Валдай

Feb 23, 2014 19:28

Озеро Валдай относится к озерам ледникового происхождения, расположено оно на Валдайской возвышенности. Это очень живописное озеро в Новгородской области знаменито плёсами и песчаными пляжами, вода в нём чистая, студёная. Озеро Валдай так же как и соседнее с ним озеро Ужин пополняются главным образом за счет родников, поэтому их вода свежа и холодна, а дно чистое. На Валдае есть три крупных острова: Рябиновый (на котором расположен Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь), Берёзовый и Паточный. На западном берегу озера расположен город Валдай, этот провинциальный городок богатым ни как нельзя, хотя цены на рынке и магазинах тут не низкие... С достопримечательностями тут не густо: несколько церквушек, пара памятников и музеев.



город Валдай



























Собор Святой Троицы












Троицкий собор был построен в 1744 г на месте ранее существовавшего деревянного собора. Тогда он располагался на Торговой площади, на Озерной стороне. В 1802 г. освящается Пятницкий предел, а в 1803 г. - Тихвинский. Собор построен в стиле развитого барокко. Имеет открытую галерею на уровне второго света четверика. 4 мая 1837г. Валдай посетил будущий император Александр П, в тот день он отстоял в городском соборе праздничную службу. В память об этом событии место в храме было выложено золотыми буквами. Богослужения в храме запретили в 30-х годах, а в 1940-50-х гг. разобраны завершения храма и верхний ярус колокольни. В 1950-х гг. здание внутренними перегородками перепланировано под дом культуры. Собор имеет большую архитектурно-градостроительную ценность как один из главных элементов, формирующих ансамбль Соборной площади XVIII-XIX вв. Возобновление богослужений произошло в 2000г. в день Святой Троицы.

Рядом находится Введенская церковь



Первоначально это была теплая деревянная церковь, воздвигнутая в царствования Алексея Михайловича по следующей благословенной грамоте.
Подлинник на одном листе. На обороте скрепа: «Дьяк Григорий Лутохин».
Храм сгорел около 1700 года и на месте его построена новая церковь, которая была освящена в 1700 г настоятелем Иверского монастыря архимандритом Тарасием по следующей благословенной грамоте митрополита Новгородского Иова, данной в январе 1700 г. Подлинник на двух листах. По склейке скрепа: «Казначей иеродиакон Селиверст.»
В 1762 году усердием прихожан устроена нынешняя каменная церковь; в 1788 году надстроен на Введенскую церковь другой этаж и в нем устроена церковь во имя Вознесения Господня.
В пожары 6 августа 1854 года и 27 мая 1881 года был истреблен лишь верхний этаж с колокольнею, нижний же Введенский храм остался невредим, и после последнего пожара церковь Вознесения Господня осталась не возобновленною.
Здание входит в список памятников находящихся под охраной государства. Текущие ремонты не проводятся. Степень разрушения основных конструктивных элементов кровли, несущих стен, оконных и дверных заполнений, декора и т.д., уточняется. Ведутся работы по более точному определению технического состояния памятника.

Сквер Героев






Здесь покоятся прославленные командиры 2-й и 3-й Ленинградских партизанских бригад Герои Советского Союза подполковник Н. Г. Васильев (на валдайской земле прошла его комсомольская юность) и майор А. В. Герман. На их могилах установлены памятники. В сквере погребены командующий артиллерией Северо-западного фронта генерал-лейтенант П. М. Белов; погибший в воздушном бою над Валдаем в 1942 году летчик майор Н. В. Терехин; второй комиссар по продовольствию Валдайского уезда И. Н. Николаев, павший от руки кулаков в 1918 году.




Церковь Петра и Павла



Первый храм на старом кладбище был построен в ходе екатерининского градоустройства Валдая XVIII в. Именно тогда создается городское кладбище, вынесенное с главной площади Валдая в место, отдаленное от жилья, но удобное для жителей. Оно разместилось за городской чертой, в конце Пятницкой улицы (ныне ул. Луначарского). Городскому начальству вменялось в обязанность наблюдать за порядком и благоустройством кладбища, обнеся его оградой и деревьями. Но самым первоочередным делом было сооружение кладбищенской церкви.
Для этого местные жители выкупили у Иверского монастыря древнюю деревянную церковь во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, перевезенную в конце XVII века из Валдая на Темный остров. В 1780 г. церковь возвратили в Валдай и установили на городском кладбище. Храм был приписан к Троицкому собору и обслуживал его прихожан. Для прихожан же Введенской церкви на городском кладбище стараниями валдайского купца Василия Андреевича Колобова в 1857/8 г. была построена Петропавловская церковь. В 1930-е годы, после закрытия Введенской церкви, с прихожанами этого храма, вплоть до начала Великой Отечественной войны, работал клир Петропавловской церкви. В период Великой Отечественной войны храм был закрыт. Здание сначала использовали как красильный цех, а в 1943 г. в нем разместили военный телеграф. Иконостас и церковные ценности (иконы и утварь) были утрачены. По рассказам старожилов, все было перенесено в деревянную церковь Иоакима и Анны. В 1943 г. пожар уничтожил этот храм вместе со всеми церковными реликвиями. В том же 1943 г. возобновилась работа Петропавловской церкви. Тяжелый труд восстановления храма достался о. Николаю Листову. В 1946 г. в возрасте 71 года он скончался и был похоронен возле церкви.




