Вот люди-филателисты собирают марки, а нумизматы - монетки. И нафига?.. А что делаем мы, нормальные люди - операманьяки?
Правильно! Мы собираем оперы!
Под кат лезть стоит только убеждённым операманьякам.
Условные обозначения: год записи, сопрано, тенор, баритон, иногда указываю дирижёра и театр, в особо выдающихся случаях - режиссёра-постановщика.
1929; Скаччати, Гранда, Молинари. Гранда - чуть ли не самый воздушный, романтический и красивый Каварадосси, кого мне доводилось слышать. Даже хомячком его язык не поворачивается назвать, хотя сыграно в абсолютно классическом стиле "сначала я весь такой поэтичный, а потом такой бедный и несчастный". Но какой юный, чистый, красивый и романтический голос! Прямо представляются всякие прекрасные кудрявые юноши с полотен ренессансных художников. (Хорошо, что я не знаю, как Гранда выглядел в реальной жизни. :D) Скаччати поёт очень архаично. На современные уши это слышится странно и даже, честно говоря, весьма противно. Как будто она старше Каварадосси лет на 20. Молинари - один из наиболее аристократичных, утончённых и незлобных Скарпиев. Забудьте о монстрах вроде Скарпиа Тито Гобби, как о страшном сне.
1929-30; Мелис, Паули, Гранфорте. Кроме баритона, все довольно архаичны. А Гранфорте поёт шикарно, жалко, его записей мало.
1938; Канилья, Джильи, Борджоли. Беньямино Джильи - один из лучших теноров XX века, 'nuff said. Канилья - женщина могучая, гордая и прекрасная. Борджоли был хорош, но чем-то особенным не запомнился.
1944; Ranczac, Розвенге, Ханн. На немецком языке, да ещё записанная в годы Второй Мировой войны в фашистском Берлине. Немецкий язык жутко не идёт музыке Пуччини. Фройляйн Тоска - типичная блондинка: голосок нежненький, кудряшки белокурые, мозгов как у бабочки. Тенор с баритоном оба орут как резаные, первый - потому что тише не умеет, второй - потому что изображает Злобного Бесчеловечного Гада. Когда он зверским голосом взревел: "МАЙН!!!", у меня чуть тахикардия не случилась от страха.
Когда не орёт, тембр красивый и мужественный, но не орёт он довольно редко.
1951; Тебальди, Кампора, Маскерини. Тебальди - моя любимая Тоска. Поёт всегда исключительно красиво и эстетично, никогда не опускаясь до вульгарности. При этом требуемую драму передаёт, как надо. Кампору я не помню, а Маскерини мне понравился. Не сволочь, просто работа у него такая.
1951; Гуэррини, Поджи, Сильвери. Прежде всего запись интересна уникальным Скарпиа Паоло Сильвери. Кто слышал, какой у Сильвери голос, наверное, поразится: как с таким конфетным голосом вообще можно петь Скарпиа?! Вот так и можно... конфетно. У этого Скарпиа на подоконнике кабинета растут фиалки, которые он собственноручно поливает, Тоске он посвящает оды (правда, предусмотрительно складывает их в стол) и Те Деум тоже поёт как поэтическую оду.
Первый раз такой феномен слышу. Когда Гуэррини и Поджи принялись дружно орать у него в кабинете во втором акте, бедного Скарпиа даже жалко стало: какое испытание для его чувствительных нервов! А валькирия Гуэррини его потом чуть ногами не запинала. Бедный.
1951; Каллас, Поджи, Сильвери. Отрывки. То была студия, а это "живой" Сильвери. Опа! Вы знаете, он тут совсем другой! Ну, то есть, не совсем, он по-прежнему органически неспособен на злобность и гадскость, но тут он уже вполне себе страстный мужчина, искренне и по-земному влюблённый в Тоску. Те Деум уже не как поэзию поёт, а как надо.
Молодая Каллас тоже очень хороша. Все трое поют роскошно, очень жаль, что запись неполная.
1953; Каллас, ди Стефано, Гобби. Считается хрестоматийной записью Тоски. За что - не понимаю. Если вам больше интересна аццкая рвакля, а не красота пения - то это то, что надо. Эти скучать не дадут. Хотя лично я Скарпию Тито Гобби просто ненавижу, и чем дальше, тем он страшнее.
