Возможность Реформации вдали

Jul 15, 2012 19:25

31 октября 1517 года доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер повесил на двери Замковой церкви так называемые "95 тезисов", ставшие причиной крупнейшего раскола в истории христианства, а именно началом движения Реформации и возникновением третей ветви христова учения - протестантизма. В этом документе Мартин Лютер подверг резкой критике практику выдачи индульгенций католической церковью - папским документом, подтверждающим, что за определенную сумму грешнику отпускаются его грехи.
http://krotov.info/library/12_l/lut/er_03.html

Папа Лев X, решавший таким образом проблему сбора средств на постройку собора Святого Петра, пожалуй совершил третье серьезнейшее преступление в истории католической церкви, которое ей припоминают до сих пор. Два предыдущих - это Крестовые походы, мало совместимые с понятием добродетели и ненасилия, и наличие Святой Инквизиции, допускавшей жесткую расправу над теми, кто признан грешниками. Бизнес-схема Льва X навсегда отвратила от лона католической Церкви миллионы людей, проживающих в Северной Америке и Европе, и стала той точкой, после которой Церковь в Западном мире перестала играть главенствующую роль.

"86. Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?" ("95 тезисов")

Мартин Лютер, Жан Кальвин и многие другие идеологии протестантства тогда доказали, что толкование Библии и Святого Евангелия - не есть прерогатива лишь высших церковных чинов, а Бог в действительности внутри каждого человека, а не отделен от него таможней в виде Папы или Патриарха, которые якобы одни имеет с ним трансцендентную связь и уполномочены излагать мирянам его волю.

Конечно, у Реформации были и социально-политические причины помимо теологических. Она едва бы состоялась, если бы не была поддержана германскими князьками, которые увидели в ней возможность сбросить иго католического правления. Тем не менее, факт непреложен, верующих отвратила именно неприкрытая жадность ватиканских наместников и извращение воли божьей.

Будучи более атеистом, чем верующим, я все же признаю, что религиозность - это неизбежная потребность человеческого существования, что было убедительно доказано семьюдесятью годами советского "атеизма". Посему, я думаю, что имею право порассуждать на тему религии в нашей сегодняшней жизни, которая, на мой взгляд, готова претерпеть трансформацию, подобно той, что произошла в XVIII веке в Северной Европе.  Как заметил один блоггер (не помню кто именно), но Русская Православная Церковь сегодня подобна тонущему лайнеру, подорванному радикальному выступлению девушек из панк-группы Pussy Riot. Несмотря на яростные протесты верующей части населения, к коей Московский Патриархат приписывает большинство россиян, в крупных городах зародилось целое антиклерикальное движение, пристально следящее за финансовыми и политическими движениями Церкви. Патриарх Кирилл, будто Лев X, стал жертвой въедливых наблюдателей, примечающих и дорогостоящие часы на его руке, и все судебные разбирательства, в которые он втянут. Они не стесняются эксгумировать его лихое бизнес-прошлое, связанное с продажей табачной продукции на территории РФ, не облагаемое акцизами, как церковное. Подвергают критике очевидное сотрудничество с Кремлем и попытку вмешиваться в такие мирские области жизни, как образование, что недопустимо с точки зрения Конституции, декларирующей наше государство как светское. Спасая репутацию, Патриархат начинает убеждать население в том, что все эти шпильки не столько в его адрес, сколько в искренние чувства всех верующих, и в этих словах сквозят скорее политтехнологии нежели слово Божие.

Возвращаясь к предыдущему тезису, я повторюсь, человек не может существовать без некоего религиозного фундамента. Увы, но наука не в состоянии удовлетворить потребности познания сущего каждого из нас. Следовательно, рано или поздно ситуация стабилизируется, и вопрос лишь в том, не растеряет ли Кирилл всю паству своим воинствующим и коммерциализированным представлением о  том, что должно и присуще Христианской Церкви.

Сегодня я вижу три пути разрешения этой проблемы.

