По завершении двух сезонов Battlestar Galactica захотелось мне развлечься. Итак...
Краткий справочник создателя и потребителя военных космоопер
Дорогие друзья! Поскольку суровая окружающая реальность многим кажется такой, что на неё плюнуть жалко, не то что активно принимать в ней участие, эти самые многие предпочитают по уши закапываться во всякие вымышленные миры типа фэнтези, научной фантастики и т. п. Ну, фэнтези - это не по нашей части, а вот про такое весьма эффективное терапевтическое средство, как космическая опера, мы вам с радостью расскажем, на случай, если вы вдруг захотите сочинить что-нибудь самостоятельно или просто разобраться, чего тут есть хорошего и не очень.
Итак, что должно быть, чтобы вы с уверенностью могли сказать, что вот это - военная космическая опера.
1. В названии обязательно должны присутствовать слова "звёздный" или "галактика". -10 очков автору, если он умудрился впихнуть в название оба этих слова. +10, если нет ни одного.
2. В центре сюжета обязательно есть Крутой Космический Корабль во главе с Крутым Капитаном (настоящее звание значения не имеет). Если автор страдает гигантоманией, космический корабль разрастается до космического флота или станции, а капитан, соответственно, становится Крутым Адмиралом. +20 очков автору, если в свете феминистических тенденций Крутой Капитан/Адмирал - женщина.
3. У Крутого Капитана/Адмирала непременно есть Верные Соратники, готовые пойти за ним/ней в огонь и воду. Число верных соратников, занимающих более-менее значительное место в сюжете - не меньше шести. Общее количество персонажей не поддаётся исчислению. (Впрочем, для одной космооперы, "Легенды о героях Галактики" Ёсики Танаки, дотошные японцы таки произвели подсчёт. Поименованных персонажей оказалось 660.)
4. В галактике должна быть какая-нибудь тирьямпампация, при помощи которой возможны сверхсветовые космические перемещения. Чаще всего это варп-двигатели, какие-нибудь пространственно-временные врата или туннели, или и то, и другое сразу. Если вы физик - лучше не читайте космическую оперу, ибо с научной достоверностью её авторы, мягко говоря, обращаются вольно. Если вы физик, но вас от описанного способа тирьямпампации не тянет кататься по полу от смеха - +50 очков автору.
Это, так сказать, краеугольные камни военно-политической космической оперы, без которых космоопера - как мясной бульон без собственно мяса. Прочие компоненты относятся к необязательным, но желательным ингредиентам - чтобы кушать не просто бульон, а суп с картошкой, морковкой, специями и прочими вкусными вещами. Что из нижеперечисленного лучше добавить, каждый автор выбирает сам, но в целом список выглядит так:
1. Инопланетяне - дружественные или злобные, а может, и те, и другие. Инопланетяне обычно бывают двух видов: резиновые морды (как люди, только физиономии другие - например, какие-нибудь хреновины на лицо налеплены) и разноцветные красотки из космоса (шикарные человеческие девицы, только синего или зелёного цвета). +20 очков автору, если он создал инопланетян, не подходящих ни под одну из этих категорий. +10, если резиновые морды и синие красотки есть, но есть и алиены, совсем непохожие на людей.
2. Эпическая Космическая Война (дык). Либо прямо в центре сюжета, либо где-то на периферии. Иногда автор прямо с места в карьер начинает своё повествование внезапно разразившейся космической войной и Всеобщим П-цом. Не знаю, минус за это ставить или плюс.
3. Если есть война, то, понятно, есть какой-нибудь враг. Враг бывает следующих разновидностей:
- злобные инопланетяне, которые хотят убить всех людей;
- НЁХ, которая пугает всех до дрожи в коленках, но в существование которой мало кто верит;
- злобные роботы/киборги, которые хотят убить всех людей (в этом случае люди обычно создают их сами, а потом пожинают плоды своей непредусмотрительности);
- если п. 1 в галактике нет, тогда это, как правило, будет Злобная Империя людей против Благородной Республики людей же. +20 очков автору, если он, как Ёсики Танака, взял этот шаблон, а потом от души порвал его на ленточки.
4. Звуки в космосе. В космооперных сражениях прекрасно слышно всякие пиу-пиу лазеров-шмазеров, выстрелы корабельных пушек и проч. Да, авторы фантастики знают, что в космосе вакуум, и звука там быть не может. Но ведь без громкого бада-бума неинтересно смотреть на красивые оранжевые взрывы в чёрной пустоте космоса! +20 очков авторам, если они этого избегают, как в "Светлячке". +10, если изобретают хитрую отмазку, как в "Масс Эффект".
5. Космическая магия. Что это такое, никто не знает, но оно есть, и оно работает. Иногда автор предпринимает попытки объяснить свою магию с т. з. физики, но лучше не надо, честное слово. Да пребудет с вами Сила.
6. Все умирают. Ну ладно, не все, но процентов 60 заявленных в начале произведения персонажей точно помрут к его концу.
7. Все умирают героически. Обычно жертвуя собой Во Имя - друзей, галактики, всеобщего мира и прочих идеалистических вещей.
Это пока то, что мне удалось вычленить из собственного опыта. Ну, есть ещё всякие мелочи типа космических шмоток в облипочку, космических мечей, космических асов-пилотов, но это детали.