1957; Миланов, Бьёрлинг, Уоррен. Не понравилась. Зинка какая-то слишком матронистая для Тоски, Бьёрлинг примороженный, а Уоррен просто никакой.
1957; Миланов, Корелли, Гуэльфи. А вот это другое дело! Гуэльфи я обожаю, Корелли не обожаю, особенно в живых записях, но всё-таки он в разы лучше Бьёрлинга.
1957; Оливеро, Фернанди, Коломбо. Проходная "Тоска", конечно, но ради Магды послушать можно. Шипио Коломбо тоже любопытный Скарпиа по-своему, хотя и мелковат.
1957 (Господи, да сколько ж их у меня этого года); Стелла, Поджи, Таддеи. Прелесть! Стеллочку я люблю за исключительно красивый голос и всегда присущие ей трепетность и изящество. Поджик поёт красиво и хомячково, как всегда. Таддейчик - лааапочка!
Как он нежно общается с Тоской в церкви - это надо слышать. Прямо мурлычет. Гадости стал делать, по-моему, только потому, что обиделся на тоскино "Куанто". А вообще простой такой Скарпий, как пряник, не аристократ никоим образом. Не садист, упаси Господь, и язвительная насмешливость практически отсутствует, хотя чувством юмора его Бог не обидел.
1958; Тебальди, ди Стефано, Бастьянини. Одна из самых гениальных Тосок вообще, я считаю. Единственная доступная нам запись Этторе Бастьянини в роли Скарпиа, и послушать стоит хотя бы ради него. Его Скарпиа - противоречивый, страстный и сильный, как живой огонь под застывшей коркой лавы. И какой голос, Боже мой!
Но там все трое жгут напалмом. Маэстро Гавадзени тоже отжигает в оркестровой яме. У меня с этой записи крышу рвёт, такой драйв.
1958; Комбринк, Кампора, Миллиген. Телеспектакль, снятый CBS к 100-летию Пуччини. Поют на английском языке. С тем же успехом могли бы петь по-марсиански - так дико звучит. Сам по себе перевод хороший, но до чего же английский язык немузыкален... Все легато к чёртовой матери, никакого flow of music, жуть просто. Пуччини, наверное, с трудом узнал бы собственную оперу. Лучше всех и поёт, и играет тенор Джузеппе Кампора (каким образом его, итальянского певца, занесло петь Тоску по-английски - Бог весть). Тоска поёт славно, собой красивая, но в плане игры - бревно бревном. Скарпиа - от него то ли ржать, то ли прибить на месте. Шрам на морде, рожа гестаповца, изящество и галантность "как у неструганого забора". (с)
il_verde_kaktus В целом смотреть можно только любопытства ради.
1959; Тебальди, Корелли, Кольцани. Ниасилила из-за кореллиных фермат отсюда до обеда. Беееесит. В студии он ещё прилично себя ведёт, а в живых спектаклях просто невыносим.
Суфлёр тоже раздражал. Буйная итальянская публика - тоже.
1959; Тебальди, дель Монако, Лондон. Лондон - один из самых противных Скарпиев.
Мерзкий фашистюга, ничего утончённого, грубый и жестокий. Дель Монако орёт в своём обычном стиле. Тебальди всегда хороша.
1960; Родес, Ланс, Бакье. На французском. Французский язык Тоске идёт, придавая ей элегантность и некий особенный флёр. Красивая получилась "Тоска". Бакье интересный, изящный Скарпий.
1960; Оливеро, Мишано, Фьораванти. Ч/б фильм-опера. Одна из моих самых любимых Тосок, в основном благодаря чудесной Магде и душке-Фьораванти, которые сделали идиотский студийный фильм того времени настоящей живой историей, причём очень необычной. Магда прекрасна как внешне, так и вокально, Фьораванти - мужчина моей мечты.
Умный, спокойный, надёжный и сексуальный. Дайте прямо щас! Тенор - хомячок-неврастеник. Скончался от разрыва сердца.
