Джорджо Тоцци в роли Ганса Закса - вылитый Данила-мастер из сказок Бажова:
Как всё-таки мужчин порой красит борода. То есть, он и
без бороды ничего себе, но с бородой мне больше нравится. Плюс низкий бархатный голос, Красивые Карие Глаза™ и солнечная улыбка - чего ещё желать девОчке!
Кино красивое, скрупулёзно и толково поставленное. Декорации экономичные, но вполне убедительные, только вторая картина третьего акта, происходящая на свежем воздухе, сделана несколько абстрактно. Единственный недостаток фильма - купюры везде, где это можно сделать (например, отрезали один куплет песни Закса Als Eva aus dem Paradies и выкинули танцы-шманцы из 2 картины 3 акта). Но понять создателей можно: опера - 4 с половиной часа, кто такое выдержит? В театре люди хоть знают, на что идут, а это ведь кино... В общем, всего в четыре часа уложились (гхы-хы-хы %)). Липсинк идеален - как будто на самом деле поют. Смотреть на певцов приятно тоже - на всех, кроме тенора, который мало того, что немолод и толст, так ещё и играет, как бревно. Да и поёт не так чтобы очень, Колло и Хеппнер лучше. В общем, при сравнении весёлого красивого Тоцци с противным жирным тенором вопрос "где были глаза Евы" обретает особую актуальность. К тому же бас и тенор здесь примерно ровесники, так что аргумент возраста тоже не канает.
Джорджо Тоцци - исключительно обаятельный, весёлый и солнечный Ганс Закс. Напомнил мне Таддея, а это, знаете ли, великий комплимент. Они даже внешне чем-то похожи - глазами и живой мимикой, наверное. Этот Закс настолько оптимист, что даже печальные размышления о судьбах мира выглядят у него не столько печально, сколько недоумённо, в стиле: "Люди, вы чего? Жизнь так прекрасна, а вы хренью какой-то маетесь и не понимаете, что себе же хуже делаете." С таким Заксом вполне понятно, почему он любимец всего Нюрнберга, друг детей, собак, кошек и вообще всех на свете (кроме городского писца Бекмессера, кислолицего педанта, которого заксово перманентное веселье бесит до камней в желчном пузыре). Единственная сцена, где Тоцци теряет свою жизнерадостность и становится угрюм и мрачен - объяснение с Евой в 3 акте. Но и там он быстро берёт себя в руки. Оптимизм, мудрость и великодушие не дают ему хандрить долго, даже по такому поводу, как уход любимой женщины к другому. В конце концов, если она будет счастлива со своим тенором, чего хандрить? Радоваться надо! (Сам Джорджо Тоцци рассказывал, что, когда ему задали вопрос: "Почему Вы всё время улыбаетесь?", он ответил: "Это радует моих друзей и раздражает врагов." Очевидно, его Ганс Закс поступает точно так же. :))
Каждый Закс во втором акте издевается над Бекмессером по-своему: этот вот ненароком уронил ему на ногу молоток.
А ещё тут в качестве бекмессерской лютни действительно звучит лютня, а не арфа, как обычно в спектаклях. Вот "серенада" Бекмессера на Ютубе (уржачко, она меня улыбает всякий раз):
Click to view
(Вагнеронелюбители, я вам точно говорю: включите, и вы не поверите, что это написал Вагнер. ;))
Роль Евы исполняет американская сопрано Арлин Саундерс, много певшая в Гамбургской опере (чей оркестр здесь играет). Сообственно, все три певца в главных партиях - американцы (Тоцци тоже американец, несмотря на своё итальянское происхождение). Саундерс - очаровательная Евхен, хорошенькая, бойкая и с прелестным звонким голосом, хотя, конечно, лет ей тут уже 35, а отнюдь не 18. Играет прекрасно. Какую рожицу она состроила при виде Бекмессера на конкурсе - я просто пацсталом!
Очень понравилась Магдалена - меццо-сопрано Урсула Бёзе. Голос шикарный, тёплый и красивый. И собой хороша: стройная улыбчивая шатенка с голубыми глазами (а Ева, кстати, кареглазая блондинка). Впрочем, посмотреть, как я уже сказала, приятно почти на всех. Все здешние певцы, кроме тенора, отличаются ещё и впечатляющими актёрскими способностями. Даже каждый из девяти мастеров второго плана отчётливо узнаваем и обладает собственной яркой индивидуальностью. Редко когда можно увидеть в опере ансамбль, столь впечатляющий именно актёрски.
Музыкально всё на хорошем уровне, никаких претензий. Из певцов я бы выделила Саундерс, Тоцци, Бёзе и тенора Герхарда Унгера в роли Давида, подмастерья Закса.
Вердикт Оперного Маньяка: весьма рекомендуется, для ознакомления с оперой в том числе.