Оригинал взят у
galik_123 в
Вознесенский монастырь в Смоленске Собор Вознесения Господня в Вознесенском монастыре
У Вознесенского монастыря мы оказались случайно, уже выезжая воскресным вечером из центральной части Смоленска. В темноте собор Вознесения Господня выглядел очень внушительно, строго и лаконично. И всё окружающее пространство монастыря было выстроено вокруг него.
Уже потом изучая информацию об этом монастыре узнала, что сведения об основании монастыря расходятся - по одним данным он был основан в 1515 году, по другим - в 1630-е иезуитами. После вхождения Смоленска в состав Московского государства в него были переведены старицы Оршанского Кутеинского монастыря, а сам он преобразован в женский православный монастырь. По преданию, в 1660-е годы в монастыре воспитывалась будущая мать Петра I - Наталья Кирилловна Нарышкина, дочь переведённого в Смоленск полковника Кирилла Полуектовича Нарышкина. Этот факт, впервые изложенный смоленским краеведом И.И. Орловским (1869-1909), оспаривается современными исследователями. Предполагается, что родители Натальи Нарышкиной похоронены на кладбище при Вознесенском монастыре (могила не сохранилась).
1. Известно, что изначально постройки монастыря были деревянными. Но в 1693 году старая деревянная церковь была разобрана, и по указу Петра I началось строительство каменной Вознесенской церкви. Её заложил московский зодчий Осип Старцев (1693-1694), строил московский зодчий Д. Калинин, заканчивал строительство К. Мымрин (1701-1704). Работы под их руководством вели каменщики из ярославских крестьян и смоленские стрельцы. Средства на постройку церкви были выделены из казны. Строительство осложнилось повреждениями, которые в 1697 году нанёс недостроенной церкви сильный ураган. По указу Петра I, в числе пострадавших от стихии и восстанавливаемых в первую очередь объектов находились и постройки Вознесенского монастыря. Вот так выглядел монастырьв начале XIX века.
2. В композиции монастыря главным является здание собора. Собор двухэтажный, на первом этаже располагается церковь преподобного Сергия Радонежского. Фасады украшают только окна в строгом уступчатом обрамлении. Несколько оживляют здание барочные окна восьмигранной формы. Сам храм расположен на одной оси с колокольней и соединен с ней просторной трапезной. Фасады всех строений характеризуются некоторой асимметрией. Выделяется трехчастная апсида с лопатками в заглублениях, крыльца сильно вынесены по сторонам четырехъярусной колокольни, состоящей из двух четвериков и двух восьмериков с открытыми арками.
Вознесенский женский монастырь. Вознесенский собор (слева) и надвратная церковь Ахтырской Божьей Матери (справа)
3. В 1764-65 годах к собору пристроили на северо-востоке Екатерининский придел. Он виден в арке монастырских ворот. Позднее вокруг территории монастыря возвели каменную ограду.
Арка монастырских ворот
4. Екатерининский придел имеет форму отдельного небольшого одноглавого храма и выполнен в стиле перехода от барокко к раннему классицизму.
Апсида Вознесенского собора слева, по центру - Екатерининский придел
5.
6. Надвратная церковь Ахтырской Божьей Матери возведена в 1830 году по проекту губернского архитектора Альшевского в классическом стиле.
Церковь Иконы Божией Матери Ахтырская в Вознесенском монастыре
7.
В период Отечественной войны 1812 года монастырь, как и большинство храмов города, был разорён. После освобождения города обитель достаточно быстро восстановили, и она продолжила свою деятельность. В 1920-30-е годы, когда здание Вознесенского собора занимал клуб работников типографии имени Смирнова, иконостас был уничтожен, а иконы исчезли. Тогда же были переплавлены монастырские колокола и сняты часы с колокольни. В 1941-43 годах весь комплекс Вознесенского монастыря сильно пострадал. Его реставрация проходила в 1968-69 годах под руководством архитекторов Г.М. Аптекина, В.В. Шеко и С.В. Шестопала. После этого здание собора отдали под выставочный зал. В остальных постройках монастыря размещались различные организации. В 2004 году решением Священного синода вновь открыт Спасо-Вознесенский женский монастырь. Новая звонница насчитывает 14 колоколов. Колокола были отлиты в лучших мастерских Балтийского литейного завода. Самый большой колокол весит 5 тонн, а общий вес звонницы составляет более 10 тонн.