №5 1927 год.

конструктивизм, Москва, Константин Мельников

Previous post Next post
Up