ТРАВЛЯ ЗА «НЕПОДОБАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ».

Sep 17, 2022 15:07

 УЧАСТНИЦУ ТЕЛЕШОУ ИЗ ИНГУШЕТИИ ЗАХЕЙТИЛИ ЗА РУКОПОЖАТИЕ С ВЕДУЩИМ



Пользователи соцсетей обрушили волну хейта на 15-летнюю жительницу Магаса, которая прошла в суперфинал всероссийского телешоу «Кондитер. Дети». Поводом стало то, что она пожала руку ведущему и была в брюках. Даптар вспомнил подобные случаи травли кавказских девушек и поговорил с экспертами о гендерной дискриминации в регионе.

ПРОСТО РЯДОМ ПОСТОЯЛА

Амина Яндиева родилась в Москве, семь лет прожила в Крыму, а недавно переехала с семьей в Ингушетию. Печь торты она любит с детства, сначала - для себя, потом стала готовить десерты на заказ. Когда девушка увидела на телеканале «Пятница» шоу «Кондитер. Дети», решила попробовать свои силы и заполнила заявку. Амина не надеялась, что ее анкету рассмотрят на федеральном телеканале, но ее пригласили на кастинг в Москву.

Для шоу девушка приготовила кокосовый бисквит с прослойкой из малинового конфи и классическим крем-чизом. Торт высоко оценил ведущий Ренат Агзамов и вручил ей фартук, символизирующий переход в суперфинал. От радости и в знак уважения Амина пожала Ренату руку, хотя прикосновения между чужими мужчиной и женщиной запрещены исламом и адатами у отдельных кавказских народностей. Когда серия вышла в эфир, девушку стали оскорблять в социальных сетях - за рукопожатие, ношение брюк вместо длинного платья и отсутствие платка на голове.



«У меня на руках были перчатки, - рассказывает Амина. - Люди, которые увидели нарезку видео в инстаграме, этого не заметили и начали меня хейтить. Ренат попросил участников сделать коллективное фото и обняться. Я не стала никого обнимать, потому что обниматься с мальчиками у нас не принято. На этом тоже не стали акцентировать внимание, хейтили за то, что я просто рядом стояла. Хейт был в основном со стороны мужчин из Ингушетии, но большинство людей писали, какая я молодец».

ЕЙ ПИСАЛИ, ЧТО ОНА «ПОЗОР НАРОДА И НЕИЗВЕСТНО, КУДА ЕЕ ОТЕЦ, БРАТЬЯ, ДЕДЫ СМОТРЯТ»

ПОЗОР НАРОДА

Случай Амины - далеко не первый, когда девушки с Северного Кавказа сталкиваются с буллингом за «неподобающее поведение». Участница шоу «Голос» на «Первом канале» Рагда Ханиева из Ингушетии стала объектом хейта за то, что пожала руку своему наставнику - музыканту Сергею Шнурову. Ее начали оскорблять за то, что она прикоснулась к чужому мужчине и добавили, что «девушке нельзя петь прилюдно».

Стендап-комику из Осетии Ариане Лолаевой угрожали расправой за шутку ее коллеги Александра Ни про осетинский пирог, который имеет сакральное значение. Ариана записала видео с извинениями, на котором в слезах призналась, что совершила «непоправимую ошибку».

«Со мной серьезно поговорили и объяснили все. Я осознала весь масштаб трагедии и тот уровень колоссального урона, который я нанесла себе, всем близким», - сказала Лолаева. Она добавила, что «потеряла родину», осталась без работы, многие знакомые перестали с ней общаться.

Во Владикавказе студентку Северо-Осетинского госуниверситета неизвестные подкараулили возле дома и заставили на камеру извиниться за танец с учащимся из Африки. Многие посчитали, что движения имитировали половой акт.

Победительница конкурса Мисс World Russian Beauty Халимат Айбазова, представлявшая Карачаево-Черкесию, также подверглась травле. Ей писали, что она «позор народа и неизвестно, куда ее отец, братья, деды смотрят». Кроме того, интернет-пользователи припомнили Халимат фотографии, на которых она позирует в шортах и с голыми плечами.



Photo by Buro Millennial on Pexels.com

Photo by Buro Millennial on Pexels.com

ГНЕВ И ИГНОРИРОВАНИЕ

С оскорблениями сталкиваются не только девушки с Северного Кавказа, но даже их вымышленные персонажи в телешоу и фильмах. В 2021 году жителей Чечни возмутил сериал «Топи», снятый по сценарию писателя Дмитрия Глуховского. Одна из героинь - чеченка и в сериале есть постельные сцены с ее участием. В интернете опубликовали паспортные данные и домашний адрес Глуховского. Пользователи говорили о том, что писатель решил «развращать чеченских девушек» и ему нужно «оглядываться по сторонам».

В 2017 году в юмористическом шоу Comedy Woman на телеканале ТНТ вышла шутка о работе эскорт-агентства, в котором работает ингушка. Постоянное представительство Ингушетии в Москве и ингушская община посчитали это оскорбительным. Мужчины заблокировали офис ТНТ на Олимпийском проспекте и потребовали встретиться с руководством телеканала. Также они попытались ворваться в офис Comedy Club Production на улице Мишина - в целях безопасности туда пришлось привлечь ОМОН. Гендиректор Comedy Club Production Андрей Левин извинился за шутку.

