Оратория Генделя "Мессия", по моему глубокому убеждению, относится к тем музыкальным произведениям, которые если не слышал - то не жил. Можно прожить без "Тоски" или "Травиаты", но нельзя без Реквиема Моцарта - и "Мессии" Генделя. Особенно если ты христианин. "Я так думаю." (с)
Оратория - это, упрощённо говоря, такая концертная опера на библейскую тему, где хоров столько же, сколько и сольных арий, если не больше. А конкретно "Мессия" - это шедевральная музыка. Нет, не просто шедевральная. Она из той же серии, что и Реквием - it lifts your spirit and lets it soar on the wings of Light. Она возвышает дух твой, дабы он воспарил на крыльях Света. Простите за пафос, но других слов после такой музыки у меня нет.
В "Мессии" четыре солиста: тенор, бас, сопрано и альт (контральто). Текст - из Библии. Божественные хоры. Великолепные соло. Даже дуэт есть. Ну и, разумеется, подтвержу свои восхищения доказательствами.
Хор
"And He shall purify the sons of Levi":
И очистит сынов Левия,
чтобы приносили жертву Господу в правде.
(Мал. 3:1-3)
Ария для альта
"He was despised"она длинная и печальная, но серединка поживее
Он был презрен и умален перед людьми,
муж скорбей и изведавший болезни.
Он предал хребет Свой биющим,
и ланиты Свои поражающим:
лица Своего не закрывал от поруганий и оплевания.
Бонус: то же самое поёт Малена Эрнман:
http://www.youtube.com/watch?v=0eA5u9nwpMs Ария для тенора
"Thou shalt break them"взбодритесь после предыдущей ;)
Ты поразишь их жезлом железным;
сокрушишь их, как сосуд горшечника.
(Пс. 2:9)
Ария для баса
"The trumpet shall sound"Я знаю, у меня нет совести: тут 20 Мб. Но у меня рука не поднимается ужимать этот шедевр! Это же потрясающе...
Прозвучит трубный глас,
и мертвые воскреснут нетленными,
а мы изменимся;
ибо тленному сему надлежит облечься в нетление,
и смертному сему - облечься в бессмертие.
Отрывки из записи "Мессии" 1987 года:
Оркестр и хор - канадские (Торонто Симфонический, хор Торонто им. Мендельсона), дирижёр - британец сэр Эндрю Дэвис, солисты - американцы Джон Эйлер (тенор), Сэмюэль Рэми (бас), Кэтлин Бэттл (сопрано), Флоренс Квивар (контральто).