ИССЛЕДОВАНИЕ МОРФОТИПОВ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕРЕВЯННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ ГОРОДА ВОЛОГДЫ

Mar 18, 2015 12:17

Желание А.И.Сазонова о профессиональных исследованиях вологодского деревянного зодчества потихоньку исполняется.
Рекламирую:
Глибкина Татьяна Михайловна


аспирант секции реставрации и реконструкции архитектурного наследия.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор И.К. Белоярская,ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет»,
Вологда, Россия, e-mail: tmglibkina@yandex.ru
http://archvuz.ru/2014_2/12

ИССЛЕДОВАНИЕ МОРФОТИПОВ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕРЕВЯННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ ГОРОДА ВОЛОГДЫ НА ПРИМЕРЕ НАЛИЧНИКОВ, ВХОДНЫХ ДВЕРЕЙ И КАРНИЗОВ

Выявлены и систематизированы основные типы наличников и дверных заполнений, определены стилистические особенности декора вологодских домов конца XVIII - начала XX в. Все основные типы рассмотрены на конкретных примерах и систематизированы. Обращается внимание на тип и характер резьбы, ее расположение и символику. Методика исследования основана на комплексном сборе, изучении и анализе результатов натурных обследований деревянных жилых домов: фотофиксации, обмерах и графическом анализе.

Ключевые слова: деревянное зодчество, декор фасадов, архитектура Вологды

Деревянная архитектура Вологды достаточно разнообразна по характеру и стилистическим особенностям. Декоративное убранство деревянных и смешанных зданий тесно связанно с объемно-планировочным и конструктивным решением постройки. Для деревянных домов характерна четкая иерархия фасадного убранства. Более всего декорировались уличные фасады, боковые фасады дома более скромные по декору, дворовые украшались редко.

Декоративными акцентами на фасадах деревянных домов служили наличники, фронтоны, портики, карнизы, балконы, двери. Распространенным средством для достижения неповторимости и художественной выразительности фасадов дома, используемых в деревянном домостроении, была резьба.

Народные мастера принимали во внимание художественный эффект контраста тонких резных деталей на фоне бревенчатой стены. В характере резьбы учитывались особенности климата в разных районах Руси.

Домовая резьба в городах и селениях Верхнего и Среднего Поволжья - так называемая глухая резьба, выполнявшаяся с помощью долота, была рассчитана на солнечное освещение, тогда как северная прорезная (пропиловочная) резьба при меньшем количестве солнечных дней предусматривала и силуэтное восприятие [1, с. 26-27]. Узор, выполненный в технике глухой резьбы, не пробивается насквозь. Другое название у такой резьбы - корабельная, из-за сходства с техникой корабельной рези. Происхождение корабельной резьбы точно не известно. Ученые утверждают, что, когда с появлением на Волге пароходов высвободились руки опытных резчиков-исполнителей корабельных украшений, мастера стали принимать заказы крестьян на украшение изб. Самым распространенным видом резьбы в XVII-XVIII вв. было «рытье» (повторение определенного геометрического элемента через определенный интервал) [2, с. 9].

Большое распространение получают растительные и животные мотивы в резьбе. Наличники, двери, карнизы, фронтоны дома украшаются стилизованными гирляндами из цветов и листьев, фантастическими соцветиями, лозами винограда и стилизованными изображениями животных. Нередко в декоре дома присутствовали полукруглые и круглые элементы со сходящимися к центру лучами (солярные знаки), символизирующие солнце.

Одним из основных декоративных элементов на деревянном жилом доме был наличник - обрамление проема или ниши [3, с. 91]. В Вологодском деревянном зодчестве можно встретить различные варианты наличников.

Взяв за основу классификацию, предложенную И.В. Маковецким и Е.Н. Бубновым, наличники вологодских домов можно разделить на четыре основные группы по стилистическим особенностям, способу устройства, формам и декоративной обработке. Каждая группа разделена на подгруппы.

К первой группе можно отнести тип оформления прямоугольного наличника простой или профильной доской, закрывающей осадочный паз между окном и стеной. Данный наличник охватывал оконный проем с трех или четырех сторон [4, с. 157]. Встречается как на фасадах дворянских и купеческих домов, так и доходных. В дальнейшем развивался за счет усложнения декора. К очелью добавлялись дополнительные декоративные лепные или резные элементы: медальоны, виньетки, гирлянды, пальметты, композиции из вьющихся стеблей фантастических растений или геометрических фигур (рис.1-7).