1960; Тебальди, Поджи, Гуэльфи. Вторая любимая видео-Тоска, запись спектакля из Токио. Кратко описывается фразой: "Любовь зла: полюбишь и тенора". Ибо только этим можно объяснить, как Тоска могла сохранить такую верность страшненькому колобку-Поджи перед таким потрясающим мужчиной, как Гуэльфи. Гуэльфи просто чудо: наглая сволочная морда, но при этом настолько обаятелен и уверен в себе, что долго злиться на него невозможно. И феромоны вокруг разбрасывает так, что даже сквозь экран чувствуется.
Поют все хорошо, но дирижёру порой хочется дать пинка за ужасно затянутые темпы.
1962; Шейрер, Кмент, Вехтер. Отрывки на немецком. Плохо помню, но вроде бы здесь так ужасно не орали, как в предыдущей немецкой Тоске.
1963; Прайс, ди Стефано, Таддеи, дирижёр Караян. Великолепная запись, настоящее музыкальное пиршество! Если бы мне предложили посоветовать самую идиоматическую Тоску для непосвящённого человека, я бы, наверное, выбрала эту. Леонтиночка шикарна, Таддейчик прекрасен и обаятелен. Солнечный, как генуэзский полдень, простой и жизнерадостный.
Но это с Тоской... А если на работе - то ой. Не дай Бог вам с ним встретиться.
1963; Серафини, ди Стефано, Гуэльфи. Серафини я раньше ни разу не слышала, но она мне очень понравилась. Гуэльфи в своём репертуаре: "я чертовски обаятельная сволочь и прекрасно об этом знаю". Постоянно хохочет, чувство юмора у него прямо неудержимое. Причём смеётся так, сука, искренне, что прямо хочется улыбнуться в ответ!
1964, Каллас, Чони, Гобби, 2 акт. Известное видео из Ковент-Гарден. Постановка Франко Дзеффирелли, Каллас и Гобби божественно играют. Но от Скарпии Гобби меня почти физически тошнит, страшно не люблю его интерпретацию.
1966; Зилья, Кинг, Фишер-Дискау. Отрывки на немецком. Анья Зилья - офигенная вагнеровская певица, голос потрясающе красивый и богатый. Висси д'арте у неё просто великолепное. И - редкий случай - спетое точно по-буквоедски, с правильным "кози" в конце. У Кинга шикарный баритональный тенор, но зачем так истерить-то? А Фи-Ди зверски орёт. Наверное, думает, что иначе его с его лёгким баритоном бояться не будут.
1966; Нильссон, Корелли, Фишер-Дискау. Корелли в студии ведёт себя пристойно и не злоупотребляет ферматами, но меня в этой записи бесят дирижёр (Маазель) и Фи-Ди. Особенно последний. Психопат, честное слово: то он мягкий и вежливый, то как заорёт зверски, аж жуть. Причём с чего такие перепады - неясно. В целом скучная какая-то запись.
1971; Сулиотис, Дзамбон, Гуэльфи. Слушалось ради Елены Сулиотис, и она прелесть. Гуэльфи - как обычно, супер. Тенор тоже ничего.
1971; Вишневская, Норейка, Валайтис. Из Большого театра, на русском. Ниасилил целиком: во-первых, я не люблю Тоску Вишневской, во-вторых, они несут такую ахинею, что я могу над этим только ржать. "Пусть трррепещут тираны кровавые", каково, а? Хотя поют хорошо.
1973; Прайс, Доминго, Милнз, студия п/у Зубина Мета. Прайс тут уже далеко не в лучшей форме, зато Мета отлично дирижирует, и Доминго с Милнзом молодые и бодрые.
1975; Оливеро, Кинг, Викселл. Метовский дебют Магды, ей тут было уже 65 лет. Никогда в жизни этого не скажешь, голос совершенно молодой. Когда она вышла на сцену, американцы аплодировали и орали как безумные. 50-летний Кинг, лучший американский хельдентенор, тоже звучит свежо и молодо. Викселл в своём обычном репертуаре - мерзкая сволочь. Но поёт хорошо. Запись, жалко, отвратного качества, сделана в зале из-под полы.
