Очень часто человек гениальный в творчестве бывает реакционером в политике. Лавкрафт, Достоевский, поздний Гоголь и другие. Де Сад, к моей радости, этой участи избежал и был в своих политических взглядах не менее эмансипационен, чем в творчестве. Эссе "французы еще одно усилие, что бы стать республиканцами", включенное в "философию в будуаре", содержит, (помимо оды всем формам сексуальных девиаций) замечательные мысли против частной собственности, смертной казни и военной агрессии. Звучит очень и даже слишком современно, потому что Де Сад обогнал свое время, как минимум на 7-8 веков. Впрочем судите сами.
О частной собственности.
"Но опять же, по какому праву тот, кто ничего не имеет, должен быть связан соглашением, которое защищает того, у кого есть все? Если вы творите справедливость, защищая с помощью клятвы собственность богача, разве вы не допускаете несправедливость, требуя эту же клятву у того, кто ничем не владеет? Что за польза ему, если он поклянется? И как вы можете ожидать, что он даст клятву, которая выгодна лишь тому, кто, благодаря своему богатству, настолько отличается от него? Уж точно, нет ничего более несправедливого. Клятва должна возыметь эффект, равный для каждого, кто ее дает, ибо невозможно обязать выполнять клятву того, кто в ней незаинтересован, потому что это уже не будет договором между свободными людьми, он превратится в оружие сильного против слабого, которому ничего не останется, как без конца бунтовать."
О смертной казни
"Короче говоря, убийство - это ужас, но часто необходимый ужас, отнюдь не считающийся преступлением, и который обязательно нужно терпеть в республиканском государстве. Я показал, каково положение повсюду но следует ли убийство рассматривать как действие, наказуемое смертью? Те, кто разрешат нижеследующую дилемму, смогут ответить на этот вопрос.
Убийство - это преступление или не преступление?
Если нет, то почему же создают законы, карающие за него? А если убийство является преступлением, то в силу какой дикарской логики вы наказываете его подобным преступлением?"
О войне.
"Но если, влекомые тщеславием установить свои принципы правления за пределами вашей страны, вы перестанете заботиться о благополучии у себя дома, то дремлющий деспотизм воспрянет, вас начнут раздирать внутренние распри, вы истощите свои финансы и своих солдат - и все это для того, чтобы снова лобызать оковы, которые наденут на вас тираны, поработя вас во время вашего отсутствия. "