Среди них можно выделить следующие подгруппы наличников в порядке усложнения их декора:
- Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной доской (рис. 1), в редких случаях декорированные в верхнем стыке досок накладкой с глухой резьбой, например в наличнике дома по ул. Чернышевского, 55. В данном случае резьба выполнена в форме трилистника (рис. 1 г);

- Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной доской, завершенные имитацией замкового (рис. 2 а, б) или веерного камня (рис. 2 в, г);

- Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной доской, декорированные сверху по центру пропильной (рис. 3 а, б) или глухой резьбой, символизирующей солнце (солярные знаки) (рис. 3 в, г);

- Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной доской, декорированные сверху лепными или резными элементами: медальонами, переплетенными с листьями (рис. 4 а, б), виньетками (рис. 4 в, г);

- Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной доской, декорированные сверху сандриками геометрической формы (рис. 5 а - в) или представляющие собой сложный резной элемент (рис. 5 г);

- Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной доской, декорированные сверху сандриками геометрической формы и с усложненным и развитым низом наличника (рис. 6);

- Наличники с прямоугольным обрамлением простой или профильной доской, усложненной сверху и снизу, обрамленные дополнительно в прямоугольную или полукруглую рамку. В элементах декора присутствуют медальоны: перевитые друг с другом, украшенные накладками в форме цветка или композициями из сложно перевитых лент (рис. 7).



Рис. 1. I группа 1подгруппа наличников: а - Гоголя, 52 (конец XIX - начало XX в.);
б - Советский проспект, 16 б (1910-1911 гг.); в - Ленинградская, 28 (начало XIX в.);
г - Чернышевского, 55 (1916)



Рис. 2. I группа 2 подгруппа наличников: а - Ленинградская, 4 (2-я половина XIX в.);
б - Набережная VI Армии, 93 (3-я четверть XIX в.); в - Герцена, 37 (1829);
г - Предтеченская, 40 (начало XX)



Рис. 3. I группа 3 подгруппа наличников: а, б - Пролетарский переулок, 3 (начало XX в.);
в - Благовещенская, 70 (1912); г - Гоголя, 6а (начало XX в.)



Рис. 4. I группа 4 подгруппа наличников: а, б - Герцена, 37 (1829); в - Никольская, 16 (начало XXв.); г - Гоголя, 51 (1869)



Рис. 5. I группа 5 подгруппа наличников: а - Советский проспект, 88 (начало XX в.);
б, в - Ленинградская, 28 (начало XIX в.); г - Герцена, 37 (1829)



Рис. 6. I группа 6 подгруппа наличников: а - Советский проспект, 88 (начало XX в.);
б - Советский проспект, 20 (середина XIX в.); в - Октябрьская, 15 (середина XIX в.);
г - Гоголя, 116 (начало XX в.)



Рис. 7. I группа 7 подгруппа наличников: а, в - Октябрьская, 17 (середина XIX в.);
б - Маяковского, 5 (1842); г - Советский проспект, 20 (середина XIX в.)

Особенность использования в каменном зодчестве форм, зародившихся в дереве и, наоборот, применение каменных форм при строительстве деревянных домов, представляет собой один из ключевых моментов исторического развития русской архитектуры [5, с. 154]. В конце XVIII - начале XIX в. стремление деревянной архитектуры подражать каменной особенно ярко раскрывается в декоре дома, и, в частности, в наличниках. Особенно четко это прослеживается во второй и последних четырех подгруппах и обусловлено применением декоративных элементов, характерных для домов, выстроенных в камне.

Дальнейшее развитие наличника шло за счет появления над окном фронтона, состоящего из прямолинейных или криволинейных элементов. По мнению И.В. Маковецкого, появление такой формы в деревянном зодчестве устанавливается достаточно точно: наиболее ранние образцы подобных наличников довольно часто встречаются в древнерусской каменной и деревянной архитектуре хором, дворцов и теремов [5, с. 154].

Ко второй группе можно отнести более развитые наличники, венчающая часть которых представляла собой целый или раскрепованный фронтончик с прямолинейными или криволинейными составными элементами. Верхняя часть имела четкие горизонтальные членения, состоящие из полочек, валиков, гуськов, каблучков [5, с. 156]. Сильное развитие получает подоконная доска. Периметр наличника обрабатывается в виде филенок различной формы и декорирован гирляндами, плетеным орнаментом, цветами, листьями, прорезями и даже полубалясинами (рис. 8-10).

