Путь Илая

Jan 13, 2011 14:13





Глобальная катастрофа превратила планету в безжизненную пустыню. Цивилизация уничтожена. Какой жизненный путь нужно выбрать, чтобы не только не погибнуть, но и наполнить смыслом свою личную жизнь и жизнь близких людей? К размышлению над таким вопросом подталкивает своих зрителей «Книга Илая» («The Book of Eli»), фильм братьев Хьюз, в начале 2010 года вышедший на экраны кинотеатров.

Безжизненная радиоактивная пустыня, развалины прежних мегаполисов, засуха и палящее солнце -­ всё, что осталось от Америки после ядерной войны. Остатки выжившего народа разбились на мелкие банды и с ожесточением борются за существование, не брезгуя даже людоедством. По бескрайним дорогам, странствует мудрый Илай (актёр Дензел Вашингтон). Несмотря на слепоту, ему удаётся в одиночку выживать в тяжелых условиях окружающей среды. Дело в том, что много лет назад Илай услышал внутренний голос. Голос этот привел его к заваленной камнями книге, Библии, и повелел ему нести её на Запад, кроме того обещал беречь его на всём пути его. Илай принял это откровение и 30 лет преодолевал все испытания, читая и сберегая Книгу.

Однажды он прибывает в мрачные края, где когда-то была цветущая Калифорния, а теперь это сущий ад, где бесчинствует тиран Карнеги (актёр Гари Олдман). Он, в отличии от окружающих, умеет читать. Целые отряды наёмников работают на него, ища уцелевшие книги. Среди всех книг Карнеги ищет одну единственную, остальные, вроде «Кода да Винчи» (реальная сцена из фильма), он сжигает как макулатуру. По его словам: «Библия - это не просто книга, это оружие! Оружие, нацеленное в сердца и умы слабых и отчаявшихся - она даст мне власть над ними.»

Используя свою рабыню, молодую девушку, Солару (актриса Мила Кунис), Карнеги узнаёт о Книге Илая. Попытка отобрать книгу оказывается неудачной: Илай бежит, а вместе с ним и Солара. Вслед за ними отправляется банда головорезов во главе с Карнеги. В этот раз им везёт: они отбирают Библию, а Илая тяжело ранят. Карнеги, завладев Книгой, не может её прочесть, так как она написана шрифтом Брайля, для слабовидящих. Солара помогает Илаю добраться до конечного пункта - острова Алькатрас, очага новой цивилизации. Илай по памяти воспроизводит библиографу текст Библии, затем её печатают и... ставят на полку вместе с другими книгами человечества: Кораном, Танах, Британикой, Шекспиром и другими. Выполнив свою миссию, Илай умирает. Солара покидает остров, а на вопрос библиографа: «Куда ты направишься?» - она отвечает: «Домой».

Фильм заканчивается словами молитвы Илая ко Господу, в которых он благодарит Бога за все Его благодеяния и просит для Солары защиты на её пути.

Размышляя над данным фильмом, не нужно скатываться в критику реализма событий. Например, несовместимость Библейского представления о конце света и постапокалиптической темы фильма. Искусство есть искусство, оно несёт абстрактную идею, которую нужно усмотреть за внешней формой, и суметь интерпретировать согласно современности. Давайте посмотрим, что предложено зрителю на суд.

С одной стороны, основная сюжетная линия показывает нам совершенно разные отношения героев фильма к Библии. Для Илая - это святыня, для Карнеги - средство манипуляции людьми, для библиографа - культурное наследие, для большинства же не умеющих читать - просто предмет. Библия актуализировала внутреннее состояние людей: то, что было внутри, стало очевидно. Библия сама по себе не может что-то изменить, только люди, подходя к ней с определёнными намерениями, могут понять её и применить в жизнь.

Здесь - другая сюжетная линия, важнейшая, по мнению авторов фильма. Она обращает наше внимание на душевное состояние человека, его отношение к своему внутреннему голосу, порыву к поиску истины, свободы, Бога.

