Метлахская плитка

May 18, 2008 17:32

Вестибюль дома №26 на Загородном проспекте:




В отделке зданий Петербурга достаточно часто использовалась декоративная облицовочная плитка - метлахская. Её часто можно увидеть в парадных и на лестничных площадках, на фасадах зданий и в интерьерах.
Метлахской плиткой в России исторически принято называть мелкоформатные керамические плитки разнообразных форм, произведенные из фарфоровых масс различных цветов. За счет высокотемпературного обжига ~1200С достигается плотное спекание вещества. Получающиеся плитки, обладают высокими эксплуатационными свойствами (морозостойкостью, твердостью, кислотостойкостью и т.п.), что допускает использование метлахской плитки, как в жилых, так и в общественных помещениях, а так же на улице.
Производство плитки носило серийный характер, поэтому нередко плитку одного и того же рисунка можно встретить в различных домах при этом в разных сочетаниях.
Соберём здесь небольшую коллекцию.

Но для начала немного истории:

"Фирма Villeroy & Boch - один из крупнейших европейских производителей керамики - была основана 1 января 1841 года членами двух семей - Виллеруа и Бох, которые, породнившись, создали товарищество на вере с правлением в Меттлахе.
1852 году построен цех по производству напольной облицовочной плитки с низким процентом износа. Метлахская плитка очень быстро приобрела известность и стала пользоваться большим спросом, что привело к открытию в Меттлахе специального завода по ее изготовлению. Да и само выражение - «метлахская плитка» (mettlach platten) скоро стало нарицательным и распространилось на всю плитку подобного типа.
Количество заводов, принадлежащих фирме «Виллеруа и Бох» с каждым годом растет. В 1853 году открывается фабрика каменной посуды в Дрездене, в 1869 году - мозаичная фабрика в Меттлахе, а в 1879-м - приобретается фабрика в Мерциге (основана в 1856 году фирмой «Фелленберг и К°»), на которой изготовляются плитка и терракота. В 1883 году к ним добавляется завод каменной утвари в Шрамберге (Вюртемберг, основан в 1820 году «Ухтриц и Файст»), где налаживается выпуск декоративной майолики. Также стремительно расширяется и ассортимент изделий.

С 1882 года осваивается производство предметов для умывания, а с 1899-го - сантехники из огнеупорной глины и плитка для бассейнов. К концу XIX века заводы фирмы изготовляют почти все виды керамических изделий. На производствах к 1899 году занято шесть тысяч человек, к 1904 - их уже 6500.

Известность фирмы поддерживается постоянным участием в различных выставках, среди которых можно отметить Международную керамическую выставку в Петербурге (1901), выставку керамики при Северо-Богемском ремесленном музее в Рейхенберге (1902-1903), выставку изделий «Виллеруа и Бох» в Дрезденском королевском художественно-ремесленном музее (1903) и другие.

С Россией фирма «Виллеруа и Бох» тесно связана со второй половины XIX века. С этого времени и до начала Первой мировой войны изделия компании во всем своем разнообразии пользуются постоянным спросом благодаря удачному сочетанию качества и цены. Продукция фирмы была высоко оценена членами Императорского дома, давшего «Виллеруа и Бох» звание поставщика императорского двора.

Однако основной продукцией, поставлявшейся фирмой «Виллеруа и Бох» в Россию, была различная метлахская плитка - квадратная, прямоугольная, шестигранная, с рисунком или однотонная, имитирующая мозаику. Все разнообразие плитки довольно хорошо представлено в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб).

Спросу на нее в немалой степени способствовал строительный бум, пришедшийся на конец XIX-начало XX веков. Особенно активное строительство развернулось в Санкт-Петербурге, где в начале XX века был открыт специализированный магазин на Невском проспекте под вывеской «Метлахская плитка. Виллеруа и Бохъ». Среди зданий Петербурга, в решении которых была использована их метлахская плитка, могут быть названы, например, доходный дом на Большом проспекте П.С., 43 (1901-1902, арх. Д.А. Крыжановский) или здание Ортопедического клинического института (Александровский парк, 5; 1902-1906, арх. Р.Ф. Мельцер).

В последней постройке плитками выложены не только полы, но и нижняя часть стен в некоторых помещениях. Облицовочные работы производились фирмой «Кос и Дюрр».

