Малоизвестный американский кинорежиссер Тони Кэй создал одну из самых интересных лент "Отстранённость", почему - то в российском прокате названной "Учитель на замену" (2011),
Конечно, картина повествует историю "учителя на замену" Генри Бартса (в исполнении оскароносного Эдрианом Броуди) , который приходит работать на несколько недель в одну из очередных школ, еще не догадываясь, какие испытания и драматические перипетии его ждут. Но главный нерв картины составляет не столько сюжет школьных конфликтов, сколько соотнесенность героя со всем пространством биографии, которая проявляется в коротких кадрах, словно сполохи памяти из раннего детства, и монологах, сродни тем, которые могли бы возникнуть в интернете. Речь героя , обращенная напрямую в камеру, задает интимность контакта со зрителем, превращая экран в компьютерный монитор, одиночество в экзистенциальную отрешенность.
На протяжении фильма Генри будет навещать в хосписе своего деда, мучительно наблюдая его угасание, спасать промышляющую проституцией девчушку и ожесточенные души подопечных подростков, напоминая то ли повзрослевшего героя из селинджеровской "над пропастью во ржи" , то ли пародию на набоковского Гумберта.
Интересно главное: из ткани эпизодов возникает подспудно мысль, что о каждом из учителей этого фильма можно рассказать подобную и подробную историю. И неожиданно педагоги предстают сообществом людей, которые не смотря на конфликты с детьми и крушения личной жизни, по настоящему служат своему делу, "сея разумное, доброе и вечное"...
Неожиданно фильм опровергает расхожую мысль о том, что школа является отражением общества.
Вовсе нет. Свет не отменяет тьму. Да и сам свет держится усилием личного выбора, который ,впрочем, не способен свести на нет последствия негативных тенденций, которыми пронизан окружающий мир.