Друзья !
Это сообщество было создано и модерируется историками архитектуры, краеведами и путешественниками из России и Украины. Вполне логично, что именно архитектурному наследию этих двух стран за шесть лет существования ресурса посвящено наибольшее количество постов, что отражает не только сферу интересов модераторов, но и реальное значение культурного богатства наших соседних стран. Мы всегда оставались в стороне от обсуждения политических вопросов. Здесь сложилась площадка для общения умных, широко мыслящих людей, много путешествующих и знающих о ценности и красоте памятников старины не понаслышке. Нас всех не надо убеждать в высокой мере таланта русских и украинских мастеров, веками создававших красивейшие здания, обладающие ярким местным и национальным своеобразием.
Сегодня случилось так, что бездумная политика (чья именно, у каждого здесь может быть свое мнение) спровоцировала конфликт между нашими двумя странами, который еще недавно невозможно было представить в принципе. Понятны всеобщее недоумение, растерянность и, как следствие, небывалый по силе взрыв эмоций. Мы с вами видим, что ситуация уже вышла за рамки ожесточенных споров и вмешалась в нашу повседневную жизнь. Срываются взаимные договоренности, рушатся планы на путешествия и поездки к друзьям и родственникам, многие люди на глазах превращаются в непримиримых врагов, наконец, есть высокая опасность дальнейших взаимных провокаций и эскалации насилия. Никто сейчас не в силах предсказать, чем и когда все это может закончиться.
Это настоящее испытание для всех нас, проверка каждого на человеческую состоятельность, на умение уважать и понимать друг друга, слышать и разговаривать, умение ценить и хранить дружбу. Проверка на способность мыслить и принимать решения самостоятельно, не поддаваясь колоссальному давлению официальных пропагандистских машин, потоку непроверенной провокационной информации и неадекватной истеричной риторике. Мы все должны оставаться прежде всего людьми и думать о нашем будущем. Нас всегда многое связывало и связывает, и нам еще вместе жить на этой красивой земле, путешествуя по ней и открывая новые удивительные места. Давайте верить в то, что эта крайне опасная ситуация в нашей истории завершится как можно скорее и, по возможности, с минимальным ущербом для всех нас и наших личных отношений. Дай бог, чтобы уже в недалеком будущем мы вместе смогли перевернуть эту трагическую страницу и вернуться к полноценной мирной жизни с ее обычными человеческими радостями.
Сохраняйте себя!
Модераторы сообщества:
Андрей Чекмарёв, Россия
Алексей Слёзкин, Россия
Ирина Пустынникова, Украина
P.S. Представленные ниже архитектурные памятники лучше всего свидетельствуют о близости и взаимных пересечениях нашей истории и культуры. Это лишь некоторые вспомнившиеся примеры, на самом деле их гораздо больше.
Сначала традиционные для украинской архитектуры трехчастные храмы с тремя главами (трехбанные), проникшие в московскую архитектуру в первой половине 1680-х гг., в период усиления украинского влияния на русскую культуру при царевне Софье и раннем Петре. Церковь царевича Иоасафа в Измайлове. 1680-е. Не сохранилась.
Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве. 1680-е.
Типично украинский по структуре Знаменский храм в подмосковном Курове боярина А.С. Шеина. Не сохранился.
В Москве украинская схема соединилась с пышным нарышкинским декором. Церковь Троицы в Троице-Лыкове, строительство семьи Нарышкиных.
Надвратная церковь Свенского монастыря в Брянске
Трехчастную схему использовали присланные императрицей Елизаветой петербургские и московские мастера, построившие в 1750-х гг. Покровский собор в Ахтырке под Харьковом. Традиционная украинская композиция в обработке русского барокко.
На территории России находятся и чистые образцы архитектуры украинского барокко, созданные руками выходцев с Украины. Построенный казаками Воскресенский собор в Старочерскасске Ростовской области, 1706-1719 гг.
Несохранившийся собор казаков в Дубовке Волгоградской области.