1975; Кабаиванска, Доминго, Милнз. Красивый цветной фильм-опера, снятый даже на локациях. Все молоды, красивы, хорошо поют и играют. Вполне можно рекомендовать для первого ознакомления с "Тоской". Милнзов Скарпиа мне тут очень нравится. Молодой и резвый волчара, сволочь, конечно, но не гадкая, а даже где-то обаятельная.
1976; Кабалье, Каррерас, Викселл.. Студия. Монтсина Тоска - одна из самых красивых. Петь некрасиво Кабалье не умеет в принципе. Какая у неё Висси д'арте! Каррерас благороден и романтичен, Викселл - сволочь. Просто сволочь.
1976; Вишневская, Бонисолли, Манугуэрра. От Вишневской у меня чуть инфаркт не сделался, когда она стала орать диким голосом во втором акте.
Кровавый веризм какой-то развела, а не Тоску. Бедный интеллигентный и аристократичный Манугуэрра. Она его на ленточки порезала. Для бескозырок. Страшное слышище, брр.
1978; Кабалье, Арагаль, Серра. Арагаль - исключительно красивый и благородный художник. Прекрасный тенор, жалко, что записей с ним мало. Монтси всегда хороша, а вот баритона в упор не помню.
1978; Верретт, Паваротти, МакНил. Метрополитен-опера, постановка Тито Гобби. Видео, понятное дело. Ширли Верретт - царственная и прекрасная собою Тоска, хотя пару раз взвизгнула на высоких нотах. Паваротти отлично поёт, но актёр он никакущий и вместо актёрской игры предпочитает расточать улыбки публике и заигрывать с ней: "Посмотрите, какой я тенор и как хорошо пою". МакНил - стандартный Коварный Скарпиа В Вакууме: "Я жутко мерзкий злодей, муа-ха-ха". Неинтересно. Спектакль Тито Гобби, который сам славился исполнением партии Скарпиа, неожиданно толковый и музыкальный, хотя абсолютно традиционный. Порадовало воссоздание интерьеров Палаццо Фарнезе во 2-м акте.
1979; Риччарелли, Каррерас, Раймонди, дирижёр Караян. Отличная Тоска, одна из самых-самых. Плохо только то, что рвущие всё вокруг Каррерас и Раймонди оттёрли на задний план бедную хрупкую Катеньку. Причём это не их вина, а её самой. Такая она нежная, слабенькая, трепетная, плачет, если её обижают, ручки заламывает. Как она нож-то умудрилась схватить... Не такая Тоска должна быть, не такая. А вот Каррерас великолепен. Ни разу ещё не слышала, чтобы Рекондита армония звучала таким могучим и поэтичным гимном любви, как здесь. И в глотку Раймонди Каррерас вцеплялся так, что его оттаскивать пришлось впятером, не меньше. Раймонди жутковат. Это его первый Скарпиа, и он, наверное, ещё не до конца сформулировал для себя, что же ему играть. То он ласков и нежен с Катенькой, то вызверяется на неё со страшной силой. Отдельный разговор - как дирижирует Караян. Вступление к 3 действию звучит здесь таким, пардон, Могучим, Чёрным, Непролазным Пиздецом, что любой поймёт, что всё, теперь ничего хорошего не жди, будет только хуже. И вообще музыкальные акценты у Караяна необычные.
1979; Кабалье, Каррерас, Викселл.. Видео с гастролей в Токио. На видео Викселл несколько лучше, чем в записи, но всё равно довольно скучен. А вот Монтси и Каррерас хороши, особенно Каррерас. Я вообще считаю его лучшим исполнителем роли Каварадосси в 1970-80 годах, и это просто преступление, что Доминго на офиц. видео есть в трёх экземплярах, а Каррераса ни одного! У него очень героический, благородный и мужественный Каварадосси, действительно революционер. А Э лючеван ле стелле тут просто рвёт душу на клочки, одно из лучших исполнений, какие мне доводилось слышать. У Монтси же своя собственная, довольно необычная трактовка Тоски. Царственная певица, истинная дива, но взаимоотношения со Скарпиа у неё неоднозначные.
1980; Кабалье, Каррерас, Понс. Видео. Идеальная традиционная постановка "Тоски", Дзеффирелли может пойти кусать локти от зависти. Масса мелких, но чрезвычайно интересных и значимых деталей, всё имеет смысл, всё работает. Красиво и богато, но без излишеств. Монтси никак не может понять, кого же она любит больше - Каррераса или Понса.
