Храм, превращенный в склад

Nov 27, 2012 10:54




1. Ожерелье прекрасных храмов впечатлит любого туриста, решившего посетить Серпухов. С высоты Соборной горки можно наблюдать, как, подобно сказочным кораблям, друг за другом «плывут» к берегам Нары прекрасные храмы, один за другим: Успенский, Ильинский, Троицкий... Картина благостная, если не вглядываться. Если капнуть чуть глубже, то выясняется, что действует одна Ильинская церковь, а настоятели двух других храмов были расстреляны в 1930-е годы. Но в снимке скрыта другая трагедия, да не одна, ни одну из которых не разглядеть невооружённым взглядом.


2. Если бы мы отмотали время на сто с лишним лет назад, то с горы нам открылся бы несколько иной вид. Вот Успенский храм, справа от него - церковь Ильи. Но что за церковь видна поодаль, на современном снимке обезображенная до неузнаваемости?


3. Это храм Воздвижения Честного Креста Господня. По-другому, Воздвиженская, или Георгиевская церковь. Ей не повезло с расположением: на соседнем участке двести лет назад Н.М. Коншин основал ситценабивную фабрику «Старая мыза». После Революции Коншиных репрессировали, фабрику национализировали, и, расширяя производство, захватили соседние участки. Так Георгиевская церковь оказалась частью огромного «Серпуховского текстиля». Об истории фабрики прекрасно написалsaoirse_2010.


4. Так храм выглядит сегодня. За годы советской власти он был не только обезглавлен, но лишился колокольни, которая находилась бы на первом плане снимка. В здании организовали склад, и колокольня только мешала. На западной стене храма остался след от тёплого перехода, когда-то соединявшего его с колокольней. Стоит отметить, что почти за целый век, прошедший с закрытия храма, руководство фабрики ни разу не позаботилось о внешней отделке принадлежащего им здания.


5. Если обратиться к истории, то Крестовоздвиженская церковь была построена в 1746-55 годах на деньги купеческой семьи Кишкиных. В архитектурном плане храм представляет собой массивнейший четверик, увенчанный пятью миниатюрными барабанами.


6. С всех сторон храм был окружён сводчатыми арочными галереями - гульбищем, которое частично сохранилось.


7. Вокруг храма разбросано то, что в нём хранилось в бытность его складом. Например, этикетки, предназначавшиеся для продукции комбината.


8. При устройстве склада огромное внутренне пространство церкви было разделено бетонными перекрытиями аж на три этажа, для связи которых специально построили лестницу.


9. Нижний этаж весь забросан остатками хранившегося здесь добра, от поддонов до писсуаров. Дверь на заднем плане ведёт в алтарь, но он настолько осквернён хранившимися там нефтепродуктами, что больно на него смотреть.


10. Ещё на этом ярусе сохранился вот такой станок непонятного применения.


11. Для нужд склада все три его яруса были связаны самодельным грузовым лифтом, сделанным из лебёдки обычного автокрана.


12. Поднявшись выше, второй этаж я обнаружил закрытым на замок, поэтому сразу прошёл на третий. Здесь хранилась различные различные расходные материалы: бумага, фотоплёнка.


13. Полки до сих пор завалены пачками пустых бланков в идеальном состоянии.


14. Что внутри этих банок, я не проверял.


15. Написано, что фотоплёнка.


16. Помещение поражает своими размерами. Храм был двухстолпным, то есть потолок опирался на два столпа, что прекрасно видно на снимке. В нескольких местах побелка стёрта, и за ней проступили старинные росписи.


17. Краска сильно потрескалась, но всё ещё хранит изображение святого.


18. Когда-то это было под потолком огромного зала, а сейчас фрески оказались на высоте около метра над полом.


19. У кого нет прошлого - нет будущего. Глядя в наполненные смирения глаза преподобного старца, испытываешь стыд и боль, а всё, что остаётся - повторять про себя: «У меня есть прошлое, у меня ЕСТЬ прошлое...»


20. Из окна Крестовоздвиженской церкви открывается вид на ещё одно здание, явно не равное по изяществу безобразным корпусам текстильного завода.


21. Это - построенная в 1804-09 годах на средства полотняного заводчика Н.И. Плотникова сравнительно крошечная церковь во имя Печерской иконы Божией Матери.


22. Во что превратилось когда-то изящное здание в классическом стиле - видите сами.


23. За сто лет разрухи у стен храма до титанических размеров выросло дерево, погибшее вместе с заводом.


24. Первое помещение от входа в храм - большое, перекрытое низким сводом, благодаря чему уютное.


25. За стеной - главный зал. На этом месте находился иконостас. Царские врата ужали до маленькой зелёной дверки, которую потом тоже заложили кирпичом, что выяснили уже современные исследователи, пробив в ней дыру.


26. Печерский храм был тёплым, зимним, построенным в дополнение к летней Крестовоздвиженской церкви.


27. Под что приспособила Печерскую церквушку советская власть, осталось невыясненным, но с соседним цехом её связывает вот этот огромный вентиляционный короб.


28. Напоследок - оконная решётка, сохранившаяся на заложенном окне храма. Не сомневаюсь, что её сдадут в чермет нынешние владельцы фабрики, занятые как раз распиливанием того, что осталось от завода. Даже с этим они справляются плохо, дело идёт крайне медленно. Манкурты, рабы, что с них взять. До их прихода в 2006 году фабрика-то работала...


Ссылки:
1. Храмы на портале «Православный Серпухов»M
2. Крестовоздвиженская и Печерская церкви на сайте «Храмы России»
3. Церковь Воздвижения на Википедии

интерьеры, барокко, Московская область, Серпухов, вандализм, архивные фотографии, храмы, классицизм

Previous post Next post
Up