Интерьер Розового зала в Знаменском - один из немногих, уцелевших от эпохи XVIII столетия.
Благодаря высокому художественному достоинству этого зала, усадебный дом приобретает особую ценность.
Вот лишь описание этого интерьера: "Розовый зал типичен для зрелого классицизма двусветный, хороших пропорций, с хорами для музыкантов. Зал оформлен парными колоннами коринфского ордера, над антаблементом которых возвышаются украшенные акантами лепные кронштейны, как бы несущие живописный плафон перекрытия зала, поддуги которого расписаны под кессоны. В центральном овальном медальоне плафона изображена колесница бога войны Марса, несущаяся по облачному небу. Убранство зала дополняется прекрасного рисунка дверями, характерными для усадебных интерьеров второй половины ХVIII века."
Теперь я предлагаю взглянуть на всё это великолепие.
Побывали мы там летом прошлого года, ещё до момента, когда путь туда стал закрыт.
Рассказывать, как мы бродили по залам и комнатам с открытыми ртами и свои впечатления не стану.
Предоставлю каждому самому испытать эмоции от увиденного.
Поэтому фотографии сего поста сопровожу лишь историей этой удивительной усадьбы.
Изначально на месте усадьбы находилась небольшая деревня, называвшаяся Садки ("Верхово тож"), располагавшаяся
на высоком берегу реки Битцы. Большую часть XVII века Садками владело семейство Ладыженских
- «…была за Леонтием Ладыженским и сыновьями его Обросимом и Евстратием», которые в 1676 году продали вотчину
князю Никите Семеновичу Урусову (боярин, служил воеводой в Новгороде, Киеве, Холмогорах, Архангельске).
В 1687 году была сооружена церковь Знамения Богородицы, по которой эта местность получила еще одно название - Знаменское.
При входе мы попадаем в вестибюль с колоннадой.
А вот и лестница на второй этаж.
А здесь встречает нас самое удивительное и уникальное - Розовый зал.
Расцвет усадьбы приходится на период владения ею князьями Трубецкими.
В 1750 году князь Василий Урусов продаёт вотчину с селом Садки дочери князя И.Ю.Трубецкого -
княжне Екатерине Ивановне
...за 7000 рублей. По прошению Екатерины Ивановны "вместо ветхой деревянной
Знаменской церкви на другом поблизости месте" была построена каменная церковь
"в то же именование" в стиле московского барокко и освящена 22 июля 1756 года.
Е.И. Трубецкая в 1760 г. выходит замуж за Антония Дунина-Саржинского, и
с этого времени Знаменское практически перешло во владение к ее двоюродному брату - князю Д.Ю. Трубецкому.
В 1766 году
Дмитрий Юрьевич Трубецкой
...полностью унаследовал эту вотчину. Ему и приписывается создание усадебного ансамбля.
Центром ансамбля является жилое двухэтажное здание (низ каменный, верх деревянный) с мезонином и подвалом,
построенное на месте старого деревянного барского дома в 1780 году в строгом классическом стиле с
выступающим фронтоном и колоннами, опирающимися на арочный портик.
Типичен для зрелого классицизма двусветный, хороших пропорций Розовый зал с хорами для музыкантов.
Зал оформлен парными колоннами коринфского ордера, над антаблементом которых возвышаются украшенные акантами лепные кронштейны, как бы несущие живописный плафон перекрытия зала, поддуги которого расписаны под кессоны.
В центральном овальном медальоне плафона изображена колесница с бога войны Марса, несущаяся по облачному небу.
Кабинетный рояль Carl Schroder (Карл Шрёдер, Поставщик Двора Его Императорского Величества).
Изготовлен фирмой C.M.Schroder в Санкт-Петербурге в 1900-ых году.
Известнейшая фортепианная фирма мастеров и фабрикантов Шредер, существовавшая более 100 лет (1816 - 1917).
Убранство зала дополняется прекрасного рисунка дверями,
характерными для усадебных интерьеров второй половины ХVIII века.
Семейство Трубецких принадлежало к старинной русской аристократии, славилось своим либерализмом и широкими культурными интересами. Трубецкие - потомки Рюриков, княжеский род из Литвы. Когда устраивались в Знаменском нарядные охоты, происходил съезд гостей из ближних и дальних имений. Залы украшались плошками и фонариками, под звуки крепостного оркестра происходили танцы или ставились шарады и живые картины. Гости задерживались в усадьбе на недели и месяцы.
23 июня 1787 года Дмитрий Юрьевич Трубецкой принимал в Знаменском возвращавшуюся из поездки в Таврию
императрицу Екатерину II...
...и ее внуков - Великих князей Александра и Константина Павловичей
В свите императрицы находился Великий князь Николай Сергеевич Волконский и вместе с ней посетил Знаменское.