1982; Риччарелли, Каррерас, Раймонди, снова Караян. Несмотря на тот же состав, не похоже на то, что было в 1979. Во-первых, живая запись. Во-вторых, Караян по-другому дирижирует.
1982; Те Канава, Веронелли, Викселл.. Видео. Очаровательный Каварадосси у Веронелли, просто душка. Весёлый, добрый и самостоятельный, к тому же стройный и красивый. У Викселла тут самое лучшее исполнение Скарпиа относительно его прочих, даже смотреть не скучно. Кири хорошая Тоска, спектакль сам по себе толковый.
1985; Альтмайер, Джакомини, Гюзелев, дирижирует некто Гюнтер Нойхольд, в то время музрук Королевского театра в Парме, где и был спектакль. Ещё одна моя любимая запись, ставшая таковой совершенно случайно. Неожиданно прекрасен оказался дирижёр, проглотивший, видимо, пилюлю гениальности в тот вечер. Такую чёткость, одухотворённость и выразительность в музыке Пуччини я очень мало у кого встречала. Особенно хороша прелюдия к 3 акту, где изображается постепенно встающий над Римом рассвет. Удивительно воздушно, практически видно гаснущие звёзды, светлеющее небо, и ощущается прохладный предрассветный воздух. Солисты - Альтмайер женственная и красивая, Гюзелев - настоящий центральный бас, редкость в партии Скарпиа, и наверху ему несколько напряжно. Как почти все Скарпии-басы, вальяжен и респектабелен: министр, не меньше. Тенор Джакомини - безмозглый маляр. Подряд на побелку стен Сант-Андреа для него большая жизненная удача. Поёт - как шпалы голосом укладывает, бээ. На редкость немузыкален, причём по жизни такой, кого бы ни пел.
1985; Беренс, Доминго, МакНил, DVD. Постановка Дзеффирелли. Попыталась посмотреть начало, меня затошнило, и я выключила. Чрезмерная пышность дзеффиреллиевских декораций раздражает, Беренс обычно поёт Вагнера, вот и пусть бы себе пела его дальше, Доминго уже в зубах навяз со своими Каварадосси (нет, они хорошие, но я и другого кого-нибудь хочу увидеть!), а Скарпию мерзее жабоподобного МакНила ещё поискать надо.
1986; Троицкая, Арагаль, Адам. В упор не помню эту запись, видимо, совсем "проходная".
1987; Кабаиванска, Чеккеле, Карроли. Видео. Любопытный спектакль. Кабаиванска уже немолода, но поёт по-прежнему роскошно. После Висси д'арте получила овацию минуты на две. Чеккеле - противный толстый бездарный тенор, а вот Карроли интересный барон, даже очень. Яркий и харизматичный образ получился. Поёт прилично, и мужчина он красивый, только вот с гримом явно переборщили.
1988; Мартон, Каррерас, Понс. Первая запись Каррераса после выздоровления, и слышно, что ему ещё тяжеловато. Мартон груба и неизящна, Понс впечатления не произвёл.
1990; Френи, Доминго, Рэми, дирижёр Синополи. Ещё одна любимая запись. Среди официально выходивших Тосок - самая необычная. Очень грустная история, где одинаково жалко всех трёх героев, потому что все живые и, в общем-то, неплохие люди, просто судьба для них сложилась так несчастливо. Поют - Рэми великолепно, Френи и Доминго - хорошо. Душу раздирают все трое. Синополи во втором акте снижает градус пуччиниевской рвакли и берёт темпы помедленнее, что в целом ещё больше соответствует сложившейся концепции про отчаянно не желающего делать гадостей Скарпиа и нежную хрупкую Тоску. Редко эту запись слушаю. У меня от неё уныние случается, потому что ВСЕХ ЖАЛКО!
1991; Беренс, Шиков, Рэми. Качество поганое - раз, Беренс поёт преотвратно - два, Шикова я не люблю - три. Вслушиваться в Рэми сил уже не осталось.