Во-первых, Московский Патриарх может ослабить свою хватку и вернуться к исключительно богословским делам, постепенно пересматривая некоторые догматы, и сменив весь свой руководящий состав, погрязший в стяжательстве. Во-вторых, что сейчас и происходит, Патриархат может приблизить православное учение к классическому фундаментализму и разыграть карту своей социальной доктрины, наращивая влияние в политических институтах, сливаясь с правыми движениями, и тем самым отрицая для себя и для всех россиян правду о цивилизационном развитии, состоящей в том, что мы все повязаны укрепляющимися сетями с остальным миром, включающим людей других вероисповеданий, политических и культурных ориентаций. Третий путь, это запоздалая Реформация и постепенный уход православной паствы в раскол, что также вероятно, посколько политические амбиции РПЦ усмирить трудно, взор их затуманен, а информационный прожектор таки пробьет этот фундаменталистский барьер, усиливая разочарование людей в связи с разницей декларируемых и реальных ценностей Патриархата. Вот здесь как раз и стоит обратить внимание на сотни евангельских церквей, существующих на территории РФ. Если кто и получил шанс выиграть ото всех политико-религиозных скандалов, так это они.

По традиции, любое религиозное течение, не имеющее статус мирового (католицизм, православие, иудаизм, буддизм, ислам), у нас подвергается жесточайшей критике и приравнивается либо к деструктивному сектантству, либо к первобытному несерьезному шаманизму, которого придерживаются люди на низших стадиях развития. Но нет ли здесь определенной доли лукавства?

Удивительно, но то же самое происходит и с протестантизмом. В школах нам говорят, что - это одна из трех ветвей христианства - в целом. В частностях - за всеми этим церквями (баптизм, пятидесятничество, методизм и т.д.)  стоят жуликоватые пасторы, обирающие прихожан. Прихожане эти выставляются несчастными, заблудшими душами, у которых вот-вот отберут квартиру, они сопьются, станут бомжами и подохнут в ближайшие десять лет. Такой образовательной политики, например, придерживается умнейший дьякон Андрей Кураев, знаменитый сектовед, и во многом он, несомненно, прав, ибо посвятил этой проблеме много лет. В то же время, его можно заподозрить в пособничестве религиозному монополизму.

Оговорюсь тут же, я бы никогда не примкнул, например к баптизму, поскольку мне не близка их вера  в скорый Апокалипсис, а также излишняя, я бы сказал иступляющая, религиозность. Одновременно, мне импонирует то, что они действительно верят. Баптисты придерживаются своей веры во всех проявлениях жизни, в то время как православное "большинство" в настоящее время становится лишь агрессивными псами-церберами, у которых в голове есть определенная программа, автоматический запускающаяся лишь в определенные моменты религиозного диспута, включающая также маленький набор заученных фраз и две распространен строчки из Библии. Баптисты же вас без подготовки завалят цитатами, они не будут блудить, употреблять спиртное, материться, завидовать и прочее, прочее. Протестанство честнее и в денежном плане с классическим утверждением, что зарабатывать деньги не грех. Их скромные приходы внушают больше доверия, нежели золоченные иконы православных храмов и бесконечная проповедь о том, что православный должный быть нищим телом, но богатый душой, и обязательно платить "десятину" (недавно поступало предложение о ее воссоздании).

Из-за дефицита информации, спровоцированной монополизмом РПЦ (до 1905 года протестантские проповедники подвергались смертной казни за "совращение из православия"), трудно разобрать, где действительно люди собираются для совместных молитв и богослужений, а где их собирают для сбора пожертвований. Страх перед сетями сект прочно держит людей в православных храмах. В кардинально отличающиеся ислам и буддизм по доброй воле они массово не перебегут. Тем не менее, при декларируемой свободе совести и теряющей репутацию при нынешнем Патриархе РПЦ, зарегистрированные протестантские течения могут сманить очень многих прихожан, тем самым запустив в России Реформацию, посколько потребности людей изменились и представления о том, что должно, а что нет, а РПЦ как стояло на своем так и стоит, не готовая пересмотреть ни один из своих догматов. А кто сказал, что их догматы - это догматы заповедованные Богом, и я сам не могу прочесть Священное Писание и истолковать его по своему, и по своему верить? Чем больше Российская Православная Церковь и ее нынешний Патриарх Кирилл отходят от идеалов гуманизма, наращивают политический и и финансовый капиталы, тем более шатким становится их положение, тем все чище будут смотреться госпел и парни в белых рубашечках с черными бейджиками. Они будут подходить к людям и спрашивать, верят ли они в Бога, а люди обернуться на ближайший храм, вспомнят часы Breguet и продолжат этот странный судьбоносный разговор.

религия, эссе, общество

Previous post Next post
Up