Усадьба князей Трубецких была достаточно обширна. Дмитрий Юрьевич, женившись на
княжне Варваре Ивановне Одоевской
...присоединил к владениям "еще полсела Ивановского, смежного со Знаменским, и деревни Гавриково, Шибарово и Язва". Таким образом, к началу ХIХ века все владения охватывали 358 десятин 752 сажени земли (около 390 гектар).
Поднимаемся на хоры.
В 1850-ых годах устраивается каскад из трех прудов. Систему Малых прудов организуют, расположенные между прудами,
красивые однопролетные горбатые арочные мостики. В конце 1860-ых напротив дома образуется большой вытянутый пруд.
В результате: пруды окружают дом с трех сторон, доступ к которому становится возможным только через мост.
Знаменательно,что свадьба 1822 года родителей Льва Николаевича Толстого - графа Николая Ильича Толстого
и княжны Марии Николаевны Волконской, приходившейся племянницей
владельцам усадьбы состоялась в усадьбе Знаменское-садки.
В 1827 году имение перешло к
Николаю Ивановичу Трубецкому
Одно время он служил корнетом Малороссийского кирасирского полка, а затем - лейб-гвардии Конного полка.
В 1830 году он вышел в отставку, женился на графине А.А. Гудович, от которой имел дочь Екатерину Николаевну (1840-1885).
Н.И. Трубецкой был очень интересным человеком. Воспитанный М.П. Погодиным, он считал себя славянофилом,
однако перешел в католичество Он был страстный библиофил.
В его библиотеке находилась уникальная книга - единственный экземпляр пушкинской поэмы "Цыганы",
напечатанной на пергаменте. Поэт подарил ее С.А. Соболевскому, а тот подарил ее Трубецкому.
В этот же период (1830-1840 гг..) меняется внешний вид господского дома - исчезает фронтон и колонны на южном портике здания, в результате чего он приобретает изящную романтическую окраску, в псевдоренессансных формах. Возле барского дома с восточной и западной стороны возникают два флигеля, а вдоль ограды служебные постройки. В дальнейшем на месте бывшей деревни Садки появляются хозяйственные постройки - скотный и конный дворы, сооруженные по проекту замечательного русского зодчего
М.Д. Быковского в псевдоготическом стиле. За церковью сооружается "Фруктовая оранжерея" - зимний сад.
Покидаем Розовый зал...
...и попадаем в Зелёный.
Николай Иванович Трубецкой единственную дочь выдал за дипломата -
князя Николая Алексеевича Орлова
...и в приданое ей отказал имение "Знаменское-Садки".
Таким образом, с 1852 года Трубецкие, оставаясь юридическими хозяевами Знаменского, фактически передали его зятю.
Н.А. Орлов - русский посланник в Берлине, Париже, Брюсселе, большее время проводил с женой за границей, мало уделял внимания усадьбе и не смог удержать ее за собой. Долгая жизнь за границей делала усадьбу не нужной и потому усадьба была продана.
В 1865 имение перешло к московскому вице-губернатору тайному советнику И.П. Шаблыкину.
7 сентября 1876 года Знаменское имение за 30 тысяч рублей покупает виднейший публицист консервативного толка
Михаил Никифорович Катков
Катков значительно перестроил интерьер дома, но сохранил пышную лепную отделку, стенопись и плафоны
двусветного зала с хорами, колонного вестибюля и двух гостиных. М.Н. Катков прожил в Знаменском до конца своих дней.
Имение перешло к одному из его сыновей - Подольскому уездному предводителю дворянства А.М. Каткову.
Его жена - Мария Владимировна, урожденная княжна Щербатова, организовала в этой подмосковной усадьбе производство,
"успешно работавшие отличные домашние сукна, напоминающие кавказские или английские материи".
В 1918 году Катковы были вынуждены спешно покинуть Россию.
После революции, в 1918 году, главный дом усадьбы был передан рабочему кооперативу.
Часть предметов из усадьбы была вывезена в Москву Музейным отделом Наркомпроса.
Книги - отправлены в Российскую государственную библиотеку.
Церковь, закрытая вскоре после революции, начала разрушаться, и 1929 году была разобрана.
Флигель рядом с главным домом.
В 1920-х годах в конном и скотном дворах находился совхоз, а в основных усадебных постройках детский дом.
Затем всю усадьбу занимал сельскохозяйственный техникум с подсобным хозяйством при нём.
Хозпостройки.
Мост, построенный в 1960-ых.
С 1959 года находится Научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии.
С начала 1970-х годов Институт вирусологии сменила Центральная лаборатория охраны природы
Министерства сельского хозяйства СССР.
Всё, что осталось от института.
Со временем лаборотория преобразована во Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны природы и заповедного дела.
Вот и вся история!
А псоле на территории усадьбы мы посидели в такой вот уютненькой беседке.
Надеюсь, вам понравилось!