по «делу о фейковых новостях» о коронавирусе в Карачаево-Черкесии. История почти как у Ирины Славиной. Журналистское сообщество, ау! Или вы специализируетесь только на Голуновых? Журналистку из Адыгеи «незаконно» увезли на допрос в Карачаево-Черкесию
7 октября 2020
OC Media Фото: Facebook страница Яны Топорковой.
Фото: Facebook страница Яны Топорковой.
Поддержать нас По словам журналистки из российской республики Адыгея, сотрудники Центра по противодействию экстремизму обыскали её дом, изъяли всю технику и увезли её для дачи показаний в Карачаево-Черкесию.
Журналистка новостного издания «Регион Online» Яна Топоркова проходит свидетелем по «делу о фейковых новостях» о коронавирусе в Карачаево-Черкесии. Это дело было возбуждено против местных СМИ, публиковавших обвинения в том, что власти Карачаево-Черкесии скрывают реальные данные о количестве заболевших и смертности от COVID-19 в республике.
Следственный комитет Карачаево-Черкесии
начал расследование по этому делу в отношении онлайн телешоу «Чёрный куб» и Instagram-канала «Politika09» в июне.
Алексей Аванесян, адвокат Яны Топорковой, сообщил OC Media, что сотрудники полиции Карачаево-Черкесии явились к его подзащитной утром 2 октября.
Топоркова сказала OC Media, что сотрудники полиции сначала представились работниками электрокомпании, но потом признались, что они из полиции, и потребовали открыть дверь для проведения обыска.
По словам адвоката, после того, как он приехал, Топоркова открыла дверь и выдала полицейским всё, что они требовали, - компьютерную технику и другие гаджеты, находившиеся в доме.
Аванесян рассказывает, что после обыска полицейские сообщили, что увозят Топоркову для допроса в Черкесск и предъявили постановление Следственного комитета по Карачаево-Черкесии.
Аванесян заявил, что «действия полицейских [были] незаконны», и он подал жалобу в Следственный комитет России по Карачаево-Черкесии.
«Они не имеют права выносить постановление о приводе без оснований [таких, как неявка после повестки], то есть, без предварительной повестки или другого извещения», - пояснил Аванесян OC Media.
Адвокат также рассказал, что незадолго до данного случая сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом Карачаево-Черкесии провели обыск в доме родителей Топорковой в Краснодарском крае. По словам Аванесяна, полицейские предъявили постановление об обыске без санкции суда, подписанное только следователем, который сослался на оперативную необходимость.
«Нужные следствию» показания
Алексей Аванесян говорит, что по приезде в Черкесск Яну Топоркову отвезли не в отдел Министерства внутренних дел (МВД), как было указано в постановлении, а в Центр по противодействию экстремизму (ЦПЭ), где от неё «требовали назвать сообщников и заказчиков фейковых публикаций».
Топоркова сказала OC Media, что лишь после того, как она стала плакать и отказалась отвечать на вопросы без адвоката, его пустили.
По словам Аванесяна, допрос «оказался простой формальностью». Следователь, подписавший постановление о приводе Топорковой на допрос в Черкесск, в этот день так и не появился, и допрос состоялся лишь на следующий день.
Он также заявил, что МВД, обязанное возместить затраты свидетеля на проезд, проживание и питание в другой город, так этого и не сделало.
По мнению адвоката, с помощью обыска у родителей, внезапного визита по адресу проживания самой Топорковой и угроз полицейские от его клиентки добивались дачи «нужных следствию» показаний и оговора коллег.
«Из свидетельницы легко можно стать обвиняемой»
По словам Аванесяна сотрудники МВД и, в частности, сотрудники ЦПЭ по Карачаево-Черкесии, действуют в рамках практики «закошмаривания» свидетелей «с целью фальсификации уголовных дел».
15 июня аналогичный обыск с изъятием всех гаджетов и компьютерной техники был проведён МВД Карачаево-Черкесии у другой свидетельницы по этому делу - блогера и педагога Анны Дарган.
[Читайте подробнее:
Полиция Карачаево-Черкесии обыскала дом журналистки «из-за фейковых новостей о Covid-19»]
Адвокат Топорковой и сама свидетельница не знают, почему её привлекли к делу.
Яна Топоркова заявила OC Media, что никогда не работала на «Politika09» и не знакома ни с одним его сотрудником. Полицейские говорили ей, что «знают всё о её деятельности и работе на «Politika09»», прослушивают её уже два месяца и что «из свидетельницы легко можно стать обвиняемой».
В ЦПЭ ей дали прослушать запись её телефонного разговора с подругой, который, по её словам, не содержал сведений, как-то указывающих на её связь с «Politika09».
OC Media отправили запрос в МВД по Карачаево-Черкесии.