При этом на реальные ситуации, когда кавказские женщины подвергаются физическому насилию или становятся жертвами убийств, «борцы за нравственность» не реагируют. Так произошло с Заремой Мусаевой, которую похитили полицейские; Лизой Могушковой - ее убил брат по мотивам чести; Шемой Тимаговой, почти до смерти избитую бывшим мужем; с женщинами, которых электрошокером пытал мэр Грозного.

КАВКАЗСКИЕ ДЕВУШКИ СТАРАЮТСЯ УЙТИ ОТ ПАТРИАРХАТА, ОНИ ХОТЯТ САМИ ВЫБИРАТЬ, КАК ИМ ОДЕВАТЬСЯ, КАК КРАСИТЬСЯ, ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ В ЖИЗНИ

БУЛЛИНГ, СТАЛКИНГ И НАСИЛИЕ

Сотрудница Консорциума женских неправительственных объединении Софья Русова говорит, что именно женщины, как правило, становятся жертвами травли в интернете. По ее словам, если бы на месте ингушской девушки на телешоу «Кондитер.Дети» был парень неформальной внешности, то это бы не вызвало столь негативную реакцию. Причина - в гендерной дискриминации.

Она привела в пример движение «Мужское государство», которое выбирает объектами хейта исключительно девушек, а также представителей ЛГБТ-сообщества. Это движение в России запрещено и ликвидировано, но его сторонники продолжают свою деятельность в других интернет-сообществах, у которых десятки тысяч подписчиков.

«Почему-то некоторые люди считают, что имеют право насаждать свое представление о том, как девушка должна выглядеть и вести себя, - рассказывает Русова. - Я вижу в соцсетях огромное количество постов от мужчин из Дагестана, Чечни, Ингушетии, которые пытаются контролировать чужое поведение, что, безусловно, не их дело. Помню, как в Осетии, в целом немусульманской республике, сотрудниц местного телеканала раскритиковали только за то, что они ходили на работу в кроссовках».

Софья Русова отметила, что на Северном Кавказе среди мужского населения практически нет просвещения в вопросах гендерного равенства. Это приводит к тому, что мужчинам сложнее воспринимать новые модели поведения женщин.

«Кавказские девушки стараются уйти от патриархата, они хотят сами выбирать, как им одеваться, как краситься, чем заниматься в жизни. Осуждение за то, что девушка пожала руку мужчине - абсолютно ненормально в здоровом обществе, где все его члены равноправны», - считает Русова.

Ситуацию, которая произошла с участницей телешоу из Ингушетии, Софья Русова назвала опасной. По опыту правозащитников, буллинг, абьюз и хейт-спич зачастую перерастают в сталкинг и прямое насилие. Девушкам, которые столкнулись с травлей в интернете, Русова советует делать скриншоты негативных комментариев, сохранять голосовые сообщения с угрозами, а затем с этими доказательствами обращаться в правоохранительные органы.

И ЕСЛИ ДЕВУШКА ПОЖМЕТ РУКУ НЕЗНАКОМОМУ МУЖЧИНЕ, ЭТО ТОЧНО НЕ ВЫЗОВЕТ НИКАКОГО ОСУЖДЕНИЯ

МАЛЬЧИКИ - НАЛЕВО, ДЕВОЧКИ - НАПРАВО

То, что в мусульманских республиках Северного Кавказа, преимущественно на северо-востоке и в центре региона, в обществе сохраняется половая сегрегация, подтверждает Владимир Бобровников, заведующий Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, профессор ВШЭ.

«В России шариат не имеет опоры в правовой системе, нарушение его норм законом не наказывается, однако, традиционно вызывает осуждение в обществе, особенно после его стихийной ре-исламизации в первое постсоветское десятилетие, - поясняет Бобровников. - Веками сложилось так, что не только дома, но на любой общественной площадке, хотя бы современном ток-шоу, мужское и женское пространства резко разделяются. Эти ограничения в общении разных половозрастных групп начинаются с детства. Например, отцу не очень прилично тесно общаться с дочерью, у которой началось половое созревание».

Бобровников рассказывает, что этика поведения, сформированная религиозной традицией, со временем способна меняться. Она может стать более консервативной - когда светски настроенные мужчины с Северного Кавказа, устраиваются работать в другие регионы России, и, как правило, становятся крайне религиозными в стремлении сохранить свою идентичность.

«С другой стороны, я общался с представителями так называемой черкесской диаспоры в Турции. Это потомки мухаджиров, которые в 19 веке из-за Кавказской войны эмигрировали с российского Северного Кавказа в Османскую империю. У них уже другая этика поведения, нет половой сегрегации. Женщины чувствуют себя более свободными, могут сами выбирать, где учиться, кем работать, что надевать. И если девушка пожмет руку незнакомому мужчине, это точно не вызовет никакого осуждения», - заключил собеседник.

Лидия Тимофеева

Ингушетия, дикость

Previous post Next post
Up