Благодаря такому наличнику окно выглядело более стройно, вытягиваясь по вертикали. По форме фронтоны можно разделить на прямоугольные, треугольные, полуциркульные. К первой подгруппе относятся наличники, имеющие двускатный (треугольный) фронтон. Наличники данной подгруппы имеют богато декорированное очелье, состоящее из досок с пропильной резьбой или декорированное накладками с глухой резьбой. Очень часто в декоре использовались полубалясины (рис. 8).

Ко второй подгруппе относятся наличники с полуциркульным фронтоном. В данном случае подфронтонное пространство часто украшалась солярными знаками. Очелье окна декорировалось простыми или профильными досками или же состояло из досок с пропильной резьбой (рис. 9).

Третья подгруппа включает наличники, верхняя часть которых завершалась четким горизонтальным профильным карнизом с высокой подкарнизной доской - фризом. Развитие этого типа наличника также шло по линии усложнения орнаментальных украшений в основном благодаря технике пропильной резьбы, позволяющей создавать фигурные рисунки разной сложности. Происходило обогащение верха наличника, декорировалось подфронтонное пространство окна (рис. 10). Для данной подгруппы характерны четкие геометрические формы, использование различных геометрических фигур в декоре: квадратов, кругов, треугольников и др., как бы подчеркивающих строгость форм и пропорций окна.

Одним из основных элементов в декоре была перевернутая восьмерка. На обрамляющих окно досках встречаются стилизованные кронштейны, как бы несущие фронтон окна (рис. 10 д, з), или доски с каннелюрами (параллельными прорезями-желобками) (рис. 10 д).



Рис. 8. II группа 1 подгруппа наличников: а - Чернышевского, 26 (2-я половина XIX в.);
б - Благовещенская, 20 (1912); в, г - Энгельса, 39 (1908)



Рис. 9. II группа 2 подгруппа наличников: а - Кирова, 15 (1902);б - Ленинградская, 34 (2-я половина XIX); в - Гоголя, 11 (1847); г - Кирова, 17 (конец XIX в.); д - Советский проспект, 20 (середина XIX в.); е - Мальцева, 18 (2-я половина XIX в.); ж, з - Гоголя, 51 (1869);
и - Благовещенская, 25 (1900); к - Мальцева, 31 (начало XIX в.); л - Никольская, 5 (конец XIX - начало XX в.); м - Колхозная, 11 (конец XIX - начало XX в.)



Рис. 10. II группа 3 подгруппа наличников: а - Ленинградская, 4 (2-я пол. XIX в.); б - Гоголя, 51 (1869); в - Добролюбова, 4 (конец XIX - начало XX в.); г - Горького, 47 (конец XIX в.);
д -Чернышевского, 35 (1900); е - Чернышевского, 55 (1916); ж - Чернышевского, 54 (конец XIX - начало XX в.); з - Зосимовская, 73 (1894)

В третьей группе принцип расположения и характер членения основных частей наличника такой же, как и в предыдущей. Но существенным отличием являлось то, что резьба не только размещалась под фризом, но и переходила наверх, вплоть до горизонтального карниза. Для данного типа характерен более усложненный характер резьбы: богато обработанный фронтон и подфронтонная плоскость, нижняя резная доска с различными накладками. Применялись все виды художественной резьбы. Резьба в данном случае представляет собой сложную сюжетную композицию из цветов, листьев и геометрических фигур [5, с. 159]. В данной группе встречаются наличники с прямоугольными, полуциркульными и треугольными фронтонами (рис.11). Орнамент фризовой и подоконной доски в ряде случаев делался шире оконного проема.



Рис.11. III группа наличников: а - Благовещенская, 25 (1900); б - Гоголя, 51 (1869);
в - Герцена, 38 (1868); г - Пречистенская набережная, 32 (2-я половина XIX в.);
д -Маяковского, 5 (1842); е - Гоголя, 53 (1895.); ж, м - Ленинградская, 43 а (1882);
з - Маяковского, 12 (конец XIX в.); и - Маяковского, 4 (середина XIX в.); к - Зосимовская, 73 (1894); л - Воровского, 34 (1892)

К четвертой группе можно отнести немногочисленные наличники, форма и композиция которых не имеет прямых аналогий с установившейся системой оформления оконного проема, например наличники домов по ул. Благовещенская, 23 и ул. Зосимовская, 21. В обоих случаях верх наличника декорирован плавными изогнутыми прорезями, характерными для модерна (рис.12 а, б). Интересны также наличники домов по ул. Зосимовская, 20 и ул. Ленинградская, 12, не имеющие подобных аналогов в Вологде (рис.12 в, г). Из примеров видно, что на одном доме могли встречаться разные типы наличников.