1991; Ванесс, Джакомини, Дзанканаро. Джакомини, как обычно, красит стены и заборы, Ванесс никакая. Слушалось ради Дзани. Он, как и Бастик, в основном вердиевский баритон, а роль Скарпиа не любит. У таких всегда получается необычно. Ну, в общем, это тоже "хороший" Скарпиа, который ненавидит делать гадости и делает их только тогда, когда работа требует. Барон-офицер, честь мундира, дисциплина и всё такое. На Тоске планировал жениться, как честный человек. Каварадосси вполне мог бы и не расстреливать, так, посадил бы в карцер на месяцок. Поёт шикарно.
1992; Малфитано, Доминго, Раймонди, живой телефильм из Рима. Продукт творчества сумасшедших маньяков, влюблённых в "Тоску", вот и получился таким же: сумасшедшим шедевром. Певцы поют именно в то время, в какое надо, включая четыре утра, и именно там, где надо, включая палаццо Фарнезе, в обычное время принадлежащий французскому посольству. Рекорд по крышесносу. Особенно рвут экран Малфитано и Раймонди во втором акте. Раймонди просто фееричен, это лучший его Скарпиа, наверное. Как они с Малфитано там нервный срыв не получили от того, что устроили.
1997; Горчакова, Шиков, Раймонди, видео из Ла Скала. Та же постановка, что выходила на DVD с Нуччи и Гулегиной, но если с ними это не то трагифарс, не то просто гадость, с Раймонди и Горчаковой дело совсем другое. Серьёзная такая "Тоска", Раймонди играет сдержаннее, чем обычно. А ещё ему очень идёт чёрный с серебром мундир.
Только вот Шиков в роли Каварадосси - полный мискастинг. Он умеет играть только Гофманов и Элеазаров, а уж никак не революционных художников.
1998; Миричою, Джакомини, Раймонди. Плохо помню. Вроде бы понравились, кроме маляра.
1998; Малфитано, Маргисон, Тервель, DVD. Осовремененная постановка с элементами какой-то техногенки типа здоровенного вентилятора во всю заднюю стену. Тенор поёт хорошо, но смотреть на это чудище нет никаких сил. У Малфитано голоса уже нет, но актриса она по-прежнему божественная. Тервель молодец во всех отношениях. Брутальный такой Скарпий, по сравнению с маленькой хрупкой Малфитано просто медведь. Но с ней обращается очень осторожно, учитывая, видимо, разницу в габаритах. Поёт шикарно, сволочь шикарная. А ещё у Скарпиа тут есть КОТ! Настоящий, живой рыжий кот, которому Скарпиа прямо в морду излагает свои коварные планы насчёт Марио и Анджелотти. Кот стоически терпит.
2000; Георгиу, Аланья, Раймонди, фильм-опера Бенуа Жако. Первый фильм-опера, поставленный кинорежиссёром, и в силу этого сначала фильм, а потом уже опера. И фильм очень сильный, умный и глубокий. Раймонди играет офигенно, хотя от такого Скарпиа, какого он сыграл, я бы сбежала на Сатурн в ужасе. Аланья - добрый, кроткий, отважный и обречённый хомячок, которого до слёз жалко. Возможно, лучший Каварадосси в такой классической пуччиниевской интерпретации. Только самовлюблённая Георгиу портит картину, хотя, казалось бы, внешность есть, голос более-менее тоже есть. Однако нельзя изображать Тоску такой куклодурой.
2000; Патане, Кура, Брузон. DVD. Смотреть можно только ради того, чтобы поржать. Седовласый дедушка Брузон, который уже еле поёт (и зачем ему в таком возрасте Тоска?), даже в таком состоянии переиграл и перепел и тенора, и сопрану.
2000; Саласар, Паваротти, Понс. Видео. Юбилейный спектакль Римской оперы в честь 100-летия со дня премьеры "Тоски". На самом деле это то, что на Западе называют semi-staged performance - "полуспектакль", так сказать. На сцене возведён круглый алый помост диаметром не больше 5 метров, оркестр располагается вокруг него прямо на сцене. Максимальное присутствие режиссёра (Дзеффирелли, между прочим, числился оным) заключалось в проекциях римских пейзажей на задник сцены, а певцов предоставили самим себе. К счастью, с Инес Саласар себе такую вольность позволить можно, с Понсом, в принципе, тоже. С Паваротти вот не очень, но за то, что он в 65 лет вполне прилично спел Каварадосси, ему можно многое простить. Ещё там в качестве бонуса чудесный Ризничий в исполнении знаменитого баса-буффо Энцо Дара.
