Рациональный модерн Армавира: обреченная архитектура
Яркой и специфической чертой необычайно быстрого развития кубанского селения Армавира в конце XIX - начале ХХ в. стало его превращение в типично городской центр по выполняемым функциям, характеру жизни его обитателей и внешнему облику.
В период с 1910 по 1914 гг., на пике «строительной горячки» в архитектуре Армавира наибольшее распространение получил рациональный модерн, для которого был характерен простой и лаконичный изобразительный язык, раскрывавший функциональное назначение и конструктивные особенности зданий.
Большинство крупных домов, возведенных в 1910-е гг., были почти лишены декоративных украшений, имели подчеркнуто строгий и деловой облик. Для армавирских зданий, сооруженных в духе рационального модерна, был характерен особый вид кладки «в отхват», при которой связующий раствор не доводился до лицевого края кирпича, благодаря чему на фасаде четко проявлялся геометрический рисунок швов, подчеркивавший фактуру строительного материала. В окна некоторых таких домов вставлялись большие зеркальные стекла, эффектно контрастировавшие с темной поверхностью кирпичных стен. Отсутствие декоративных излишеств, функционализм, ясность и простота архитектурных форм являлись основой эстетики рационального модерна. В Армавире этот стиль в той или иной степени воплотился в большинстве значительных сооружений 1910-х гг. Именно рациональный модерн определял специфику архитектурного облика селения той поры. Многие постройки этого времени несли в себе элементы зарождавшегося конструктивизма, получившего распространение уже при советской власти.
Следует обратить внимание, что целый ряд крупных зданий, возведенных в стиле рационального модерна, фотографы и издатели не успели отразить на дореволюционных открытках с видами Армавира, так как подавляющее большинство их было выпущено еще до 1911 г. Открытки двух первых советских десятилетий были немногочисленны и не отличались разнообразием сюжетов.
В годы Великой Отечественной войны в результате массированных бомбардировок города немецко-фашистской авиацией центральная часть Армавира была превращена в руины. Практически все крупные памятники рационального модерна оказались разрушены или выгорели дотла так, что от зданий оставались лишь почерневшие коробки капитальных наружных стен. Большинство их вскоре были разобраны для расчистки места под новое строительство. Лишь немногие постройки восстановили, как правило, с полной утратой первоначального внешнего облика. При этом на старые стены часто надстраивались дополнительные этажи.
Так получилось, что целый ряд зданий, возведенных в начале 1910-х гг. в стиле рационального модерна, мы можем увидеть лишь на фотографиях Армавира, только что освобожденного в январе 1943 г. от фашистской оккупации. По сути дела на послевоенных снимках запечатлены лишь оболочки полностью выгоревших когда-то шикарных и респектабельных домов. На них отсутствуют кровли, межэтажные перекрытия, своеобразные оконные переплеты, эффектные зеркальные окна, кованные и литые надкрылечные навесы, парадные двери, да и вообще большинство этих зданий обречены - вскоре они будут разобраны или перестроены до неузнаваемости. Тем не менее, именно эти фотографии весьма посредственного качества часто являются единственным изобразительным источником, позволяющим судить о специфике застройки и архитектуры самого городского села Российской империи начала ХХ века.
Ниже представлен ряд снимков 1943 г., на которых запечатлены образцы армавирской архитектуры рационального модерна 1911-1914 гг. постройки. Первоначальными владельцами этих зданий в большинстве случаев были состоятельные коренные жители села черкесо-гаи (адыгские армяне). Любопытно, что их отцы еще жили в традиционных черкесских турлучных саклях, крытых камышом и отапливавшихся с помощью коровьих лепешек. Вкусы и пристрастия их детей были уже принципиально иными…
Дом сельского старшины Петра Артемьевича Муратова (построен в 1910-1911 гг.)
Дом Наталии Тарасовны Тамбиевой, в котором действовал кинотеатр «Казино-де-Пари» (1910 г.)
Дом Артема Гаврииловича Кусикова, в котором находился театр «Сатурн» (1912-1913 гг.)
Дом купца Петра Григорьевича Каспарова, в котором находился его бакалейно-гастрономический магазин (1913 г.)
В правой части снимка - дом купцов-миллионеров братьев Тарасовых, в котором располагалось армавирское отделение Русского торгово-промышленного банка (1912-1913 гг.). Слева к нему примыкает здание купца П.Г.Каспарова, возведенное в 1913 г. для кинематографа «Марс».
Доходный дом купцов-миллионеров братьев Богарсуковых, строившийся с 1913 г. под гостиницу, ресторан, театр и магазины.
Дом купца Никиты Лазаревича Гирагосова, сооружавшийся с 1912 г. В 1915 г. здание было выкуплено и достроено Северо-Кавказским коммерческим банком для размещения здесь его главной конторы.
Дом Александра Петровича Назарова, в котором находился банк Коммерческого общества взаимного кредита (1911 г.)
Дом Александра Артемьевича Назарова, в котором размещались его мебельный магазин и гостиница «Большая Московская» (1911-1912 гг.)
Дом Сергея Христофоровича Сармакешева (1910-е гг.)
Здание зимнего клуба Армавирского Общественного собрания (1910-1911 г.)
Дом врача Серопа Исааковича Сеферова (1912 г.)
Доходный дом ставропольского купца Семена Прокофьевича Меснянкина (1911-1912 гг.). Справа к нему примыкает дом Александра Федоровича Кремнева, в котором работала зубная лечебница Я.Л.Варшавского (1910 г.)
Здание купцов братьев Тарасовых, в котором располагалась «Северная» гостиница и контора Международной компании жатвенных машин (1910-1911 г.)