***Духовность включает в себя разные степени активизации материи - в первую очередь социальной материи (тела социума), и устойчивый социальный субъект возможен лишь как преобразователь различных типов одухотворения; есть принципиальная разница между одержимостью каким-нибудь одним духом (Духом Наживы, Воинственности или хотя бы даже Логосом, Spiritus Sancti) и способностью удержать взаимопротиворечивую энергетику в единстве монады.
*** изъятие Духа Воинственности индуцирует смягчение нравов, рост материального достатка, нарастание объективации "Духа Наживы" (или "Духа Капитализма" по Максу Веберу). Но обольщаться не следует: вспышка носит кратковременный характер, ибо природа ее катастрофична: в масштабах реального исторического времени яркость вспышки есть рассыпающийся фейерверк. Процесс можно сравнить с надутым, но незавязанным воздушным шариком: если, расслабив пальцы, выпустить шарик из рук, он взлетит к потолку, совершит несколько беспорядочных рывков ("на последнем издыхании") и навсегда затихнет...
Секацкий А.К.Фигура гармониста и проблема культурной монады.
Белозерье: Краеведческий альманах. Выпуск 1