Особая тема - строительство украинских артелей в Сибири. На рубеже 17-18 вв. типично киевскую архитектуру там прививали церковные владыки, выходцы из Киево-Могилянской академии и киевских монастырей. Успенско-Софийский собор в Тобольске. 1683-1686 гг. Узнаются характерные барочные купола-бани.
Абалак. Знаменская церковь. 1683-1691 гг.
Троицкий монастырь в Тюмени.
Троицкий собор Троицкого монастыря в Тюмени. 1709-1715 гг.
Тюмень. Троицкий монастырь.
Тюмень. Троицкий монастырь.
В Москву в 1680-х гг. проникла не только трехчастная храмовая композиция, но также и церкви с четырехлепестковым планом. Первый реализованный пример - Успенская церковь в подмосковной усадьбе Петрово-Дальнее, построенная Голицыными и Прозоровскими в 1684-1688 гг. Не сохранилась, но в данный момент воссоздается.
Большой или Новый собор Донского монастыря в Москве.
Реконструкция его первоначального вида.
Построенная под его влиянием Вознесенская церковь в подмосковном Бурцеве. 1730-1733 гг.
Пример украинской крестообразной структуры храма на русской почве
Хирино в Нижегородской области. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. 1729-1758 гг. Украинская композиция в оформлении елизаветинского барокко.
Изначально храм имел пять глав.
Деревянный Троицкий собор при казармах Измайловского полка в Петербурге. 1750-е гг. Здоровая пятибанная украинская церковь почти в центре русской столицы. На его месте Стасов уже в эпоху ампира построил нынешний Измайловский собор.
Деревянная Скорбященская церковь в селе Керстово под Петербургом. 1748 г. Выстроена духовником императрицы Елизаветы Федором Дубянским. Не сохранилась.
Успенская церковь на Сенной площади в Петербурге. 1753-1764. Проект приписывается Андрею Квасову, много работавшему для Разумовских в их украинских владениях. От Украины здесь граненые купола-бани. Снесена, обсуждается перспектива воссоздания.
Успенский собор Псково-Печерского монастыря. Ярусные купола в духе украинского барокко и маньеристические фронтоны ориентированы на завершения церквей Киево-Печерской лавры.
При перестройке в 18 в. украинскую баню над центральной главой получил и древний Благовещенский собор в Казанском Кремле.
Существенное влияние украинских форм определило своеобразие смоленских барочных церквей 18 века. Нижне-Никольская церковь в Смоленске. 1748 г.
Спасо-Преображенский собор Авраамиева монастыря в Смоленске. 1755-1765 гг. От украинского барокко здесь причудливые формы наличников.
На Украине сохранилось большое количество построек, спроектированных великими зодчими, основная деятельность которых была связана с российской столицей. Андреевская церковь в Киеве. Ф.-Б. Растрелли, заказ императрицы Елизаветы, ее подарок Киеву.
Дворец последнего малороссийского гетмана Кирилла Разумовского в Батурине. Проект приписывают то Чарлзу Камерону, то Адаму Менеласу. Шедевр русского (и общеевропейского) классицизма 18 века.
Усадьба Вишенки на Черниговщине - любимое детище фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского, управлявшего Малороссией после упразднения гетманства. Русская неоготика, вызванная к жизни стилизациями Фельтена, Баженова и Казакова.
Никольская церковь в усадьбе Кочубеев Диканька на Полтавщине. Проект самого знаменитого русского палладианца Николая Львова.
Придворный архитектор Екатерины II Джакомо Кваренги. Его Спасо-Преображенский собор в монастыре в Новгороде-Северском на Черниговщине.
Автор петербургской Биржи на стрелке Васильевского острова Тома де Томон - триумфальная колонна в честь столетия Полтавской битвы, на главной площади Полтавы.
Несохранившийся грандиозный храм петербургского ампира в усадьбе Великий Бурлук на Харьковщине. Проект В.П. Стасова.
