Города, которые мы потеряли

Feb 20, 2014 15:06

Взять, к примеру,

роскошный выставочный центр, спроектированный для Новосибирска еще в 1951 году, с огромными полукруглыми витражами, колонами, скульптурами медведей и широким крыльцом, спускающимся прямо к Оби.

Глядя на то, в сколь прискорбном состоянии находится сегодня новосибирская набережная, становится вдвойне досадно, что сей проект не был претворен в жизнь.


На другом эскизе мы видим величественное здание библиотеки под 60 метров высотой, выполненное для Новосибирска примерно в те же годы и напоминающее усеченную «сталинскую высотку». В отличие от последних, этой монументальной красавице не удалось увидеть свет - на ее месте сегодня стоит гораздо более скромное в архитектурном плане здание ГПНТБ.

Ушел «в стол» и новосибирский проект величавой гостиницы «Интурист» с беседками и террасами (1935),



а также прожекты нового времени: уютный православный учебный комплекс в Академгородке (конец 1990-х),



тяжеловесный бизнес-центр на месте нынешнего Дома моделей (2002)



и высотный главный корпус НГУ с окнами золотого цвета.


Немногие знают, что в 1930-е нынешнее здание новосибирской мэрии планировалось реконструировать, пристроив к нему эффектные пилоны с миниатюрными скульптурами рабочего и колхозницы на каждом из них. Здание городской администрации в нынешнем его виде впечатлит разве что гурманов от архитектуры.


Дома-призраки, оставшиеся лишь на бумаге, есть и в Томске. Перед вами старейший проект из представленных на выставке - Томский Дворец Труда (1924):



Много прекрасных зданий построил в Томске, Новосибирске, Кемерове, Красноярске «архитектор всея Сибири» Андрей Крячков, при этом немало из его проектов кануло в лету. Так, мало кому известно, что

еще в 1916 году Крячков спроектировал здание управления Кольчугинской железной дороги на станции Кузнецк (ныне - Новокузнецк),

однако выстроить его не дала вскипевшая через год революция.



А особенно интересен факт, что в военные годы Андреем Дмитриевичем был разработан проект новосибирского Академгородка. Однако

разместиться научный центр, по задумке архитектора, должен был не в сосновом бору в пригороде, как сейчас, а в самом центре Новосибирска,

и формировали бы его не типовые постройки, а некое подобие крепости, со шпилями и арками а-ля Санкт-Петербург.





Кстати, отдельная витрина выставки посвящена самому Андрею Крячкову - здесь представлены его личные вещи и инструменты.

Некоторые проекты воплощают творческую мысль архитекторов не об отдельных зданиях, а о целых кусках городского пространства. К примеру, центральная площадь Новосибирска могла выглядеть совсем по-иному: сквер перед театром оперы и балета, по задумке одного из зодчих, должна была с двух сторон опоясывать целая гряда колон, которая ближе к Красному проспекту расходилась в разные стороны и превращалась в высокие арки.

Кстати, об оперном. Занятно, но главный символ Новосибирска должен был выглядеть совсем по-другому (и снаружи, и изнутри), и вообще, изначально строился вовсе не театр. Он возводился в стиле конструктивизма как

Дом науки и культуры, призванный, по задумке архитекторов, стать конгломератом учреждений: театральный и концертный залы, библиотека и НИИ, музей и картинная галерея, цирк и планетарий, радиостудия, кинотеатр с проекцией на 360 градусов и даже бассейн для водных пантомим.

Однако ни город, ни государственная казна оказались не готовы к таким инновациям, и театр в итоге обрел современный вид и предназначение.



Интерьер зала, судя по первоначальному проекту, был намного скучнее нынешнего и не имел своей главной изюминки - скульптур в античном стиле.

Интересен и первый генеральный план Новосибирска, один из создателей которого - наш коллега, инженер железных дорог по фамилии Гринвальд. Поражает дальновидность архитекторов и инженеров прошлого: еще в 1928 году они предсказали появление в Новосибирске миллионного жителя к 1960-м годам, строительство Вокзальной и Октябрьской магистралей, первого автомобильного и второго железнодорожного мостов через Обь, наметили основные городские площади.

Впрочем, сами эти проекты - уже произведения искусства! Настолько они красочны и детально прорисованы, а ведь в те годы все выполнялось архитекторами исключительно вручную. Особенно цепляет взгляд цветной проект интерьера улан-удинского кинотеатра «Прогресс» (1954). Люстры, перила, колоны, пол - все это будто снято на фотопленку, а не передано на бумагу из головы зодчего.




- По нашему первоначальному замыслу, центральной темой выставки должна была стать уходящая в прошлое академическая архитектурная графика, которую сейчас стремительно заменяют компьютерные технологии визуализации, - рассказала мне заведующая музеем истории архитектуры Сибири им. Баландина Дарья Бушма. - Однако в процессе сбора материала появился новый контекст - проекты, которые остались только на бумаге. Важно, что каждый нереализованный проект - это больше чем не построенное здание, это часть идеологии того или иного времени, будь то сороковые, пятидесятые, девяностые или нулевые. Поэтому нам показалось интересным представить на площадке музея города Новосибирска историю Сибири через нереализованные архитектурные проекты.

конструктивизм, Бурятия, Новосибирск, Новости, исследования, информация, Томск

Previous post Next post
Up