Генри Лайон Олди. Циклоп Одолела, наконец, и еще пару раз перечитала сразу же, эту книжку. Ну не могла я - выросшая на Роберте Говарде и "Конине" его многочисленных подражателей и продолжателях - пройти мимо книжки, ему посвященной.
Сразу пишу, что не понравилось, так как его мало, потом забуду. Очень много сексуального насилия. При том, что насилия вообще там по-минимуму, настораживает, а то и пугает. Что многомудрые авторы, скажут человеку, который воспримет [вот такое занятное описание] Зная любовь, как изысканный танец, где каждый шаг - ступень к обоюдному наслаждению, он и представить не мог, что его опыт - жалкий поскребыш рядом с возможностью силком раздвинуть женские ноги, сломив сопротивление как руководство к действию? Опять же так и хочется спросить почтенных дедушек, откуда такой занятный опыт? Первая же эротическая сцена - с Эльзой - очень говардовская, в протубертат мне бы пожалуй даже понравилась, а так поржала, да. Как все-таки безграмотны мужики в плане женской физиологии, хоть у жен бы спросили... Ну да черт с ним, негатив проехали.
Теперь об общих впечатлениях. Масса флешбеков, каждый из которых - полноценный рассказ. А первый, "сын черной вдовы", я точно читала не то в каком-то сборнике, не то в одном из "Если", совершенно органично вписаны, что редко бывает. И флешбек "смеющийся дракон" тоже прекрасен - абсолютно говардовский, как мне кажется.
Главный герой- сам Циклоп - на мой вкус отмороженный какой-то на фоне двоих пенсионеров как-то не смотрится совсем. Пенсионеры же совершенно очаровательны - что Вульм, что Симон. Симон вообще из всех кажется мне наиболее цельным и психически здоровым. Вульм -такой классический перевоспитанный психопат - будто берет с Симона пример в плане человеческих реакций, а Циклоп, в свою очередь, как мне показалось, пытается копировать того Вульма, которого впервые увидел - еще не перевоспитанного психопата. Но у него, к счастью для всех, плохо получается. Натан - я вообще не поняла, зачем он в сюжете нужен, но получился довольно забавным.
Вообще мне хватило бы одного Симона, что книжка понравилась и запомнилась. Даже эротическую сцену с его участием в отличие от остальных было прикольно читать. А уж тараканы у него какие жирные и раскормленные! Не поняла пока, художественный ли это прием, или склад личности персонажа такой, чтоб "выслушать" и "быть сожранным" для него синонимы... Вообще живой дедушка - и привязываться, и стыдиться, и вообще умеет жить, куда остальным...
Из остального магуйского пантеона оч понравился Вазак. Амброз - классический абьюзер, Талел - манипулятор, остальные просто никакие, короли (все трое) и вояки с бандюгами оч карикатурные. Шаннуран - вообще белое пятно. Да. Так страшнее, но не понятно совсем ничего.
Оч понравилась концовка. Которая "через 500 лет". Очень забавная. Флеш-бек наоборот, пророчество.
Женские персонажи, хотя двое из них ни разу не эпизодические и вообще одни из главных действующих лиц, прописаны куда хуже мужских, тест Бехдель проходит только книга целиком - в первой части, в воспоминаниях Эльзы, много женских персонажей и они активно треплются друг с другом, а во второй есть только разговор Инес с Эльзой и говорят они, что характерно, в основном о мужчинах.
Вкратце, пережившим насилие не рекомендую, остальным смело читать.