2002; Саласар, Кура, Раймонди. Театр Болоньи на гастролях в Токио. Очень красивая постановка в необычной цветовой гамме: синий, серый, чёрный, для контраста - чуть-чуть алого. Раймонди с Саласар устроили феерические страсти про любовь, от которых у меня самой чуть крыша не поехала, Куру оттёрли в сторону, где ему и место. Поют не то чтобы шедеврально, но с такой игрой пение не главное. Главное - КАКТУС!
2004; Десси, Армильято, Раймонди, DVD. Тоже любопытная, изящная, но очень мрачная и безысходная постановка испанской дамы-режиссёра Нурии Эсперт. Скарпиа здесь сделали духовным лицом - кардиналом, видимо. Тоска-Десси - безмозглая и визгливая особа, её муж Армильято чуть получше, но тоже не фонтан. Раймонди старается за троих, но голос у него уже не тот.
2005; Ополайс, Антоненко, Силиньш, Латвийская опера, реж. Дмитрий Бертман. Держит неоспоримое первенство по силе чувств и трагизму среди всех моих "Тосок". Единственная "Тоска" с действительно режиссёрским прочтением сюжета, т. е. вывернутым настолько, что сам Пуччини крайне бы удивился такой трактовке.
Хотя, придя в себя, может быть, оценил бы. Из всех "Тосок" эта история - в наибольшей степени о любви, любви взаимной, обречённой, болезненной и не имеющей счастливого конца. После первого знакомства с этим видео я смотрела его сутки подряд почти без перерыва, как заворожённая. Мозг сжирает только так.
А в другой раз мы смотрели это с подругой и посмотрели сразу дважды: одного раза было мало. Примечание: это самая ценная марка запись в моей коллекции, и копий я с неё НЕ делаю, запретили! Могу только показать.
2005, Милло, Шиков, Рэми; Бартолетти. Возраст Рэми тут уже весьма даёт о себе знать, хотя временами в его голосе прорываются остатки былой роскоши. У Милло, напротив, голос юный и звонкий, вокально это чуть ли самая молодая Тоска из всех слышанных. Шиков ведёт себя на сцене просто отвратительно. Есть такое понятие - вокальное хамство, вот тут это оно. Духовный брат Антоненко из предыдущей записи, но если Антоненко такой по замыслу режиссёра, то Шиков, видимо, по собственной инициативе. Чем делает Скарпиа-Рэми ещё добрее и благороднее по контрасту. Дирижёр Бартолетти тоже очень хорош.
2006; Чедолинс, Альварес, Раймонди, Арена ди Верона. Спектакль широкомасштабный и помпезный, как всегда на Арене, однако довольно бессмысленный и гадкий. Поют тоже плоховато. Чедолинс - безмозглая кукла.
2006; Георгиу, Альварес, Тервель. Анжела с Брином так рвали друг друга на части, что страшно стало. Если с Малфитано Тервель ещё как-то держал себя в рамках, то тут просто озверел. Так орал и рявкал, что даже меня напугал.
2007; Михаэль, Тодорович, Сакс, фестиваль в Брегенце. Наверное, самый мерзкий спектакль из всех, мною виденных. Мало того, что постановка модерновая и нарочито отвратительная, так ещё и поют все так ужасно, что хоть святых выноси.
2008; Далтирус, Поретта, Гримсли, опера Сиэтла. Слушалось только ради того, чтобы узнать, как поют Тоску в среднем американском театре. В принципе, неплохо, хотя кажется, будто Скарпиа по основной профессии бухгалтер: так нудно поёт. Хотя внешне декоративен, я фото видела.
