Эхо "греческого проекта" Екатерины II. Часть 1

Apr 15, 2013 23:26

Давно хотел собрать вместе этот визуальный ряд, уж слишком заманчивая тема и к тому же совсем мало разработанная. Здесь скорее постановка вопроса, нежели его решение. Да и не уверен, что именно я стану заниматься поиском ответов. Главная загадка в самом образце - царскосельском соборе, который почти еще не исследован, особенно в своей конкретной ( Read more... )

соборы, Николай Львов, Камерон, исследования, Кваренги, av4, публикации, архивные фотографии, храмы, классицизм, Старов, проекты

Leave a comment

Comments 20

turtleland April 15 2013, 20:03:19 UTC
Спасибо большое за статью!
Только храм св. Мартина был заложен в 1792 году - очень часто пишут 82, но эта дата неправильная. Освящен он в 1800 году - это тоже совершенно точно, могу даже ссылки на документы дать, сама проверяла.
А вот мотив западной апсиды, параллельно появляется и в московской школе - у Баженова в Скорбященской трапезной он есть, а так же целый ряд неатрибутированных церквей из "смешанного" альбома № 10 - там проекта 3 с такими апсидами. Мне кажется, в случае с храмом Мартина Баженов повлиял. Тем более, что в Казанской и Знаменской церквях, приводимых Вами в пример, эта апсида скрыта, а в Мартиновской она внешняя и служит также для симметрии. Только в любом случае, откуда мог взяться этот мотив?...

Reply

av4 April 16 2013, 06:15:28 UTC
Эта история про закладку в 1782 есть у Панухина, в т.ч. и в прошлогодней статье из сборника МАРХИ. Он особенно отмечает, что на закладке присутствовал император Иосиф II. Этот факт выделяет храм и ставит его в один ряд с главными постройками Греческого проекта. Жаль, если это не подтверждается документально, хотя откуда-то Панухин взял же данную информацию. Может они что-то там другое заложили на этом месте, а спустя годы вернулись к стройке? Поправлю в тексте. Но чисто архитектурно конечно подозрительно столь ранее появление такого проекта. Он все же боле характерен для 1790-х. Думаю, трапезные для данного разговора мало подходят, это все же обычно не самостоятельный храмовый объем. Нужно смотреть эволюцию типологии кубического купольного храма с четырьмя пилонами и двумя полукружиями, т.е. с апсидой и контрапсидой. Думаю, в Москве она не могла родиться самостоятельно, а наверняка под воздействием каких-то образов, идущих от двора. Я бы не сбрасывал со счетов тут загадочную модель по первому проекту Камерона, хотя доказать это все ( ... )

Reply

turtleland April 16 2013, 19:00:43 UTC
Да, я знакома с диссертацией П. Панухина, ее копия у меня даже есть. А о какой статье Вы говорите?
Проблема в том, что он приводил в своем исследовании много устаревших или неверных ссылок. Некоторые даже на момент защиты его диссертации были неверны. Так, например, он ссылается на фонд Голицыных в ЦИАМе, который был передан в РГАДА еще в 60-х, ну и другие случаи - некоторые ссылки просто не существуют. Я это к тому, что проблема атрибуции в его работе разобрана недостаточно глубоко. Откуда это предание он взял я, честно говоря, не помню. Однако, эта датировка потом повторится в "Зодчих барокко и классицизма", в "Архитектурных ансамблях Москвы"... Словом, распространится. До него я эту датировку встречала у Ильина. До этого - традиционно 91-92 годы.
А про типологию - а разве такой тип существовал в барокко?

Reply

av4 April 16 2013, 21:26:19 UTC
Про Панухина ясно.

Панухин П.В. Приватная деятельность архитекторов Кремлевской экспедиции по заказам московского купечества в 1782-1803 годах (на примере подряда Р.Р. Казакова на строительство церкви Св. Варвары в Зарядье) // МАРХИ. Исследования по истории архитектуры и градостроительства. Труды кафедры истории архитектуры и градостроительства. Вып. 3. Под ред. Д.О. Швидковского. М., 2012. С. 219-230

А какой тип существовал в барокко? не понял, о чем именно.

Reply


ext_1488250 April 16 2013, 11:53:18 UTC
Спасибо, интересно!

А подскажите пожалуйста источник рисунка с проектом Росси в Торжке, первый раз встречаю.

Кстати, две апсиды по бокам от фасада есть и у надвратной церкви-колокольни Борисоглебского монастыря в Торжке, стоящей как раз рядышком с собором Львова.

Reply

av4 April 16 2013, 21:27:27 UTC
Это чертеж из монографии Тарановской о Росси.
Да, в Торжке такой план, все верно.

Reply

ext_1488250 April 17 2013, 21:28:14 UTC
Спасибо. Наивный вопрос - а это воспроизведение Россиевского эскиза или просто иллюстрация? Имеются некоторые отличия в отделке и деталях от реализованного в действительности.

Reply

av4 April 18 2013, 07:07:17 UTC
это проект Росси

Reply


rtv_medveditsa April 16 2013, 12:16:21 UTC
Андрей,
большое спасибо за статью!
Очень интересно читать про типажи и их развитие в зависимости от времени и обстоятельств.
Картинки наглядны и, что приятно, часто - знакомы.

Reply

av4 April 16 2013, 21:26:39 UTC
Спасиб!)))

Reply


catherine_catty April 16 2013, 18:58:47 UTC
Спасибо.

Reply

av4 April 16 2013, 21:27:42 UTC
Пожалуйста!))

Reply


turtleland April 16 2013, 19:42:29 UTC
Простите пожалуйста, и еще вопрос. Возможно, я что-то не поняла. Вы пишите, что мотив экседр был и в проекте Камерона. Но я что-то не могу понять, где они на разрезе. На плане вижу, а на разрезе - нет:) Или их там и нет?

Reply

av4 April 16 2013, 21:32:14 UTC
Разрез и план от разных зданий. План от существующего, там экседр нет, только едва заметные углубленные ниши выгорожены по всем четырем стенам. А на разрезе представлен грандиозный неосуществленный замысел. Там как раз в алтаре видна такая мощная экседра. Ну собственно не трудно догадаться, что за основу взят план купольной базилики Софии Константинопольской, с двумя полукружиями. А уж были ли они выделены снаружи, это вопрос второй. Главное они формируют особое внутреннее пространство, какого до этого не было в русских церквях.

Reply

turtleland April 17 2013, 06:50:22 UTC
Спасибо! Поняла.

Reply


Leave a comment

Up