Особняк Рекка на Большой Никитской. Дома и люди

Jan 23, 2015 14:18



Дом Я.А. Рекка, учредителя Московского торгово-строительного акционерного общества

В начале ХХ века стала оживать старая дворянская Москва, сто лет тому назад представлявшая собой живописное множество усадеб, окруженных садами и парками. В те времена застройка центральных улиц Москвы - Поварской, Никитской, Бульварного кольца, полностью состояла из таких уютных особняков.


1. Вечером дожидаясь автобуса в конце Большой Никитской, залюбовалась элегантным особняком напротив. Показалось даже, что при вечернем освещении он выглядит ещё наряднее, чем днём. История его возникновения в этом месте очень интересна - в ней переплетаются история московского градостроительства и судьбы его строителей и жильцов.



2. Особняк в стиле модерн был возведён в тот короткий период в истории города, когда в центре Москвы вновь стали строить комфортабельные виллы-усадьбы. В это время получили распространение новые тенденции в застройке города. Широко развивалось доходное жилищное строительство, поэтому большинство зданий строилось высотой 4-5 этажей. В противовес этому направлению возникла идея возвращения к комплексной усадебной застройке центра. Её автором был известный московский меценат и предприниматель конца ХIХ-начала ХХ века Савва Иванович Мамонтов (1841-1918). Об этом удивительном человеке, прожившем яркую жизнь, - неудачливом бизнесмене, растратчике и даже арестанте, но при этом великом меценате, основателе театров и опер, надо почаще вспоминать и в наши дни. Его вклад в развитие русского искусства огромен. Главной идеей его жизни был приоритет прекрасного над бытовым.



Илья Репин. Портрет железнодорожного магната и мецената искусств Саввы Ивановича Мамонтова, 1878

В 1889 году группа московских предпринимателей во главе с Мамонтовым решила организовать "Северное домостроительное общество", чтобы построить в центре города первоклассную гостиницу (Метрополь) и несколько городских вилл-особняков на продажу. Идея возводить богатое жилье с целью последующей перепродажи пришла в Москву из Западной Европы. С.И. Мамонтов выбрал для первых построек Общества стиль модерн, который мог привлечь богатых заказчиков, уже повидавших постройки модных европейских архитекторов Франции и Бельгии.
Сначала Северное домостроительное общество собиралось провести  конкурс на проекты нескольких домов-особняков, но он по каким-то причинам не состоялся, и проекты были заказаны главному архитектору общества Л.Н. Кекушеву. Воплотить эти планы в жизнь не удалось, чему помешал арест Мамонтова в 1899 году за растрату "железнодорожных" денег на нужды искусства.

3. Однако мысль о возведении богатых особняков в центре Москвы получила дальнейшее развитие в деятельности "Московского Торгово-строительного акционерного общества", которое в 1889 году учредил молодой, энергичный и богатый предприниматель Я.А. Рекк. Целью Якова Рекка было "украсить Москву стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы". За годы деятельности общества Рекка было построено немало особняков в стиле модерн и в неоклассическом стиле. Исторический центр стал строительной площадкой для нового поколения городских усадеб. Яков Рекк работал с лучшими архитекторами своего времени - Кекушевым, Лазаревым, Валькотом, Шехтелем. На протяжении 1903-1904 года шло строительство. Новые особняки заняли углы на пересечении Поварской и ограничивающих территорию переулков. Стилистически здания объединяли приемы модерна, но при этом выглядели они по-разному. В этом состоял коммерческий замысел Я.А. Рекка: особняки предлагались покупателям на выбор.



Учредитель Московского Торгово-строительного акционерного общества, ведущей строительной компании начала ХХ века Яков Рекк

4. Проект собственного дома Рекк мог заказать кому угодно. Но выбрал архитектора Густава Гельриха, по проекту которого и был возведён особняк на Большой Никитской в 1902-1903 годах. Густав Гельрих родился 15 сентября 1878 года. Окончил Политехнический институт в Ганновере и мог бы работать в Европе, но в 1901 году переехал в Москву и до начала Первой мировой войны успел возвести здесь более 30 значительных построек. Многие из доходных домов Г.А. Гельриха относятся к лучшим образцам московского модерна. Член Московского архитектурного общества с 1906 года, в 1908 году представлял свои проекты на Международной художественной выставке в Санкт-Петербурге. Владел собственным доходным домом на Малой Дмитровке. После 1914 года его следы теряются - скорее всего он либо покинул Россию, либо был интернирован, поскольку сохранял немецкое подданство.



Русский архитектор немецкого происхождения, крупный мастер московского модерна Густав Гельрих

5. Позже дом у Рекка перекупили текстильные магнаты Красильщиковы, и он был несколько перестроен архитектором И.В. Рыльским в 1913 году. Но даже перестройка не смогла скрыть благородства его форм и отделки.



6. Особняк в стилистике декоративного франко-бельгийского модерна украшает затейливый растительный декор в виде букетов цветов, листьев, лент и ниспадающих драпировок.



7. Концентрация лепного декора усиливается в верхней части левого эркера над главным входом в здание и правого фасадного выступа.



8. В центрах этих лепных панно помещены маски в обрамлении цветов и стеблей растений.



9. Главным акцентом особняка является чешуйчатый куполок над левым эркером.



10.



11.



12. Решётки тоже выполнены в стилистике модерна.



13. В настоящее время здесь находится резиденция посла Египта. И поэтому посмотреть внутренний интерьер не представляется никакой возможности.



особняки, Москва, Гельрих

Previous post Next post
Up