Покровская церковь в Жукле и украинские мотивы в неорусском стиле. Часть 1

Nov 26, 2014 11:48

Выкладываю давно обещанную статью.

А.В.Слёзкин
Покровская церковь в Жукле и украинские мотивы в неорусском стиле
Опубликовано: Русская усадьба. Вып. 18 (34). СПб., 2013. С. 349-366.




В селе Жукля Корюковского района Черниговской области Украины сохранился довольно необычный и малоизвестный памятник неорусского стиля - Покровская церковь. В четырехтомнике «Памятников архитектуры и градостроительства Украинской ССР» его нет. Минимальные сведения о храме (посвящение, невнятные фото, неточная дата постройки - 1913-1914 годы - известно, что закладка состоялась не в 1913, а в июле 1911 г.) содержатся в двух изданиях - энциклопедическом справочнике по Черниговской области [Чернiгiвщина. Енциклопедичний довiдник. Киïв, 1990. С. 640] и небольшой монографии «Монастыри и храмы земли северской» [Вiроцький В.Д., Карнабiда А.А., Киркевич В.Г. Монастирi та храми землi сiверскоï. Киïв, 1999. С. 207-208] (оба издания - на украинском языке). В публикации Г.Г. Филатовой [Из сокровищ Алупкинского дворца-музея / Публ. [вступ. ст. и примеч.] Г. Г. Филатовой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. М., 2007. [Т. XV]. С. 541-546] впервые было указано, что в Жукле находилась усадьба Комстадиусов - представителей новороссийско-петербургского рода шведского происхождения. Авторство памятника до последнего времени оставалось неизвестным.



Необычен этот храм странным сочетанием оригинальных авторских находок и грубого схематизма форм, четкости объемного построения и то ли случайной, то ли умышленной дисгармоничности пропорций, структурной простоты и неожиданных коллажных эффектов, обобщенного русского образа и явных украинизмов в отдельных частях. Двойственность эстетического впечатления от церкви не убавляет уверенности в том, что спроектирована она крупным мастером, свободно ощущающим себя в контексте и неорусского стиля, и украинской архитектуры. Последнее особенно интересно, так как попытки включения украинских мотивов в арсенал форм неорусского стиля наблюдать можно лишь в проектной графике, но никак не в осуществленных постройках. Само по себе это явление (совершенно никак не проанализированное в архитектуроведении) отражает расширение понимания национального своеобразия русской архитектуры в начале ХХ столетия, когда зодчие и критики стали находить его в нарышкинском стиле, петровском барокко, ампире. Архитектура Малороссии XVII-XVIII веков также стала рассматриваться как один из вариантов многоликой, но специфической русской архитектуры. Однако необходима оговорка, что параллельно украинские зодчие начала ХХ века стремились к возрождению (а фактически - к пересозданию) самобытного украинского стиля - уже не в общерусском контексте, а с целью национальной самоидентификации. Это направление получило название «украинский модерн», и церковь в Жукле к нему не принадлежит.

Покровская церковь состоит из массивного четырехстолпного четверика с хорами, увенчанного крупной главой на широком барабане, прямоугольной в плане алтарной части с трехглавым завершением, и притвора со звонницей, соединенного с четвериком коротким переходом. Фасады четверика завершаются тремя полукруглыми закомарами, над которыми вздымается высокая, как бы вздутая кровля, прорезанная стоящим на круглом постаменте световым барабаном с узкими, часто размещенными окнами. Эти окна ритмически и пропорционально никак не соотносятся с окнами четверика - заключенными в ниши высокими арочными в боковых пряслах и композициями из проемов, образующих крест, в центральных пряслах. Из-за этого весь барабан выглядит искусственно уменьшенным. Такой пропорциональный «сдвиг» заставляет вспомнить изображения храмов на старинных русских иконах. Неестественность пропорциональных соотношений способна заслонить уловимое в определенных ракурсах сходство с Федоровским собором в Царском Селе В.А. Покровского (1910-1912) - ближайшим силуэтным аналогом церкви в Жукле. Здесь следует заметить, что и Федоровский собор выделяется среди произведений Покровского нехарактерной для его творчества в целом дисгармонией гладкостенных боковых фасадов четверика с остальными частями здания, имеющими более мелкий масштаб и декоративно разработанными. Но в Покровской церкви в Жукле эти контрасты еще сильнее обострены. Боковые фасады делятся на три прясла, разграниченные двухуступчатыми контрфорсами, придающими зданию некоторую суровость. Грубо выглядят перспективные порталы, нарисованные очень схематично.