Подземное такси на Валдае))



Согласно данным с сайта города существует целая подземная система этого транспорта: http://valday.com/metro/1/comments

Часовня Иверского монастыря



Часовня во имя Иакова Боровичского располагается напротив Екатерининской церкви на трассе Санкт-Петербург - Москва. Возведена часовня была в память императора Александра 1, чье тело одну ночь при следовании траурной процессии из Таганрога в Санкт-Петербург, находилось в храме Святой Екатерины напротив. Часовня принадлежала Иверскому монастырю и была возведена в том же 1826 году. Использовалась в качестве придорожной часовни. В настоящее время является действующей и по-прежнему принадлежит Иверскому монастырю.

Музей колокольчиков (Церковь Великомученицы Екатерины)



Церковь Святой Великомученицы Екатерины была построена на высоком холме вблизи дороги Санкт-Петербург - Москва. Начало стоительства относится к 1786г. Датой окончания строительства принято считать 1793 г. Церковь выполнена в распространенной в конце XVIII века форме - в виде ротонды в формах классицизма, но при этом с колоннадой, ограниченной по периметру выступающей алтарной частью. Отличается гармоничными формами, стройными пропорциями, изящными деталями. Церковь построена в память придания Валдаю статуса города по именному Указу Государыни Екатерины II, как путевая дворцовая церковь. Построенная «на казенный счет» церковь была приписана к Троицкому собору, была бесприходной, содержалась в основном на частные пожертвования. В 1826г. в церкви Святой Екатерины во время проезда траурного кортежа с юга России в столицу на одну ночь был установлен гроб с телом умершего в Таганроге императора Александра 1. Памятник значительным перестройкам не подвергался. В XIX веке имели место 2-3 ремонта, существенно не исказившие первоначальный облик храма. К началу реставрационных работ (1956 г) церковь находилась в плохом состоянии: частично утрачено деревянное перекрытие над галереей, основательно повреждены пьедесталы, базы и нижние части колонн, частично утрачен декор фасадов, отсутствовали заполнения оконных проемов и т.д. Памятник реставрирован на первоначальную дату (XVIII в.)
Экспозиция музея колоколов открыта в июне 1995 г.










