Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем?....(А.С.Пушкин)
Не вдаваясь в тайны имен человеческих, попробуем разобраться, что стоит за названиями театров. Оставив в стороне театры, имена которых сложились исторически, или носят имена основателей, как покинувших нас , так и ныне здравствующих (их имена, ставшие практически нарицательными, ассоциативно соотносятся с особенностями художественных стилей , которые характерны для их творчества и воплотивших неповторимость их индивидуального взгляда на мир).
Иначе обстоит дело, когда возникает новый коллектив. В этом случае практически мгновенно можно определить, какой художественный посыл, и даже если угодно, то и программа действий, и "потолок" творческих амбиций ,и культурный "багаж" скрывается за внешне нейтральным, а подчас и случайным словом, определяющим новое театральное предприятие.
Не открою большого секрета, сообщив сентенцию , что искусство - это прежде всего отбор, на основе художественного вкуса. И, как во всяком вкусовом ощущении, все определяет мера. Но с другой стороны, в названии должен присутствовать талант, то есть достаточно неожиданная дерзость по отношению к контексту художественной среды, в которой предстоит действовать "новорожденному".
Иногда название вводит в обиход почти исчезнувшее понятие. "Современник"- это ведь еще и тезка журнала с которым сотрудничал Пушкин. А московский художественный, как и школа драматического искусства возникли в явном противостоянии существующей художественной практике.
Контакт между сценой и залом начинается, задолго до того как публика займет свои кресла и скамьи.
Случайных зрителей не бывает, в отличии от театров.
Для того , что бы возник театр " по судьбе"(термин Анатолия Васильева) , помимо всего вышесказанного, необходима его укорененность в среде культурной жизни вполне определённого молодежного (по преимуществу) "ареала" и весьма долгая, упорная и изобретательная тактика диалога с потенциальной аудиторией.
В этом смысле, экзамен на художественную состоятельность выдерживают очень не многие существующие и возникающие театры.
И не удивительно . Мало кто отдает себе отчет в том, что занятие искусством это подвиг , впрочем, как и жизнь, почти каждого человека, рано или поздно потребует от него
подвига ...