Что было в душе у Карнеги? Явное смятение, непонимание своего места в жизни, которое он пытался компенсировать за счёт приобретения власти и манипуляции другими людьми. Его интересуют, только тщеславные эмоции, которые облегчают его душевную боль, связанную с отсутствием смысла жизни. Узнав о Библии и о том, как на основе её менялся мир, он хочет завладеть ею, думая, что она даст ему власть. Он ошибался: даже попавшая в руки Библия требует особого к ней отношения, и открывается далеко не всем.

Интересной и знаковой для фильма фигурой является библиограф. Он символизирует образ научного скептицизма, рационального равнодушия. Сердцу своему он не оставляет места в жизни, только чистый разум. Библия для него ценность, но только культурная, наравне с другими книгами. Хранить то, что есть, он может, но творить что-то новое он, увы, не в силах. Да и вряд ли хочет.

Что было в душе Илая? Смирение перед волей Всевышнего, проявившееся в исполнении его заповеди о сохранении Библии для «Запада». Илай ­- не святой человек, как блудный сын из евангельской притчи он осознаёт своё падение и невозможность самому преодолеть влияние окружающего зла, и говорит замечательные слова: «Я так старался беречь Библию, что забыл, как жить так, как там написано. Просто... делать для других больше чем для себя». Весь его путь - путь возвращения Домой к своему Отцу. Туда, откуда он слышал голос, в мир высший, небесный, где только и возможно полное освобождение от страдания и рабства греху. В таком контексте становится ясным символ дороги (пути), пронизывающий весь фильм,- это символ постепенной борьбы в первую очередь с собой за исполнение воли Божьей, за Любовь к Богу. Когда Илай заканчивает свой земной путь, по его стопам продолжает идти Солара.

Большинство оставшихся в живых людей подобно Илаю могли слышать голос внутри себя. Солара - одна из них пошла по пути Илая и обрела смысл жизни. Многие стали прислужниками Карнеги, убивали людей, пьянствовали - в общем, прожигали жизнь. Оставшиеся люди ещё ждут своего часа, возможно скоро и до них дойдёт Слово Божие.

Вот такие идеи-образы предложены на суд зрителям. Что, если их приложить к нашей современной ситуации?

Пустыня с её обитателями - современный прозападный мир, утративший своё смысловое измерение, погрузившийся в зной плюрализма (множественности) и безразличия. Всяческие тоталитарные культы и организации, стремящиеся захватить власть над людьми любыми средствами, в том числе с помощью Библии - прообразы Карнеги. Так называемые учёные, интеллигенты, принявшие доктрину толерантности и не отличающие добра и зла, вероятно, являются прообразами библиотекаря.

Кого же можно представить на месте Илая? Людей, слышащих голос совести, людей, ищущих смысл своей жизни, вопрошающих себя и всё сущее, Бога. И, получив ответ, они исполняют заповеданное им. Такие люди для собственного самопознания должны быть испытаны неким внешним явлением того сокровенного, к чему они устремлены. Подобно героям фильма, разделённых Библией.

2000 лет назад на землю пришёл Сам Смысл жизни, Бог во плоти, Господь Иисус Христос. После Себя Он оставил Церковь, которая сохранила для современного человечества Таинства, Откровение (в том числе Библию), святыни. Она помогает человеку лучше расслышать голос совести и общаться с Богом. По сути - актуализировать свои внутренние чаяния, веру. Поэтому человек честный с самим собой должен испытать себя Церковью, Богом. Распространённое суждение: «Хватит веры в сердце, а Церковь не нужна», - обличает нежелание и слабость людей ясно судить о том, кем в действительности они являются, во что верят. В фильме руками таких людей Библия была задвинута на полку и обречена на забвение.

Если в случае с Илаем последней святыней Америки была Библия, то в наше время есть нечто более святое - Церковь Христова, основанная Самим Богом для нашего спасения ещё прежде Библии.

Итак, если вы захотели как и Илай, наполнить свою жизнь смыслом, встать на путь служения внутреннему зову, или уже на этом пути усердствуете - обратите свой взор ко Христу, ведь Он и есть истинный Путь, ведущий в жизнь вечную.
Next post
Up