В 1460-1470-х годах деревенька Валдайское Селище - предполагаемая предшественница будущего города - насчитывала всего два двора. В них жили крестьяне Яков Демехов и его сын Клим. Они пахали землю, держали скот и отдавали своему господину пятую часть урожая и в год гривну деньгами (примерно столько стоили три барана). По преданию, Яков и Клим жили на берегу залива Цынарёва Лука. Впрочем, достоверных данных на этот счет нет. Валдайское Селище входило в состав Короцкого погоста. До присоединения Новгорода к Москве у погоста Короцко, за одноименным озерком, стоял летний дом владельца этих мест Василия Есифова - представителя одной из богатейших боярских фамилий, занимавшего в администрации Новгородской феодальной республики высокий пост «степенного тысяцкого» («степень» - помост на вечевой площади). В его руках находились торговый суд и все гостиные (купеческие) дела.
Село Короцко ныне расположено рядом с городом Валдаем. Погостом оно называлось до начала прошлого века. Здесь сохранилась каменная церковь Покрова, построенная в 1825 году. В XV веке стали постоянными связи между Москвой и Новгородом, участились поездки через Новгород за границу. Установилось регулярное сообщение со станциями, где сменяли лошадей, и постоялыми дворами. Эти станции назывались ямами - от татарского «дзям», то есть «дорога».
В конце XV - начале XVI века летний ямской путь от Вышнего Волочка до Новгорода пролегал по реке Мсте, и те, кого называли ямщиками (как это ни странно звучит сегодня), ведали приемом путников, обеспечивали их лодками, гребцами и рулевыми. Более прямой зимний (санный) путь проходил по льду Валдайского озера от деревни Станки к самому высокому холму - Зимней горе. Затем была проложена сухопутная дорога вокруг озера, около которой и стало расти село Валдай. С 1573 по 1584 год число дворов в нем увеличилось с 40 до 94. Признаком значительности села во второй половине XVI века служила построенная в нем деревянная церковь Параскевы с колоколенкой «о шести столбах». Возникновение на озере Иверского монастыря не могло не сказаться на развитии села Валдай. Монастырские власти заботились о том, чтобы в принадлежащем им селе было больше мастеровых людей и торговцев. В 1694 году здесь возвели первое кирпичное здание - церковь Троицы, впоследствии неоднократно перестраивавшуюся.
После основания Петербурга (1703 г.) и превращения его в столицу России была приведена в порядок грунтовая дорога от Москвы до берегов Невы. Через Валдай с утра до вечера двигались обозы, повозки, мчались тройки, шли войска. В селе открывались постоялые дворы, трактиры, харчевни. Оживились торговля, ремесла. Большим спросом пользовались валдайские баранки. Их продавали даже на волжских пристанях.
28 мая 1770 года согласно указу Екатерины II село Валдай было «учреждено городом». Вскоре был образован и Валдайский уезд.
Новый город вначале насчитывал примерно 2 тысячи жителей. Здесь действовало около полусотни кузниц, сосредоточенных в районе нынешнего сквера у школы-интерната на Молотковской улице. Кузнецы не только выручали из беды проезжих, когда ломался экипаж или лошадь теряла подкову. Из привозного железа ремесленники делали на продажу сошники, серпы, топоры, заступы, домашнюю утварь. В кузницах зародилось и литье колокольчиков.
Поэтическая легенда связывает начало колокольно-литейного дела в Валдае со временем присоединения Новгорода к Москве. Будто бы, когда вечевой колокол «господина Великого Новгорода» везли в столицу, он где-то у Валдая упал с воза, скатился с кручи и рассыпался на множество маленьких колокольчиков. Зарождение колокололитейного производства относится к концу XVIII века. Сохранились колокольчики с надписью и датой «Мастер Филип Терской в Валдае 1802». Видимо, он первым начал указывать на изделиях год выпуска и свое имя.
В Валдае отливали не только поддужные колокольчики да бубенцы, но и большие колокола весом до двух тысяч пудов. Известны заводы купцов Смирнова и Митрофанова, основанные в 1816 году. В 1840-х годах на трех колокольных заводах города трудились 50 рабочих. Продукция общей стоимостью более 10 тысяч рублей в год сбывалась в Петербурге и на ярмарках.
Дорога между Москвой и Петербургом в 1817-1834 годах стала первой в России дорогой с твердым покрытием - ее вымостили камнем, сделав при этом прямее и короче. Оживленное движение продолжалось. Однако в 1851 году открылась Николаевская (ныне Октябрьская) железная дорога, которая приняла на себя пассажиров и грузы, ранее следовавшие по тракту. Торговля, ремесла, промыслы в Валдае быстро пошли на убыль. А тут еще пожары - только в 1854 году сгорело 256 домов, или около третьей части всех жилых строений. С 1858 по 1910 год население Валдая уменьшилось вдвое.
Колокололитейное производство, однако, не прекратилось, правда, больше стали выпускать колоколов пожарных, театральных, сигнальных. Наибольшую хватку в борьбе за рынки сбыта и привлечение заказчиков проявили купцы Усачевы. Они рекламировали свой товар в газетах, брали на себя доставку колоколов и их подвеску. В отдельные годы завод Усачевых выпускал продукции на 10-17 и даже 40 тысяч рублей. На железнодорожной станции Валдай (линия Бологое - Псков открыта в 1897 году) Усачевы поставили киоск, где продавали всевозможные колокольчики и бубенцы как сувениры.
Колокола, сработанные валдайскими литейщиками, пользовались спросом в нашей стране и за рубежом. Они звонят на соборах Венеции, Флоренции, Нью-Йорка. Их можно встретить также в Болгарии, Греции, Румынии, Чехословакии, Югославии и других странах. Завод Усачевых действовал без перерыва до 1917 года. Затем литье колоколов возобновилось во время нэпа. Прекратилось оно в 1927 году. Своеобразными памятниками истории Валдая как центра ремесла и торговли служат наименования некоторых его старых улиц. Так, основное орудие труда кузнецов - молоток - увековечено в названии Молотковской улицы. Место ярмарок и вообще торговли - Гостиное поле - не забывается благодаря проложенной по соседству с ним Гостинопольской улице. Интересны постройки в историческом центре города. Таковы, например, купеческие дома на нынешней Народной улице. Когда-то здесь тянулся посад - средоточие постоялых дворов, магазинов, трактиров.
Много памятных мест Валдая связано с героическими днями Великой Отечественной войны. В середине сентября 1941 года Советская Армия остановила наступление гитлеровских войск в нескольких десятках километров от города.

Остров Рябиновый


















Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь






















































В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит Никон отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.

В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит Никон отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.

Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского.

Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.

24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых.

В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх - Иоаким, а так же Исакий Полоцкий - брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано:

-"Часослов", два издания, (1657 и 1658 гг.);

-"Рай мысленный", сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.);

-"Брашно духовное", (1661 г.);

-грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами.

16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители.

Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров - занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии. И уже 15 августа 1991 года город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это событие стало настоящим духовным праздником. Он побывал в Иверском монастыре, где отслужил молебен перед чудотворным образом Иверской Божией Матери и дал благословение на восстановление обители.

21 августа 2001 года состоялся официальный визит президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, в ходе которого был осмотрен архитектурный ансамбль. Владимир Владимирович Путин поставил свечи перед чудотворным образом, и в дар монастырю передал еще один список иконы Божией Матери Иверской.

12 января 2008 Святейший Алексий II Патриарх Московский и всея Руси, совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин.

19 сентября 2009 года нашу Иверскую обитель посетил Святейший Кирилл патриарх Московский и всея Руси.

монастыри, Валдай, Новгородская область, храмы

Previous post Next post
Up