Собственно в контексте времени и православия никто фильм Павла Лунгина и не рассматривает.А между тем, если вспомнить годы, когда появилось полотно Энзенштейна, и нынешние интерпретации времен опричнины (ведь есть еще и недавний сериал
Андрея Эшпая) то это не может не вызывать размышления о том, какие смысловые параллели диктуют "времена", которые ,как сказано поэтом "не выбирают".
Сериал телеканала"Россия" - (историческая драма ХVI века, повествует о жизни с младых ногтей до последних дней одной из самых загадочных личностей в истории)доказательство брехтовского тезиса:"Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно". Выбор А.Демидова, артиста редкого обаяния на роль Ивана Грозного, предопределил и все акценты личной нравственной ответственности героев,которые стали, в соответствии с требованиями времени и обстоятельств, действовать (сообразно своему статусу и сословной иерархии) в интересах укрепления государства, олицетворением которого и есть государь.
"Царь" Лунгина начинается там, где сериал в своем анализе философии истории останавливается.Нельзя сказать правда, что и Лунгину этот анализ внятно удался.
Пространством исследования по существу становится само Писание, с его противоречиями заложенными в Заветах, которые не в состоянии дать однозначных ответов.
Вопрос, который повисает без ответа в контексте сюжета и образа созданного Петром Мамоновым: Если всякая власть от Бога, то кто имеет право ограничить носителя такой власти? Ведь Бог для самого носителя власти безмолвен и в уединении молитвы и в пристрастных беседах с Митрополитом, который вразумить-то не в состоянии. Олег Янковский играет человека, который обладает не мудростью теологического знания, а элементарной совестью, которая и есть весть. И какими словами возможно объяснить веления совести - человеку взыскивающему рационального определения этих "велений"? (Возможность подобной сцены упущена авторами).
Да ведь этим и должна заниматься юриспруденция, которая и есть машинерия власти осуществляющая решения, которые от воли верховной и не зависят подчас.
Опричнина вместо юриспруденции, беззаконие вместо права,святость вместо гражданства, безмолвие вместо внятного слова... Эти смыслы фильма ,безусловно поэтического в первую очередь, который конечно имеет право на поэтическую метафоричность, если она будет только услышана.
Увидеть фильм можно
здесь Click to view