Мартиролог. Дугино. Усадьба графов Паниных и князей Мещерских.

Jan 22, 2009 11:03



Главный фасад центральной части дворца, конец XVIII - середина XIX века. Снимок 1900-х годов

Имение Дугино в бывшей Смоленской губернии - старинная вотчина графов Паниных. Композицию ансамбля составляли большой господский дом, каменный Троицкий храм, скотный двор в виде крепости. Комплекс хозяйственных построек и пейзажный парк относятся к последней четверти XVIII в.,когда хозяином усадьбы, по семейному разделу, стал влиятельнейший из вельмож екатерининской эпохи Никита Иванович Панин (1718-1783 ), видный дипломат, масон, воспитатель Павла I. В дальнейшем обустройство усадьбы продолжил его младший брат Петр Иванович (1721 - 1789), а затем племянник Никита Петрович Панин. Для которого после его участия в покушении на Павла I Дугино стало местом пожизненной, отчасти добровольной, ссылки с 1802 по 1837 гг. С конца XVIII века до середины XIX века здание дворца в Дугине неоднократно перестраивалось, сохраняя в целом общую трехчастную композицию объема и высокохудожественную отделку интерьеров. В списке мастеров, принявших участие в обустройстве господского дома, имена известных архитекторов - А.Григорьева (1806), М.Быковского (1830), а также художника К.П.Скотти.

Высокопрофессиональными штукатурами, мраморщиками и мебельщиками были крепостные Паниных из самого Дугина. Роскоши дворца не уступали общий размах всего ансамбля и изысканные формы его построек.
Реконструкция дворца и усадьбы в 1845 году была проведена в связи с браком М.А. Паниной и князя Н.П. Мещерского (1829-1901), внука Н.М. Карамзина, принадлежавшего к интеллектуальной элите Петербурга. От своих родителей, близких знакомых В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, родственных с семьей П.А. Вяземского, он унаследовал библиотеку архив и личные вещи своего знаменитого деда. Перевезя их в Дугино в конце 1860-х гг. и присоединив к коллекциям Паниных, Н.П. Мещерский создал в усадьбе
"интеллектуальный кабинет" с мемориальным музеем предков двух соединившихся родов.
Благотворительность владельцев, известных попечением о грамотности местных крестьян, возможно, отчасти спасли Дугино от разгрома в период двух русских революций.
После 1917 г. бывшее имение Паниных-Мещерских было экспроприировано на общих основаниях и все движимое имущество усадьбы, включая библиотеку и архив, мебель и коллекции, было описано и вывезено в райцентр, город Сычевку. В дальнейшем многое почти бесследно рассеялось, но некоторые ценные вещи коллекции попали в центральные и областные музеи. Главный раритет Дугина - письменный стол Н.М. Карамзина - оказался в петербургской Музее-квартире А.С. Пушкина на Мойке; портреты мраморной скульптурной галереи Паниных и ценные живописные полотна - в музеях Смоленска, Твери, Петербурга, Москвы, Харькова и других городов.
После революции, уже в 1930-е годы, первой в ансамбле Дугина была разрушена усадебная церковь Живоначальной Троицы с родовой усыпальницей. Пережив Великую Отечественную войну до 1970-х гг. в усадьбе существовал господский дом, на десятилетие дольше сохранялся западный флигель. Теперь они полностью утрачены. Под угрозой исчезновения и последний (восточный) флигель знаменитого исторического памятника. Без следа исчезло более половины построек хозяйственного комплекса, остальные в опасности разрушения. Попытка спасти усадьбу созданием специального «комитета» или «фонда», предпринятая в конце 1980-х гг.. не дала положительных результатов.



Общий вид дворца со стороны парадного двора, конец XVIII - середина. Снимок 1900-х годов



Интерьер овальной гостиной («салона») дворца. Снимок 1900-х годов



Интерьер овальной гостиной («салона») дворца. Снимок 1900-х годов



Обстановка кабинета Н.П.Мещерского, вторая половина XIX века. В центре рабочий стол Н.М.Карамзина. Снимок 1900-х годов



Усадебная церковь Живоначальной троицы, 1770-1780-е годы. Справа - въездные ворота парадного двора. Снимок 1900-х годов



Церковь Живоначальной троицы. Интерьер родовой усыпальницы с надгробиями П.И. и Н.П. Паниных (1790). Снимок 1900-х годов

Архитектура и ландшафты России. Черная книга. Утраты. М., 2003. Под ред. А.И. Комеча.

усадьбы, Мартиролог, интерьеры, архивные фотографии, классицизм, храмы, Смоленская область

Previous post Next post
Up