Вдохновившись творениями
porcospina, решила продолжить благое дело. Тем более, что басов я искренне люблю и уважаю.
Значит, бас. Первое, что следует запомнить при обсуждении этого типа оперного персонажа - масштаб. Басы не способны быть мелкими ни при каких условиях. Если бас хороший, то он обычно сидит на троне и правит государством, или духовно наставляет опять же целое государство (на худой конец - крупный монастырь). Если бас плохой, то ещё круче: он вообще может быть самим Сатаной инкогнито. Если с басом случается абзац, то достанется всем окружающим, виновны они или нет. А уж если баса, упаси Господь, угораздит влюбиться в сопрану, а та его не любит... Для сравнения: тенор в такой ситуации угробит сопрану, баритон - тенора, а бас - обоих. И ещё какого-нибудь подвернувшегося под руку персонажа прикопает. Чего мелочиться-то... А чтобы угробить самого баса, требуется либо другой бас (у другого типа голоса нет даже шансов), либо весь ансамбль солистов с оркестром и хором, либо целая армия, как справедливо заметил
o_aronius.
Второе: бас - персонаж умный и часто даже мудрый. В отличие от более высоких голосов, ему (как правило) не застилают взгляд на мир гормоны и прочая ерундистика, зато имеется большой жизненный опыт.
Третье: бас всегда спокоен, уверен в себе и обладает несокрушимыми убеждениями. То есть, бывают, конечно, исключения, но обычно бас точно знает, чего он хочет, и идёт к цели с неотвратимостью танка Т-34. Если цель не благая, остаётся только пожалеть тех, кто перешёл басу дорогу. Способны вынашивать планы мести лет по двадцать, а то и больше.
Короче, басы придают величие, вес и стабильность безумной оперной психушке. И уже за одно это их стоит ценить. Не говоря уже об их чудесных тёмных голосах, в которых звучит всё величие мира.
Итак:
Бас-правитель. Едва ли не самое частое занятие для обладателя низкого голоса. 90% царей, королей, султанов и прочих глав государств поют именно басом. Интересно, если кто-нибудь напишет оперу про президента, тот тоже будет басом? Нет, вряд ли. Демократия - не их выбор, бас - правитель авторитарный. Борис Годунов, Филипп II в "Доне Карлосе", король Рене в "Иоланте", царь Салтан в "Сказке о царе Салтане", хан Кончак в "Князе Игоре", безымянный король Шотландии в "Ариоданте", король Марк в "Тристане и Изольде" и Генрих Птицелов в "Лоэнгрине", бей Мустафа в "Итальянке в Алжире", фараон в "Аиде" и проч., и проч. При этом совсем уж хорошим венценосный бас бывает не всегда. Иногда делает гадости, а потом всю жизнь таращится на мальчиков кровавых в глазах. Или, как Филипп, угробит благородного баритона, а потом причитает: "Ах, кто его вернёт мне!".
Бас-благородный отец. 90% оперных отцов или просто персонажей, выполняющих родительскую функцию - именно басы. Не тенору же доверять воспитание детей, в самом деле... Фиеско в "Симоне Бокканегра" (конечно, там настоящий отец - баритон, но воспитывал-то сопрану 20 лет кто?), Кочубей в "Мазепе", Даланд в "Летучем Голландце", Бертран в "Иоланте", Мороз в "Снегурочке", лорд Уолтон и его брат сэр Джордж в "Пуританах", Рокко в "Фиделио". Дети есть и у доброй половины басов-правителей, и периодически треплют родителям нервы (особенно если дети - тенора).
Бас-служитель культа. Ещё одно распространённое занятие для обладателя голоса нижнего регистра. Как правило, это высокопоставленные духовные лидеры - верховные жрецы, пророки, настоятели монастырей и прочие папы римские. Но могут быть и просто священниками, предоставляющими ценные советы и информацию другим персонажам. Захария в "Набукко", Оровезо в "Норме", Зарастро в "Волшебной флейте", Великий Инквизитор в "Доне Карлосе", отец-настоятель (Падре Гуардиано) в "Силе судьбы", Рамфис в "Аиде", Пимен в "Борисе Годунове", Досифей в "Хованщине", Моисей в "Моисее и фараоне" Россини, Раймонд в "Лючии де Ламмермур", Томас Бекет в "Убийстве в соборе"... А также преподобный Олин Блитч в опере Карлайла Флойда "Сусанна", который забыл, что он служитель культа, и попытался влюбиться в сопрану, что, естественно, закончилось скверно для всех персонажей оперы в соответствии с законом Всеобщего Басового Пиздеца.
Религиозные басы порой бывают изрядной сволотой, для которой лучшее развлечение - погреть старые кости у костра с еретиками. А иногда, напротив, их заносит в героизм, они грозят зарвавшемуся тенору/баритону ужасными проклятьями и громогласно пророчествуют, невзирая ни на какие применяемые к ним кары.