Рис.12. IV группа наличников: а - Зосимовская, 21 (конец XX в.); б - Благовещенская, 23 (середина XX в.); в - Зосимовская, 20 (конец XX в.); г - Ленинградская, 12 (конец XVIII в.)

Среди оконных проемов вологодских жилых деревянных домов встречаются двойные и тройные, так называемые венецианские (итальянские) окна. Располагались они, как правило, на главном фасаде в центре и декорировались в одном стиле с остальными окнами (рис. 13).



Рис. 13. Двойные и тройные окна: а - Ленинградская, 34 (2-я половина XIX в.);
б - Ленинградская, 43 а (1882); в - Чернышевского, 35 (1900); г - Советский проспект, 16 б (1910-1911)

Декоративная выразительность окна создавалась не только за счет резьбы, но и за счет рисунка оконного переплета. Существует большое разнообразие решений переплетов. Хронологически переплеты развиваются по пути разряжения горбыльков, уменьшения их числа до полного упразднения: горбыльки препятствуют проникновению в интерьер определенной доли света. Площади стекла соответственно укрупняются. Окно освобождалось от горбыльков, начиная с фрамуги. Расстекловочная схема, т.е. рисунок переплета, зависит от пропорций проема и датировки. При одних и тех же пропорциях в разное время могли применять разные расстекловочные схемы [6, с. 31]. Шестичастная расстекловка рамы (рис. 4 а, б; рис. 5 г; рис. 9 а; рис.11. в, ж) наибольшее распространение получила в начале XIX в., но применялась вплоть до начала XX в. Однако большая часть домов имеет двухчастный оконный переплет с фрамугой. Встречается большое количество вариантов подобного типа: от простых до усложненных различными вертикальными и горизонтальными членениями.

В отдельных случаях интерес представляет не столько рисунок переплета, сколько сам оконный переплет. Например, на доме по Советскому проспекту, 20, интересно необычное для Вологды оформление соединения горбылька с верхней контурной обвязкой рамы, выполненное в форме цветочного бутона (рис. 14).



Рис. 14. а - фрагмент рамы дома по Советскому проспекту, 20; б - фрагмент горбылька

Одним из важных элементов декора деревянного жилого дома были двери, реализующие одновременно коммуникационную и охранительную функции. В начале XIX в. парадная входная дверь устраивалась со двора, но позднее, с изменением уклада жизни горожан, переносится на главный фасад. Оформлению двери в вологодском доме придавали особое значение. Особенно это ощущается в декоре дверей доходного дома, располагающиеся попарно: одна вела на первый этаж здания, другая - на второй. Почти во всех случаях это двустворные двери со средниковой филенкой. Наиболее часто встречающимся типом в вологодских домах были двери с трехчастным членением дверного полотна (рис. 15 а) или двухчастным (рис. 15 б) с геометрическим рисунком, характерным для классицизма. В декоре дверей часто встречаются вставки из стекла, как в самом дверном полотне, так и над ним. В ряде случае, например в доме по Советскому проспекту, 20, устроены стеклянные двери, ведущие в лавку на первом этаже. Отдельный интерес представляют двери, выполненные в стиле модерн с применением различных криволинейных элементов, цветов, гроздей винограда (рис. 15 г - ж).



Рис. 15. Дверные заполнения: а - Благовещенская, 25 (1900); б - Добролюбова, 4 (конец XIX - начало XX в.); в - Советский проспект, 20 (середина XIX в.); г - Советский проспект, 16 б (1910-1911 гг.); д - Чернышевского, 17 (1880-1890-е гг.); е - Благовещенская, 22 (1902);
ж - Благовещенская, 20 (1912)

Большое внимание в оформлении дома уделялось карнизу и фронтону. Часто фронтоны и карнизы дома украшались досками с пропильной резьбой. В основе резьбы лежал повторяющийся мотив из различных орнаментов: растительных, животных и геометрических (рис. 16).



