Кострома, ул. Островского - 2

Apr 07, 2012 13:37

Продолжаем прогулку по ул. Островского, одной из самых древних и интересных улиц г. Костромы.
Начало здесь или здесь.







Д. 30/25, нач. 19 в. Еще один интересный пример углового дома в стиле зрелого классицизма.





Д. 31/23. Дом Воробьева, 1780-е. В 1821-37 гг. Принадлежал сенатору С.С. Борщову, построившему известный дом в центре города. Во второй половине 19 в. здание было расширено и получило новый декор. Сейчас здесь - судебно-медицинская экспертиза и морг. Когда я был студентом, один из его сотрудников продал нам мужской череп за две бутылки (для рисования):)







Д. 32 Д, 1880-е. Выразительный пример городской усадьбы второй пол. 19 в. с интересным резным декором.



Д. 34 А и Б. Еще одна городская усадьба, состоящая из двух разновременных домов.



Дом с мезонином - характерный пример использования форм классицизма в деревянной архитектуре. Он был построен в первой пол. 19 в. (до 1841 г.). Фронтон с полуциркульной аркой, по некоторым свпедениям, первоначально опирался на колонны в подражание зданию присутственных мест в центре Костромы.



http://photos.wikimapia.org/p/00/02/28/01/84_big.jpg
Присутственные места были перестроены арх. И.Е. Ефимовым в 1832-33 г., скорее всего и деревянный дом построен после этого времени. Пристройка со стороны двора относится к 1880 гг.



Другой дом (34 Б) построен в 1904-05 гг. С.П. Скалозубовым.



Дома 36 А и Б, 1870-80-е. Еще один пример живучести классицистских традиций в провинциальной архитектуре.



Д. 37 А. Дом Михина, 1902-03. Первоначально - одноэтажное здание в кирпичном стиле. В 1930 гг. дом был надстроен вторым этажом с декором все в том же кирпичном стиле, что интеренсно. На рубеже 1970-80 гг. здание было расширно. В этот раз сохранением стилистического единства не озаботились, хотя, казалось бы...







Д 38. Дом Юдина, нач. 19 в. (Возможно существовал и ранее, о чем ниже). В 1868 г. дом был расширен, надстроен третьим этажом и в нем разместилось городское реальное училище. Сейчас здесь - средняя школа.




Д. 40. Дом Бахутина, ок. 1840. Выразительный пример позднего классицизма.



Особенно интересен декор скругленной части второго этажа. Дом некогда стоял на углу с Тесным переулком, ныне этот переулок фактически не существует, хотя нумерация домов по нему сохраняется. Раньше этот район назывался Подвязье, потому что здесь находилась роща из дубов и вязов. Сейчас деревья этих пород в окрестностях Костромы почти не растут.



Д.42/12. Дом Совина, ок. 1791. Один из ярких примеров раннего классицизма, сохраняющий, отчасти барочные черты (скругленные углы).



Д. 44/7. Дом Репьева, ок. 1793.



В 1880-х гг. здесь разместилась табачная фабрика Чумаковых, в связи с чем дом был значительно расширен вдоль улицы Депутатской (Спасской). До недавнего времени фабричный корпус не был отштукатурен.



Теперь дома 42 и 44 окрашены в одинаковый голубой цвет. Очень гармонично, по-моему.





Дд. 49 и 51, кон. 19 в. (не то флигели какой-то усадьбы, не то лавки). Один из этих домов недавно расширен и покрашен, другой сохранил первоначальный облик в кирпичном стиле. Отгадайте, какой мне нравится больше?)



Д. 46. Дом Трубникова, 1810. Хороший особнячок в стиле зрелого классицизма. Редкий случай, когда облик дома не искажен никакими позднейшими переделками. В 1890 г. здесь жили Серов и Коровин, писавшие большую картину «Хождение Христа по водам» для одной из костромских церквей (ныне в ГРМ).





Д. 53. Дом Ашастина, 1793. В середине 19 в. расширен. В начале 20 в. здесь размещалась частная гимназия Смольяниновой, затем - средняя школа. Сейчас дом - в руинированном состоянии. Официально проводится реконструкция, которая, похоже, свелась к установке забора и развеске баннеров.





Д. 55, 1870-80-е. Довольно крупное одноэтажное здание, в котором некогда размещался водочный завод Устиновой. Она же в то время была владелицей д. 53.






Д. 57. Дом Ашастина, третья четверть 18 в. Один из древнейших жилых домов Костромы. Дом подвергался неоднократным перестройкам, но все же в нем угадываются барочные черты.



То, что дом очень старый, видно по толщине культурного слоя. Но обольщаться особенно не стоит: необарочный декор фасада относится ко второй половине 19 в., крыльцо к концу того же столетия. Сейчас здесь размещается контора обувной фабрики.



Недавно здание было покрашено в красный цвет и это решение можно считать удачным.



Конюшня, нач. 20 в.



Далее вдоль улицы идут фабричные корпуса - типичный пример промышленной архитектуры в кирпичном стиле.







Мы подходим к берегу р. Костромы, за которой находится Ипатьевский монастырь. Туда ведет автопешеходный мост.
В древности местность в конце Мшанской улицы называлась Гноище. Здесь было кладбище, на котором хоронили умерших от чумы и холеры. По некоторым сведениям, здесь в 16 в. находилась усадьба боярина А.Ф. Адашева, главы Избранной Рады, но я бы не стал особенно доверять этим сведениям, т.к. основаны они, похоже на одном месте из послания Ивана Грозного Курбскому, допускающем различные толкования.

В заключение привожу фрагмент плана 1781 г. Весь план здесь.



Жирными линиями здесь показаны планируемые кварталы, пунктиром - существовавшие до пожара 1773 г. улицы. Видно, насколько первые не совпадают со вторыми. Черным цветом обозначены каменные здания и церкви (все остальные строения были деревянные). Здесь показаны два последние квартала ул. Островского (Мшанской). Внизу - русло р. Костромы, сейчас оно значительно шире. Цифрами обозначены:
1. Д. 57, усадьба Ашастина
2. Ц. Космы и Дамиана на Гноище, 1775. (Не сохранилась)
3. Преображенская ц. на Подвязье, 1738. (Не сохранилась)
4. Д. 38, здание на месте д. Юдина.

барокко, Кострома, дома, сносы, деревянные дома, классицизм, промышленная архитектура, города, ампир, Костромская область, охрана памятников, воссоздание, эклектика, реставрация, необарокко, руины, доходные дома, под угрозой

Previous post Next post
Up