2009; Маги, Кауфманн, Хэмпсон, Цюрихская опера, реж. Роберт Карсен. Карсен известен своим пристрастием к вселенскому театру, уже три его оперные постановки так или иначе эксплуатируют эту идею. Здесь всё действие происходит в стенах оперного театра, Тоска, естественно, примадонна, Каварадосси, судя по всему, художник-оформитель. Единственный, кто не принадлежит к театральным работникам - Скарпиа, но при этом он совершенно помешан как на театре в целом, так и конкретно на Тоске. Из солистов лучше всех Йонас Кауфманн, как вокально, так и актёрски. Очень умный, вдумчивый певец и пластичный актёр. Сопрано и баритон тоже честно стараются и хорошо играют, но лёгкий баритон Хэмпсона банально не подходит для партии Скарпиа.
2009; Маттила, Альварес, Гагнидзе, реж. Люк Бонди, Метрополитен-опера. За эту постановку, сменившую дзеффиреллиевские красивости, американцы режиссёра забукали. Европейцу, правда, не очень понятно, за что: ничего особенного, так, средненькая, умеренно модернизированная "Тоска". Хвалить особо не за что, но и букать тоже. Ну, кирпичные стены и лестница вместо барочной роскоши Сант-Андреа. Ну, три проститутки в кабинете у Скарпиа. Видывали мы и не такое... Вот в Мюнхене да, гадость и гнусность, а тут словно сглажены углы. Жора Гагнидзе совсем не мерзкий, так, умеренной гадскости Скарпиа, Маттила тоже ничего себе, тенор Альварес - пустоголовый хомячок, свято веривший, что его не расстреляют, и успевший несказанно удивиться перед смертью.
2010; Расетт, Кауфманн, Тервель. Звезда вечера - Кауфманн. Такой же убеждённый революционер, как Каррерас, даже ещё круче. Только, в отличие от Каррераса, у Йонаса очень тёмный, баритональный тенор, при этом блестящие звонкие верхи и великолепная филировка, какой мог похвастаться разве что Корелли. Витторию спел так, что все тираны немедленно содрогнулись и вострепетали, а от Скарпии этого живописца надо было оттаскивать вшестером. При этом в Э лючеван ле стелле страдал так, что слёзы на глаза наворачиваются. Однако очень мужественно страдал, без всяких истерик.
У Тервеля с голосом что-то не то, прямо слушать тяжко. А зверствует опять по полной программе. Расетт - вполне обычная, качественная Тоска.
2010; Маттила, Кауфманн, Ууситало, реж. Люк Бонди, Баварская опера (Мюнхен). В отличие от той же самой постановки на открытии сезона в Мет, этот спектакль действительно на редкость мерзок. Нарочито отвратительный Скарпиа и его тошнотворные помощнички, все врут, все кривят душой, всё фальшивое и неэстетичное. Один Каварадосси в исполнении Кауфманна - человек. Пел лучше всех тоже Кауфманн, Маттила на троечку с плюсом, баритон вообще погано - болел, что ли...
2010; Нагльштад, Аланья, Штрукманн. Видео с оперного фестиваля в Оранже. Поют средне, баритон хуже всех. Постановка неинтересная и тупая, как бревно. Но зато у Скарпиа в кабинете постоянно торчат шесть гвардейцев с доберманами на поводках. %)
2011; Георгиу, Кауфманн, Тервель, Ковент-Гарден, дир. Антонио Паппано, реж. Джонатан Кент. Видео. Очень красивая и элегантная постановка, прекрасная сценография, но до чего же раздражает самовлюблённая курица, которую вместо Тоски нам изображает Анжела. Она, видимо, по-другому просто не умеет, и это очень печально. И снова непонятно, что в ней нашли два таких умных и неординарных мужчины, как Каварадосси и Скарпиа. Кауфманн и Тервель - оба очень умные поющие актёры, по контрасту с Георгиу это ещё лучше видно. Музыкально лучше всех снова Кауфманн - и дирижёр Антонио Паппано.
2018; Печонка, Каллейя, Финли, Ковент-Гарден. Возобновление той же красивой постановки Джонатана Кента, однако спектакль выглядит совсем другим. Лучше всех Джеральд Финли - Скарпиа. Умный певец, красивый тембр, очень интеллигентно поёт. Скарпий у него очаровательно издевается и обладает чёрным юмором, смотреть приятно. Любовнички никакие, хотя поют сносно.