Бас-наставник. Часто эта категория пересекается со служителями культа, потому что кому ещё учить и наставлять легкомысленную поросль вроде сопран с тенорами, как не почтенному, желательно религиозному, басу? Только у него и хватит терпения. Это в первую очередь Раймонд в "Лючии", Гувернёр (так и называется) в "Графе Ори", Алидоро в "Золушке". Падре Гуардиано из "Силы судьбы" тоже сюда можно отнести.
Бас сверхъестественный. Почему-то создатели опер убеждены, что сверхъестественное существо, будь то демон или бог, непременно должно петь басом или, на худой конец, бас-баритоном. Видимо, тенором не так внушительно получается. Это у нас, во-первых, Мефистофель в трёх своих самых известных воплощениях (у Гуно, Бойто и Берлиоза), а также его коллега Ник Шэдоу из "Похождений повесы" Стравинского. Во-вторых, обратный вариант - боги (Вотан, например; да, я знаю, что чаще он бас-баритон) и условно положительные мистические персонажи типа архангела Михаила ("Вечерняя Звезда" Бретана). А Командор в "Дон Жуане" при жизни был Благородным Отцом, а потом заделался Сверхъестественным.
Бас-злодей. Здесь у нас всякие колдуны, чернокнижники, коррупционеры и малосимпатичные личности с садистскими, маниакальными или мстительными наклонностями, а также многие басы второго плана в операх барокко и бельканто. Могут быть тайно влюблены в сопрану и из ревности готовы её убить, а заодно закопать всех прочих, кто под руку попадётся, как Арчибальдо из "Любви трёх королей", оставивший нам к концу оперы три трупа, включая собственного сына. Часто коварные басы вынашивают Ужасную Мстю, как Сильва в "Эрнани", или просто стремятся сжить со свету тех, кто им не нравится (Линдорф из "Сказок Гофмана"). Ещё экземпляры - Клингзор из "Парсифаля", Альвизе из "Джоконды", Аргант из "Ринальдо", Ашшур из "Семирамиды", Клэггарт из "Билли Бадда", Пизарро из "Фиделио". Отдельная статья - Спарафучиле из "Риголетто", у которого просто работа такая.
Бас-герой. Вообще-то склонностью к героизму обычно страдают тенора, реже - баритоны, а для баса это совсем нехарактерное занятие. Но если уж баса с какого-то перепугу потянет на славу и подвиги, он заткнёт за пояс любого тенора с баритоном и насовершает этих подвигов столько, что хватит на целую оперу имени его, даже если раньше, как в случае Ивана Сусанина, опера звалась иначе. Другие известные героические басы - Аттила Верди, князь Игорь Бородина (даже если он баритон), Руслан Глинки, дон Кихот Массне и Магомет II Россини. Прочида из "Сицилийской вечерни" являет собой редкий экземпляр - де-юре бас-герой, а де-факто - та ещё скотина, из-за чьих патриотических планов пострадали все прочие герои оперы.
Магомет относится ещё и к наиредчайшей категории басов-любовников. Все прочие представители этого типа тоже вышли из-под пера Россини, и ни один нормальный человек их всё равно не знает, поэтому можно сказать, что в целом басам с любовью не везёт, и обычно они находят себе другие занятия.
Бас-муж. С любовью басам не повезло, но вот жёны им иногда достаются. Иногда даже по четыре штуки, как герцогу Синяя Борода из оперы Бартока. А Гремин вообще получил мечту баритона - Татьяну Ларину.
Бас комический (он же бас-буффо). Исполняет в сюжете развлекательную роль, но, в отличие от комического тенора, бас - личность с размахом, поэтому даже буффонадные роли для баса весьма внушительны по объёму пения и замечаемости зрителем. Обычно это либо прохиндей, либо вредный старикан, ставящий героям палки в колёса. Дон Паскуале из одноимённой оперы, Осмин в "Похищении из сераля", дон Базилио в "Севильском цирюльнике", доктор Дулькамара в "Любовном напитке", дон Альфонсо из "Так поступают все", барон Окс в "Кавалере розы". Лепорелло из "Дон Жуана" тоже чаще относят к басам.
Бас-друг героя. То же самое, что баритон - друг героя, только на пару тонов ниже, и роль у него поменьше. Коллен в "Богеме" (которому, несмотря на эпизодичность его роли, досталась собственная ужасно слёзная ария про старый плащ), Руше в "Андре Шенье", Феррандо в "Трубадуре".
А ещё в опере есть персонажи, с равным успехом исполняемые как низкими баритонами, так и басами, и этих вообще непонятно, к какой категории относить. Это Дон Жуан Моцарта, Фигаро того же Моцарта и уже поминавшийся князь Игорь Бородина.