"Андре Шенье" - самая известная опера композитора конца XIX века Умберто Джордано. Относится она к жанру, называемому "веризм", основные черты которого - реалистичность вплоть до натурализма, яркая эмоциональность, более-менее однородное музыкальное полотно, которое трудно разделить на отдельные номера, драматичный и, как правило, трагический сюжет. "Андре Шенье" рассказывает историю французского поэта, казнённого на гильотине во время Французской революции, и его возлюбленной, графини Мадлен де Куаньи, которая выбрала умереть на эшафоте вместе с любимым. Третья ключевая фигура сюжета - Шарль Жерар, бывший слуга в поместье графов де Куаньи, после революции ставший видным деятелем Конвента. Жерар был с детства влюблён в Мадлен, приревновал её к Шенье, и, оказавшись у власти, из ревности написал донос на поэта. Потом, правда, раскаялся и попытался исправить содеянное, но было уже поздно.
Какой же из Каррераса замечательный Андре Шенье, прежде всего актёрски. Корелли и Каррерас - вот мои Шенье, лучше которых я не могу представить. Но увы, Каррерас - это единственное, хоть и важное, достоинство спектакля. Драматически, как я уже сказала, он просто идеален, однако пение даётся ему уже не столь легко, как бывало. То же самое можно сказать и о вокале Пьеро Каппучилли - Жерара, только у него ситуация ещё хуже. Мучается, аж смотреть жалко. Но старается изо всех сил, и после знаменитого монолога Nemico della patria зал оценил его усилия. В плане образа же - очень замученный жизнью Жерар у него получился. Словно не 4 года трудится на Революцию, а все двадцать, и за все эти двадцать лет ни разу не высыпался. В отпуск бы ему, а лучше вообще на пенсию. Хоть по годам и рано, но работа тяжёлая, вредная... В 3-м действии, рядом с Мадлен, его особенно жалко, ещё и потому, что он искренне любит Мадлен и хочет помочь Шенье. В конце сцены с Мадлен и в зале суда он очень человечный и вызывает сочувствие. Но всё же на Каппу-Жерара лучше любоваться в фильме-опере 1973 года. В 1985-м он уже основательно потрёпан, что внешне, что вокально.
Мадлен у нас - стенобитное драматическое сопрано Эва Мартон, более всего известная ролью Турандот. Мартон искренне переживает за свою героиню, даже плачет, исполняя арию La mamma morta, но всё равно образ нежной самоотверженной девушки выходит у неё неважно. К тому же ей кошмарно не идёт белокурый парик, делая её лет на десять старше, чем она есть, особенно рядом с моложавым изящным Каррерасом. Поёт хорошо.
Основная моя претензия к этому спектаклю - полное отсутствие режиссёрского присутствия на сцене. Я неоднократно говорила, что не особенно люблю т. н. "режиссёрский театр", но нельзя же и совсем без режиссёра-постановщика! То есть, можно, но только если у тебя на сцене певцы-актёры уровня Гобби и Каллас. И то, массовку ведь кто-то строить должен? Здесь режиссёру было абсолютно наплевать и на то, что делают главные действующие лица, и на массовку.
Ещё, пожалуй, я бы с позором уволила костюмера, который считает, что если нарядить всю поголовно массовку (плюс Жерара) в триколоры, а на дворян в первом действии напялить парики, напоминающие помесь стога сена со взрывом на макаронной фабрике, это будет очень интересно. Не будет. Носить красную футболку под сине-полосатой ливреей - тоже идея на редкость бредовая.
Из полностью хорошего - Каррерас, Каррерас и ещё раз Каррерас. Он совершенно прекрасен, романтичен и отважен. Практически идеальный Шенье.