Американская культурная оккупация

May 24, 2010 23:31

На днях купил роман Паскаля Киньяра "Американская оккупация". На обложке значилось, что это история любви двух юных сердец, которые теряют друг друга под напором блестящих оберток и заокеанских ритмов. Место действия - французский городок Мен-сюр-Луар, который после Второй Мировой войны заполонили войска НАТО на птичьих правах. Общественность раскололась на два лагеря: на тех кто ударился в коммунизм, и считает военные части, солдат и всепроникающую паразитирующую культуру штатов оккупацией, и тех, кто заворожен Coca-Cola, бьюиками, Levi's и джазом. Паскаль Киньяр натуралистично и метко подмечает, как Голливуд вытесняет аутентичные обычаи, где бы он не появлялся. И если предыдущий роман, который я прочел, касался переноса эротики из Древней Греции в Древний Рим и в принципе относился к жанру нон-фикшн, то "Американская оккупация" - это полноценное художественое произведение, не лишенной мощной фактической части, чем, впрочем, Киньяр и прославился.
И при прочтении возникает уместный вопрос, а не утрирует ли автор губительность процесса вестернизации европейских, азиатских и мировых обществ вообще. "Живой джаз стал для него откровением. Ему уже доводилось слушать эту музыку, но теперь ее полнота и свобода настолько потрясли Патрика, что он даже не мог выразить это словами. По крайней мере не сумел объяснить это Мари-Жозе. Джаз оказался прямой противоположностью тяжелой и пафосной классике, которую он слушал на концертах в Орлеане. Патрик и не представлял, что на свете бывает такая музыка: печаль, обретающая плоть в звуках; тесная связь, с первой же ноты объединившая исполнителей и слушателей в одно целое; особая манера дышать и свободно двигаться; способность поймать мимолетной чувство и тут же проникнуться им до глубины души; истинная радость жизни."
Так что же это, культура истинной свободы или суррогат нации, которая так и не смогла создать нечто действительно великое, народа, который даже полноценной нацией назвать язык не поворачивается. Американцы - это гремучая смесь англичан, французов, китайцев, русских, индейцев, евреев и бог еще весть кого. Соединенным Штатам немногим больше 200 лет. Их главный вклад в пространство мировой культуры - это джаз, популярная музыка, Хемингуэй и Трумен Капоте, голливудское кино и конечно декларируемые повсюду демократические ценности. Даже вроде символ амерканской всеобъемлющей независимости, Статуя Свободы, французский подарок. Паскаль Киньяр, понимал это или нет, в своей книге описал удивительный парадокс: англичане, котрые на протяжении всей своей истории мечтали вторгнуться в Париж сделали это посредством Штатов, им пришлось пройти определенную стадию исторической эволюции, чтобы продолжить мировую колонизацию. И если в свое время, колониальная силовая система Великобритании рухнула в потоке 20 века из-за своей архаичности, США нашли новый подход, чтобы продолжить дело всей жизни Британских островов.
Американская культурная оккупация повсюду. Наиболее яркий пример - это Япония. Уникальная самобытная страна, потерпев поражение во Второй Мировой войне и начав путь к модернизации в начале XX века, навсегда утратила саму себя. Здесь также оставались Юкио Мисимы мечтающие о реставрации имперских порядков и сподвигающих людей на волнения против американских военных баз, но победили такие как Харуки Мураками, читающие Сэлинджера и восхищающиеся Pearl Jam и Майлзом Девисом. Поистинне, джаз - великая сила. С пятидесятых-шастидесятых Токио начал менять свой облик. Пережив крупный экономичекий кризис, названный "эффектом мыльного пузыря", этот город стал самым западным на Востоке, и, конечно, самым крупным. Третья мировая столица после Нью-Йорка и Лондона. Так, приняв правила, американской игры, Япония потеряла саму себя, взамен обретя мощь и силу, которой она так поклоняется.
Если брать ближе, то характерен российский пример начала 90-х. История такая: открывается первый Макдональдс недалеко от Красной Полощади. Самая известная мировая сеть забегаловок на некторое время стала самым модным и и дорогим местом в Москве. Были люди, которые бросали хорошую работу, чтобы устроится в Макдональдс офицантами, а очередь в первый день работы мак дака едва ли не превышала ту, которая стояла у гроба Иосифа Сталина. Бабл Гамы, Рембо, Бритни Спирс и Мики Маус просочились на постсоветское пространство. Однако, если вестернизация Японии принесла хоть какие-то положительные плоды, для России это стало катострофически болезненным процессом. Музыка, кинематограф и литература России уже не способны произвести на свет Чайковского, Достоевского и Тарковского. Самоидентификация утеряна, поиск нового "Я" затянулся на 25 лет, в это время штампуя "культурное" дерьмо, что мы никак не можем сказать про развитие культуры в Америке. Здесь кроется еще один парадокс. Штаты десятилетие за десятилетием успешно перерабатывают мировой культурный опыт, корректируя его под себя. И вот этот культурный продукт, можно сказать, вторсырье, пытаются в третий раз переработать постсоветские страны.
Сегодня США в Ираке... С точки зрения культурной оккупации - это битва двух титанов и двух непримиримых соперников. Арабской культуры - несгибаемой и воинственной, и мягкой, сулящей свободу американской. Как изменится Ирак лет через двадцать? Воспримет ли он культ Тома и Джерри , будет вместо муллы здесь распевать Jay-Z? Нет, конечно, но насильная вестернизация арбаского востока процесс более отвратительный и болезненный, чем все, что было до этого.
Простота культурных модулей или сладкий запах свободы так манит людей? Киньяр - говорит свобода, но он француз, житель страны, которая пережила по меньшей мере пять революций, житель страны, где республика - это святое, страны с мощнейшим национальным ЭГО. Для России же американская культурная оккупация стала истинным злом, и дело здесь не в том, что дерьмо янки легче сожрать, по большому счету не такое уж это и дерьмо. Просто ЭГО русских людей как у импотента.

влияние, США, Паскаль Киньяр, глобализация, культура

Previous post Next post
Up