Мутные линзы российского кинематографа

Jul 02, 2013 17:12

Собрание очерков Андре Базена об итальянском неореализме в книге "Что такое кино?" заставило меня задуматься не столько о картинах Феллини, Росселлини и Де Сики, сколько о сущности национальных кинематографий. Удивил тезис, что итальянские режиссеры брезговали словечком "неореализм", опасаясь унификаций, в которой будут недооценены их индивидуальные таланты, при том, что более чем вековая история кино показала, что особые стилистические направления и прорывы существуют, и да, они смазывают отдельные таланты, чтобы включить и в общую картину, скажем, корейского кинематографа последнего десятилетия. И никто не виноват, что режиссеры сами варятся в собственном соку и черпают друг у друга идеи. Не на что тут обижаться.

Обратите внимание на современных российских режиссеров, лучшие из которых не сильно отличаются от своих менее талантливых коллег (в отношении стиля, общего смысла, интонаций, настроения). Новую волну от новейшей отличит только профессионал. В гендерной психологии есть такое понятие "гендерная линза", обозначающая особый, сформированный обществом, взгляд на мужские и женские социальные роли. Схожим образом работают линзы и в кино. Для России это приглушенные цвета, угрюмые лица, попытка достижения социальной правды, причем правды мрачной. Российские режиссеры хотят разоблачать безжалостность нашей с вами жизни, считая, что их кино едва ли не документально рассказывает о мытарствах простых россиян, попавших под молот властных или криминальных институтов. Было бы очень смешно послушать их рассуждения об индвидуальном почерке, им может похвастаться разве что Сокуров и несколько других режиссеров, дышащих собственным воздухом.

Российская кинематография сегодня не привлекательна, но не бесталанна. Она сконцентрирована на самой себе, на той окружающей реальности, которую она видит через свои собственные фильтры, что косвенно может свидетельствовать об отчуждении страны от мирового процесса. Режиссеры питаются друг другом, они конструируют общие друг для друга смыслы. Завидуют победам коллег и, возможно, считают, что нужно двигаться в том направлении, которое похвалило фестивальное жюри. На следующий год появляется еще двадцать похожих картин, но с другим сюжетом. Что-то в них правда, но есть страшная ложь. Они насквозь лишена иронии. Но ведь в самые мрачные времена есть повод для шутки, и люди не живут в абсолютном мраке, хотя бы потому что им встречаются те, кого не насилуют менты, и кто не живет с матерями-алкоголичками. Пора менять эту линзу, иначе только члены жюри и коллеги по цеху будут смотреть российские новинки на "Кинотавре".

мысли, кино

Previous post Next post
Up