Рис. 16. Карнизные доски: а - Проспект Победы, 32 (начало XX в.); б - Благовещенская, 25 (1900); в - Гоголя, 53 а (1902); г - Благовещенская, 20 (1912); д - Ветошкина, 3 (1911);
е - Ленинградская, 53 а (1902)

Следует отметить, что животные мотивы в резьбе вологодских домов встречаются довольно редко. На момент исследования был выявлен только один дом. Это здание по ул. Ленинградской, 43 а, принадлежащий в начале XX в. купцу Попову. В мотивах резьбы используются изображения дракона, встречается на карнизе здания (рис. 16 е) и на крыльце, в виде двух драконов с высунутыми языками (рис. 17 а). Но, судя по историческим фотографиям, в Вологде встречались дома с львиными головами на дверях и даже стилизованными изображениями людей или мифических персонажей. К сожалению, данные элементы не сохранились до наших дней.

Таким образом, наиболее распространенный мотив резьбы - это различные трактовки растений и цветов (рис. 17 а - г), геометрические фигуры: круги, ромбы, прямоугольники и другие. Довольно часто встречаются медальоны, соединенные между собой и переплетенные листьями или лентой (рис. 17 д).



Рис. 17. Фрагменты декора: а - фрагмент навеса над крыльцом, Ленинградская, 43 а (1882); б, в - фрагмент декора наличника, Гоголя, 51 (1869); г - фрагмент декора наличника, Ленинградская, 28 (начало XIX в.); д - фрагмент декора, Гоголя, 51 (1869)

Стилистические особенности деревянной жилой застройки Вологды представлены провинциальным вариантом классицизма, модерном, эклектикой, точнее, ее разновидностью - псевдорусским стилем.

Основная часть вологодских деревянных жилых домов построена в традициях позднего классицизма. В Вологде сохранилось несколько домов, решенных в стиле провинциального модерна. Модерн в декоре домов выражался в убранстве балконов, наличников, дверей подзорами в виде свисающих кистей, гроздей винограда, выпиленных лилий, животных, цветов. Четко прослеживается в домах по Советскому проспекту, 16 б, Проспекту Победы, 32, Благовещенской, 20 и других.

Выводы

В исследовании впервые сделана попытка систематизировать и описать основные типы наличников и заполнений дверных проемов деревянных жилых домов города Вологды. Определены четыре основных группы наличников в зависимости от формы фронтона, наличия фриза и характера декора. Внутри данных групп были выделены подгруппы. Для каждой подгруппы выявлены особенности декора, рассмотренные на конкретных примерах.

Для вологодского деревянного дома характерна четкая иерархия фасадного убранства, когда более всего декорировался главный и боковые фасады, в то время как дворовой оставался без декора. На одном доме могли встречаться различные типы наличников. Большое внимание уделялось художественному эффекту контраста тонких резных деталей и глухой резьбы. В характере резьбы учитывались особенности климата, характерные для северных регионов России. Наибольшее распространение в резьбе вологодских домов получили растительные и геометрические мотивы.

Библиография

Пилявский, В.И. История русской архитектуры: учебник для вузов / В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. - М.: Архитектура-С, 2009. - 512 с.: ил.
Мазерина, А.Н., Орехова, Н.Н. Добрым людям на загляденье: Домовая резьба Костромского края / А.Н. Мазерина, Н.Н. Орехова. - М.: Северный Паломник, 2003. - 64 с.: ил.
Плужников, В.И. Термины российского архитектурного наследия / В.И. Плужников. - М.: Искусство,1995. - 160 с.
Бубнов, Е.И. Русское деревянное зодчество Урала / Е.И. Бубнов. - М. : Стройиздат,1988. - 183 с. : ил.
Маковецкий, И.В. Архитектура русского народного жилища. Север и Верхнее Поволжье / И.В. Маковецкий. - М.: Изд-во академии наук СССР, 1962. - 337 с.: ил.
Киселев, И.А. Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII - XIX веков: справочник архитектора-реставратора / И.А. Киселев. - М. : Acadmia, 2005. - 494 с.: ил.
© Т.М. Глибкина, 2014

Статья поступила в редакцию 14.05.2014

исследования, деревянная архитектура, узорочье, деревянные дома, Вологда

Previous post Next post
Up