Что в имени тебе моем...

Oct 03, 2009 09:54


Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем?....(А.С.Пушкин)
Не вдаваясь в тайны имен человеческих, попробуем разобраться, что стоит за названиями театров. Оставив в стороне театры,  имена которых сложились  исторически, или  носят  имена основателей,  как покинувших нас , так и ныне здравствующих (их имена, ставшие практически нарицательными, ассоциативно соотносятся с  особенностями художественных стилей , которые  характерны для их творчества и воплотивших неповторимость их индивидуального  взгляда  на  мир).
Иначе обстоит дело, когда возникает  новый коллектив. В этом случае практически мгновенно можно определить,  какой художественный посыл, и даже  если угодно, то  и  программа  действий,  и  "потолок"  творческих амбиций ,и культурный "багаж" скрывается  за внешне нейтральным, а подчас  и случайным словом, определяющим новое театральное предприятие.
Не открою большого секрета, сообщив сентенцию , что искусство - это прежде всего отбор, на основе художественного вкуса. И, как во всяком вкусовом ощущении, все определяет мера. Но  с другой стороны, в названии должен присутствовать  талант, то есть достаточно неожиданная дерзость по отношению к  контексту художественной среды, в которой предстоит действовать "новорожденному". 
Иногда название вводит в обиход почти исчезнувшее понятие. "Современник"- это ведь еще и тезка журнала с  которым  сотрудничал Пушкин. А московский художественный, как и школа драматического искусства возникли в явном противостоянии существующей художественной практике.
Контакт между сценой и залом начинается, задолго до того как публика займет свои кресла и скамьи.
Случайных зрителей не бывает, в отличии от театров.
Для того , что бы возник театр " по судьбе"(термин Анатолия Васильева) , помимо всего вышесказанного, необходима  его укорененность в  среде  культурной  жизни  вполне определённого  молодежного (по преимуществу) "ареала"  и  весьма долгая, упорная и изобретательная тактика диалога с потенциальной  аудиторией.

В этом смысле, экзамен на художественную  состоятельность  выдерживают  очень  не многие существующие и   возникающие театры.
И не удивительно . Мало кто отдает себе отчет  в  том, что  занятие искусством это подвиг , впрочем, как и  жизнь, почти каждого человека, рано или поздно потребует от него  подвига ...

мысли, израиль, театр, искусство

Previous post Next post
Up