Скромная церковь в селе Кукавка в Винницкой области. Построена по проекту и под наблюдением жившего в усадьбе на положении крепостного Василия Тропинина - знаменитого русского портретиста.
Памятник Тропинину в Кукавке
Село Ярополец под Волоколамском в Московской области - место упокоения гетмана Украины Петра Дорошенко. Посление годы он прожил в подаренной царевной Софьей подмосковной вотчине. После его смерти в 1698 г. чтивший гетмана сын его сослуживца митрополит Димитрий Ростовский повелел поставить сень и совершать регулярные панихиды. Сень в 1840-е гг. была заменена на ампирную часовню. Это сделали потомки гетмана Гончаровы - семья жены Пушкина Натальи Николаевны, владевшая тогда Яропольцом. Именно Пушкин во время приезда сюда к теще в 1833 г. посоветовал поставить новый мавзолей взамен обветшавшего. Нынешний воссоздан по старым фотографиям в 1999 г., к пушкинскому юбилею. Внутри подлинный надгробный камень гетмана.
Дом на окраине Винницы в бывшем селе Вишня (Пирогово), где последние годы прожил и где умер великий русский хирург Николай Пирогов.
В склепе этой церкви до сих пор с 1881 г. лежит забальзамированное тело Пирогова.
Усадьба Хмельник в Винницкой обалсти - талантливая игра великого русского архитектора ХХ в. Ивана Фомина. Спереди белая дворянская усадьба ампира, сзади - облицованная камнем ренессансная итальянская вилла в духе фантазий Пиранези.
Театр в Киеве - проект крупного петербургского зодчего Виктора Шретера.
Имение Круподеринцы в Винницкой области. Церковь в византийском стиле, спроектированная русским зодчим Александром Померанцевым как усыпальница высокопоставленного дипломата и военачальника графа Николая Игнатьева.
Базилика в русском стиле в селе Журавники на Волыни, проект явно создан под влиянием собора в Гусе-Хрустальном Л.Н. Бенуа.
Пантелеймоновский монастырь в Одессе. Храм в русском стиле, построенный одним из лидеров этого направления петербургским архитектором Николаем Никоновым
Отдельная тема - шедевры неорусского стиля, принадлежащие самым главным мастерам этого явления В.А. Покровскому и А.В. Щусеву. Так сложилось, что именно на территории Украины было реализовано сразу несколько наиглавнейших замыслов в церковной архитектуре неорусского стиля. Покровская церковь в Пархомовке под Киевом, 1903-1907 гг., первая самостоятельная постройка Владимира Покровского.
Первой работой Щусева на террритории Укрианы стала реставрация древнего храма в Овруче, сейчас в Житомирской области. Так выглядела руина до прихода Щусева.
Такой церковь Василия в Овруче сделал в 1904-1912 гг. Щусев
Щусевым спроектирован Троицкий собор в Почаевской лавре, изображающий собой как бы сохранившийся здесь древнерусский храм.
Третий храм Щусева на Украине - Спасская церковь в Натальевке под Харьковом, 1911-1913 гг., в имении сахарозаводчиков Харитоненко. Очень изящная и несколько гротеская вещица, со скульптурными деталями Коненкова.
Помощником Щусева Владимиром Максимовым в 1910-е гг. построен храм-памятник на казацких могилах в Пляшеве Ровенской области - месте гибели тысяч казаков в 17 в. Максимов талантливо стилизовал храм в духе украинского барокко, сделав на фасаде нишу с написанным на стене иконостасом, подразумевавшим возможность проведения служб под открытым небом, перед церковью.
Гигантский Покровский храм в селе Плешивец Полтавской области построен в 1902-1906 гг. по инициативе уроженца села епископа Парфения московским архитектором Иваном Кузнецовым. За образец был взят деревянный собор Новомосковска. Кузнецов создал сооружение в духе национальной украинской архитектуры.
Комменты отключаем. Надеемся, понятно, почему.