Рецензия на фильм Андрея Звягинцева "Елена" (2011)

Mar 31, 2012 01:33



Третий фильм Андрея Звягинцева, наконец, вырывается за пределы зачарованного высокого мира, в котором даже ветки колышатся с эстетической выверенностью. В земной «Елене» режиссер отходит от библейской притчевости, и снимает веское высказывание о социальном расслоении в современной России, оставаясь в привычных для себя рамках строгой сценарной архитектуры.

Его героиня, Елена, - обыкновенная медсестра, которой посчастливилось на старости лет выйти замуж за состоятельного Владимира и таким образом преодолеть негласный классовый барьер. Как это часто бывает, добрая Елена хочет за счет мужа осчастливить всю семью, живущую в непрестижном пригороде и, кажется, не желающую палец о палец ударить, чтобы оттуда выбраться. Для скупого и принципиального Владимира такое иждивенчество неприемлемо. Правда его родная дочка от первого брака как сыр в масле катается, о чем Елена периодически супругу напоминает. Вглядываясь пристальней, мы понимаем, что никуда социальный лифт героиню так и не вывез. Сердечный приступ и намерение Владимира завещать все свое имущество непутевой кровиночке толкает её на решительные действия.

«Всё ведь может измениться».

По окончании просмотра «Елена» сразу вызывает массу вопросов, и к чести автора, они не касаются качества постановки. По Звягинцеву, проблема отсутствия среднего класса кроется в самом народе и его невысокой культуре. Если человек работоспособен, то он пробьется. Большинство же ждет счастливого случая, упавшего с неба лотерейного билета, выгодных матримониальных отношений. Единицы в итоге достигают высот, скурвливаются и растят новую аристократию. Остальные клянут их на чем свет стоит и выживают как могут. Ни одного намека на источник доходов Владимира автор не дает. Мы же заранее убеждены, что он неправовой, что само по себе является определенной характеристикой общества. Буржуазно-пролетарские отношения не изжиты. Богатство всегда ассоциируется с воровством. Бедность - с христианскими страданиями. Звягинцев совершает два путешествия в Подмосковье из Остоженки, чтобы опровергнуть этот стереотип, становясь на либеральные позиции, и его неутешительные выводы, которые до этого никто так громко не озвучивал, но многие догадывались, становятся платформой для актуального спора о новом общественном договоре, потому что старый себя изжил и больше не работает.

В «Елене» есть много позиций, к которым может приписать себя зритель: к олигархии в случае Владимира, к золотой молодежи в случае его дочери, с определенной натяжкой к интеллигенции, если брать Елену, к дворовой молодежи, если брать ее внука и так далее. Отсутствует «креативный класс», но это изобретение появилось уже после премьеры фильма. Срезы, даваемые Звягинцевым, максимально красноречивы и приближены к реальности, которая в кой-то веки не отдает привычной чернушностью. Вместе с тем, «Елена» - очень бульварная история об одном убийстве на почве передела наследства, какую ежедневно можно видеть в каком-нибудь заштатном сериале на одном из российских каналов. Почему у Звягинцева получается конфетка, а у других дерьмо, очевидно. Полистать Достоевского, и не такие сюжеты можно встретить. Пробрасывать мосты к болезненной действительной, объединять их в функционирующий, умножающий смыслы репрезентативный механизм - редкий талант, не всегда пробивающий себе дорогу. «Елена» могла бы достойно представить Россию на Оскаре, но вновь победила лояльность, и очередные «Утомленные солнцем» провалили отчетный год. Ориентированный на Запад Андрей Звягинцев, к сожалению, на сей раз становится создателем энциклопедии по современной России и интерпретатором ее протестных настроений.

Сам он и считает, что страну мы уже потеряли.

кино

Previous post Next post
Up