В меньшем объеме применялась метлахская плитка и в других регионах страны. Так ее можно найти в ряде зданий Москвы, интерьерах Пушкинского театра во Владивостоке (ул. Пушкинская, 27; 1908, архитектор П. Вагнер) и т.д. Любопытные плитки фирмы «Виллеруа и Бох» были применены в отделке одной из построек конца XIX века в комплексе двора Батова в Пскове. Клеймо на них выполнено на русском языке и содержит надпись: «Виллеруа и Бохъ метлахъ представители Косъ и Дюрръ С.-Петербург».

Особо нужно отметить работы «Виллеруа и Бох» для церкви Св. Марии Магдалины в Дармштадте (архитектор Л.Н. Бенуа; 1897-1899, отделка закончена в 1903-м). Храм, для которого фирма выполнила специальные плитки в форме луковицы для отделки фасадов и башен куполов, возводился на средства Николая II и его супруги, императрицы Александры Федоровны, т.е. участие в подобном проекте было как большой ответственностью, так и свидетельством доверия.

Плитка «Виллеруа и Бох» применялась не только при отделке вновь построенных зданий, но и при ремонте старых. Так, именно она была использована для облицовки полов в здании Российской Национальной библиотеки (Невский пр., 37), построенном в 1796-1801 годах Е.Т. Соколовым и впоследствии неоднократно расширявшемся и перестраивавшемся.

В конце 1950-х годов начинается новый виток в истории фирмы. В 1959 году на заводе в Сепфонтене положено начало производству нового стекловидного фарфора. В 1976 году «Виллеруа и Бох» приобретают фабрику Heinrich, а в 1982 году производится реконструкция заводов фирмы. Тогда же намечаются и три основных направления в производстве - облицовочная плитка, сантехнические изделия и предметы для сервировки стола из керамики и хрусталя. В 1987 году компания преобразована в акционерное общество и начинает сотрудничество с известным дизайнером Паломой Пикассо, разработавшей, в частности, декор для плиток. С конца прошлого века и по сей день компания на высоте и наращивает производство, скупая заводы и фабрики, создавая совместные предприятия и осваивая новые рынки сбыта своей продукции." ( Полный текст )

По вышеперечисленным адресам фотоматериалов пока нет.
Но вот что удалось найти во время прогулок по улицам Петербурга:
вероятно, некоторые из этих плиток созданы фирмой Villeroy & Boch

Покрытие пола в тамбуре дома №32 на Большом пр. П.С.



Этот же узор использован и в павильоне Ботанического сада, но уже в другом сочетании:



Ещё один тамбур и вестибюль - дом №20/5 Большой пр. П.С.:





Большой пр. П.С. дом 18/а. Сейчас в нём находится Институт психоанализа.
Здесь многоцветная плитка использована перед входами, в тамбурах и вестибюлях:

правый вход





левый вход

на плитке входа надпись "М.А.ДОЛГОПОЛОВЪ С.ПЕТЕРБУРГЪ ЗАВОДЫ АКЦ.ОБЩ. ДЗЕВУЛЬСКIЙ и ЛЯНГЕ ВАРШАВА-ОПОЧНО"





фрагмент исполения покрытия вестибюля:



орнамент крупнее



Дом №10 Большой пр. П.С.
Тамбур



Оформление вестибюля



Плитка с негеометрическим флоральным орнаментом на входе дома №19 по Большому пр. П.С.



Ещё один пример регулярного орнамента в сочетании с мозаичной текстурой:



Площадка перед входом в дом №63 по Большому пр. Петроградской стороны:



Дом №69 Большой пр. ПС - перед входом:



А эта плитка уже в тамбуре того же дома:



Вернёмся в Ботанический сад -
различные варианты плитки в павильоне:







Этот же плющ "обвивает" фасад дома на улице Блохина:



Дом № Большой пр.ПС, тамбур:



Кирочная ул., 24. Доходный дом Юлиана Борисовича Бака. 1904-1905, арх. Б. И. Гиршович.









Кирочная ул.,дом №49:





Плитка в интерьере квартиры дома на Таврической улице:



Васильевский остров

14 линия дом №63, площадка перед входом:



дом на 22 линии -
тамбур и лестничная площадка





плитка

Previous post Next post
Up