Но более всего способны изумить уже упоминавшиеся крестообразные композиции из оконных проемов на боковых фасадах. В нишу, имеющую форму радикально стилизованного восьмиконечного креста, косая перекладина которого образована не наклоном, а сдвигом ее половин относительно центральной оси, вписан высокий прямоугольный, практически щелевидный оконный проем, а в горизонтальных перекладинах креста расположены прямоугольные и квадратные окошки. Подобных оконных проемов мы не найдем в неорусском стиле. Среди исторических прототипов к ним «привязываются» крестовидные оконные проемы каменных украинских храмов конца XVII века (например, собора Троице-Ильинского монастыря в Чернигове, 1679-1689), все же имеющие форму конкретную и цельную - симметричную, с закругленными концами. Схематизированные кресты с квадратной расстекловкой встречаются в некоторых деревянных храмах Украины XVIII века, и они выступают наиболее близкими прообразами «странных» окон в Жукле. Таким образом, мотив традиционен, но интерпретирован столь смело, что вызывает ассоциации с ар-деко и конструктивизмом.



Явным украинизмом является композиция алтарной части. Это как бы трехверхий украинский храм с галереей-опасаньем, развернутый поперек и приставленный к четверику. Его мелкий масштаб в сочетании с визуальной самодостаточностью смягчают впечатление грубой мощи, создающееся при взгляде на храм сбоку. Однако центральная часть фасада прорезана уже даже не схематично стилизованным, а выполненным в виде классического восьмиконечного креста с косой перекладиной проемом, вносящим еще большую разноголосицу в «нестройный хор» архитектурных элементов, продолжая начатую на боковых фасадах тему окна-креста в иной форме. Единственный круглый оконный проем находится в центральном прясле западного фасада четверика.





Нетривиально решен и западный фасад храма, неожиданно пластичный по очертаниям, более мягкий по формам. Волнообразные линии скатов кровель, окошко-квадрифолий тоже могут рассматриваться как сознательные украинизмы, идущие от барочных храмов Киева и Левобережной Украины. Но, встроенные в высотно развитую композицию фасада со звонницей, типологически продолжающей линию звонницы Петропавловской церкви на Шлиссельбургских пороховых заводах В.А. Покровского (1905-1907), они приобретают ассоциации с северным Ренессансом (маньеризмом) и его аллюзиями в северном модерне (например, можно вспомнить щипец доходного дома Г.Ф. Эйлерса на Петроградской стороне, 1913-1914, К.Г. Эйлерс, Ф.И. Лидваль).









Таким образом, суть коллажного построения Покровской церкви такова, что грубовато-условный «русский» четверик зажат между довольно изящными алтарем и притвором со звонницей, в которых явственно звучит «украинская» тема. По общему ощущению образ храма близок произведениям «северной», петербургской линии неорусского стиля [См. об этом: Слезкин А.В. Два ранних произведения В.А. Покровского и их архитектурный контекст // Архитектурное наследство. Вып. 55. М., 2011. С. 282-305], но наличие в нем украинизмов говорит о том, что автор проекта был хорошо знаком с местным контекстом.









Фото 2006 г.
Продолжение следует. Про авторство - там!

Часть 2
Часть 3

неорусский стиль, публикации, Черниговская область, Украина, храмы, av_otus

Previous post Next post
Up