Каждый год мы возим участников конференции "Архитектурное наследство" по Подмосковью. В октябре 2010 с утра был
Остров, потом Быково, Кривцы... Надвинулись хмурые низкие тучи, и короткий октябрьский день обещал закончиться еще раньше. Стало так темно, что видеть Шкинь в такой мгле представлялось обидным. Но на горизонте, откуда ползли тучи, виднелась светлая полоса, и я подумал, что пока можно заехать в Степановское - все равно там железный забор. В итоге в Степановском я даже не снимал. Когда мы приехали в Шкинь, узкая полоска света стала ближе, и уже появились отсветы на тучах. "Она придет сюда, и будет сумасшедший свет", - подумал я. Так и вышло.
Когда мы подъехали, храм предстал вот таким - возвышающимся над селом с его хозяйственной шелухой во всем своем соборном величии.
Церковь Сошествия Святого Духа построена в 1794-1798 годах по заказу владельца села генерал-майора Гавриила Ивановича Бибикова, главной усадьбой которого было великолепное Гребнево. Вслед за Троицким собором Александро-Невской лавры церковь в Шкини (наряду с Владимирской церковью в Баловневе) вошла в тройку самых больших и впечатляющих двухколоколенных русских храмов. Влияние лаврского собора здесь очевидно,
av4 об этом
уже писал.
Вот, кстати, тот же ракурс 100 лет назад.
нынешнее состояние не ахти, но экстерьер все же ничего существенного не лишился. Реставрация идет черепашьими темпами, и это хорошо, ибо у настоятеля установка на высокое качество работ.
Более западный ракурс был бы антиэстетичен из-за огромного деревянного столба.
Не так давно заменены две колонны, пришедшие в аварийное состояние.
Церковь в Шкини, безусловно, шедевр. И, как почти всегда у памятников московского классицизма, атрибуционная проблема. Есть традиция приписывать ее Родиону Казакову, потому что с церковью Мартина Исповедника в Москве, действительно, много общего. Однако сама церковь Мартина не является достоверной работой Казакова, а тоже приписывается.
Более того, план церкви в Шкини аналогичен плану церкви Успения на Могильцах, спроектированной Николя Леграном, но планом сходство исчерпывается.
Церковь Успения на Могильцах. Тоже французистая архитектура, но несколько иная.
А план Шкини вот такой красивый и сложный.
...Пока свет не появился, я пошел внутрь. Вообще, храм редко бывает открыт, но у нас была договоренность, и нас ждали.
Все убранство, увы, утрачено. Службы идут в южном приделе трапезной.
Основная часть - ротонда, зажатая пилонами и соединенная арками с боковыми экседрами (снаружи совершенно не догадываешься об этих сложностях). Видно, что иконостас был высоким. Наверно, триумфальная арка, как в Мартине.
Люкарны сейчас наколочены железными листами, а когда-то давали дополнительный свет - наверно, было эффектно.
Остатки лепнины в алтарной арке.
Это боковая вписанная экседра с "ушами", которые так красивы на плане, а в жизни не очень.
...И тут через окно я увидел, что солнце вышло!
Пулей вылетел на улицу, а там все горело!
!!! (мои эмоции)
!!! (и т.д.)
Даже провода вышли оранжево-красными.
Открываешь эту картинку во весь экран - поначалу глаза режет. Но так и было! Это самые последние секунды перед тем, как все снова погрузилось во тьму - теперь уже гораздо более густую.
Уже гаснет...
Весь этот проблеск длился минут пять. Но незабываемых!