Осень в Донском монастыре. Храмы и некрополь

Dec 06, 2013 14:05

Это не путеводитель по монастырю, и не рассказ о его истории. Но и не случайные картинки. Это мои осенние довольно долгие бродилки по засыпанным желтой листвой дорожкам, среди разнокалиберных храмов, каменных саркофагов, стволов старых деревьев - под низким осенним солнцем, быстро закатывающимся и дающим пестрые тени, бегущие вслед за ним с такой же быстротой, меняя картину. В общем, такая медитативная прогулка, какая возможна только золотой осенью и на старом кладбище.
Съемка октября 2010 г.



1. Листья и тени. Вид от горельефов с ХХС (они будут в следующем посте)




2. Донской - единственный (!) из московских монастырей, где сохранился неразоренный некрополь.



3. Памятник такой красивый, что я, увлекшись съемкой, не удосужился посмотреть, кому он.



4. Большой собор (1686-1698). Посвящен Донской иконе Божией Матери. Имеет крестообразную композицию с пятиглавием по сторонам света - "по-украински"..



5. На переднем плане барочная ризница (1748, арх. В.Обухов).



6. Кстати, углы (диагональные выступы) собора были надстроены в нач. XIX в. и покрыты общей кровлей со всем верхом, а до этого композиция была ступенчатой.



7. Малый собор - той же Донской иконы Богоматери ((1591-1593).



8. Надгробия с восточной стороны Большого собора



9. Собор на самом деле такой большой, что при его обходе надгробия смещаются быстро, а он остается примерно в том же ракурсе.



10.



11. В глубине территории царствует осень.



12. Полный набор памятников - от скромных плит в оградах до склепов и даже надмогильных храмиков.



13. Вот сразу в кадре несколько героев следующих кадров: ротондальная церковь Александра Свирского (усыпальница Зубовых), эклектичная церковь Иоанна Лествичника (усыпальница Терещенко), неорусская часовня-усыпальница Левченко.



14.



15. Есть еще и более мелкие часовни, как вот эта необарочная, про которые литература молчит.



16.



17.



18. Церковь Александра Свирского (усыпальница Зубовых). 1796-1798. Построена графом Николаем Александровичем Зубовым, зятем Суворова (но сам он в ней не был похоронен).



19. Живет она без автора, хотя, несмотря на простоту, сделана весьма грамотно.



20.



21. Церковь Иоанна Лествичника (усыпальница Терещенко). Построена в 1896-1898 генерал-майором И.Ф.Терещенко. Тоже без автора. архитектура невоздержанно-эклектичная, в духе А.С.Каминского.



22. Слева - вход в склеп.



23.



24.



25. Вот и все храмы сложились в букет.



26.



27.



28. Металлические ограды появились в монастыре в 90-х, и тогда же для посещения закрыли весь северо-восточный угол с церковью Иоанна Златоуста (территория на кадре справа).



29. А трава была еще сочно-зеленой.



30.



31. Часовня-усыпальница Левченко. 1910-е гг. Вроде как работа Р.И.Клейна (есть его проект надгробной доски для этой часовни).



32. Часовня маленькая, но очень выразительная, качественно нарисованная и построенная



33. Особенно красивы вытянутые главки и линии щипцов, в разных ракурсах создающие разные сочетания.



34.



35.



36.



37.



38.



39. Неопознанная усыпальница-пирамида



40. Такие огромные деревья на кладбищах всегда выглядят символично и по-символистски :)



41. Ампирное надгробие Ивана Ивановича Барышникова - владельца усадьбы Алексино (Смоленская обл.) и дома на Мясницкой.



42. Солнце уже вот-вот спрячется.



43. Малый собор с "годуновской" горкой кокошников



44. На переднем плане обстройки 1678 г. - трапезная с приделами.



45.



46. Большой собор (без солнца).



47. Он же (с солнцем). Над лестницей тогда красовалось произведение современного православного "искусства" (сейчас, насколько я знаю, разум восторжествовал и оно демонтировано).



48.



49. Вот оно во всей красе - баннеры на фанерных листах, укрепленных на металлическом каркасе.



50. Последний кадр перед тем как покинуть территорию монастыря



51. Церковь Тихвинской иконы Богоматери над северными воротами, которые ныне не используются. Построена в 1713-1714 гг. царицей Прасковьей Федоровной. Центрический храм петровского времени. Приписывается Ивану Зарудному без особых оснований.



52. В верхнем ярусе место для колоколов.



53.



54. Главка более поздняя - 1734 г. Интересно, что на ней "сидят" еще крошечные главки с крестами.

В следующей серии - горельефы с храма Христа Спасителя

памятники, монастыри, Москва, древнерусская архитектура, Клейн, некрополи, неорусский стиль, эклектика, храмы, классицизм, av_otus

Previous post Next post
Up