Безмолвие Бога ("Царь " в контексте времени и православия)

Nov 10, 2009 09:22

Собственно в контексте времени и православия никто фильм Павла Лунгина и не рассматривает.А между тем, если вспомнить годы, когда появилось полотно Энзенштейна, и нынешние интерпретации времен опричнины (ведь есть еще и недавний сериал Андрея Эшпая) то это не может не вызывать размышления о том, какие смысловые параллели диктуют "времена", которые ,как сказано поэтом "не выбирают".
Сериал телеканала"Россия" - (историческая драма ХVI века, повествует о жизни с младых ногтей до последних дней одной из самых загадочных личностей в истории)доказательство брехтовского тезиса:"Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно". Выбор А.Демидова, артиста редкого обаяния на роль Ивана Грозного, предопределил и все акценты личной нравственной ответственности героев,которые стали, в соответствии с требованиями времени и обстоятельств, действовать (сообразно своему статусу и сословной иерархии) в интересах укрепления государства, олицетворением которого и есть государь.


"Царь" Лунгина начинается там, где сериал в своем анализе философии истории останавливается.Нельзя сказать правда, что и Лунгину этот анализ внятно удался.
Пространством исследования по существу становится само Писание, с его противоречиями заложенными в Заветах, которые не в состоянии дать однозначных ответов.
Вопрос, который повисает без ответа в контексте сюжета и образа созданного Петром Мамоновым: Если всякая власть от Бога, то кто имеет право ограничить носителя такой власти? Ведь Бог для самого носителя власти безмолвен и в уединении молитвы и в пристрастных беседах с Митрополитом, который вразумить-то не в состоянии. Олег Янковский играет человека, который обладает не мудростью теологического знания, а элементарной совестью, которая и есть весть. И какими словами возможно объяснить веления совести - человеку взыскивающему рационального определения этих "велений"? (Возможность подобной сцены упущена авторами).
Да ведь этим и должна заниматься юриспруденция, которая и есть машинерия власти осуществляющая решения, которые от воли верховной и не зависят подчас.
Опричнина вместо юриспруденции, беззаконие вместо права,святость вместо гражданства, безмолвие вместо внятного слова... Эти смыслы фильма ,безусловно поэтического в первую очередь, который конечно имеет право на поэтическую метафоричность, если она будет только услышана.
Увидеть фильм можно здесь

image Click to view

царь, цивилизация, философия, история, кино, искусство

Previous post Next post
Up