"Князь Игорь", БТ

Jun 15, 2013 12:59

Побывала вчера на новой версии "Князя Игоря" в Большом. Имею массу всего интересного на рассказать. ;)

image Click to view



Князь Игорь Святославич - Пётр Мигунов
Ярославна - Анна Нечаева
Владимир Игоревич - Сергей Радченко
Владимир Ярославич, князь Галицкий - Вячеслав Почапский
Хан Кончак - Паата Бурчуладзе
Кончаковна - Майрам Соколова

Дирижёр - Павел Клиничев

Спектакль Любимова следует концепции "слоёного пирога": пролог в Путивле - половецкий стан - снова Путивль - снова половцы - финал в Путивле. Новая музыкальная редакция, составленная по требованию Любимова композитором Павлом Кармановым, весьма занятная, но любого буквоеда приведёт в ужас. Сокращено очень много музыки: половина увертюры и прощание из Пролога; выброшено по строфе из песни половецкой девушки и каватин Владимира Игоревича и Кончаковны; полностью отсутствуют дуэт Кончаковны и Владимира, ария Кончака "Здоров ли, князь?", сцена "Ужель хан наш город взял" и следующий за ней хор "Подобен солнцу хан Кончак", терцет в сцене побега Игоря; из Плача Ярославны выкинута строфа про ветер, плюс всякое по мелочи. Словом, если говорить честно, от оперы остались одни обрезки. Несчастный Владимир Игоревич, после исполнения сокращённой каватины и короткого разговора с Кончаковной вообще ни разу не раскрывающий рта, и вовсе сведён чуть ли не до роли компримария. Жаль, потому что молодой тенор Сергей Радченко в каватине одержал достойную победу над кошмарно неудобной музыкой Бородина, и я бы не отказалась послушать его ещё.

Тем не менее, оставшиеся обрезки сведены в весьма гармоничную и цельную картину, за исключением разве что подозрительно короткого времени, проходящего между отбытием Игоря на войну и его пленением. (Как решён в спектакле бой русичей с половцами - это отдельная песня, причём погребальная. Половецкие ниндзя, боже мой!) Присутствует также отсутствующая в других редакциях, кроме одной-единственной записи Валерия Гергиева, "альтернативная" ария князя Игоря "Зачем не пал я на поле брани". Замечу: присутствует вместе с традиционной "Ни сна, ни отдыха измученной душе". На этой "альтернативной" арии остановлюсь поподробнее.

Безотносительно данного спектакля, с музыкальной точки зрения она, ИМХО, не являет никаких откровений, как, впрочем, и драматических. Приведу полный текст арии, почти без изменений взятый из "Слова о полку Игореве":

Зачем не пал я на поле брани, да,
Зачем в бою, в главе дружины с моим полком не пал?
Зачем ты, смерть, очей мне не закрыла?
Я тихо спал бы в песках Каялы с полком погибшим...

Нет казни боле лютой, как позор свой пережить!
И жизнь в плену влачить постыдно,
И знать, что ты всему виною сам...

Ах, вот пытка злее казни;
Да, хуже смерти мой плен!
Позором стал я земли родной.
Кают Игоря на Руси...

Князья Руси, отмстите мой позор!
Спасите край родной!

Ты, Всеволод Великий!
Ты веслами разбрызгать можешь Волгу,
Шеломом вычерпать весь Дон!
Ты русскими костьми Каялу не засеял!

Вы, Рюрик и Давид!
Как ярый тур, стрелою уязвленный, ломали копья у врагов!
Вы русской кровью Каялы не поили!

Вы, Мстислав и Роман!
Вы половцев и прежде воевали,
Боятся вас ятвяги и литва!
Вы силы русской в Каяле не топили!

Вы, Ингварь, да Всеволод!
Врагу дорогу заступите, вы,
Шастокрыльцы славного гнезда!
Вы полков своих в Каяле не топили!

Князья!
Забудьте смуты и раздоры,
Дружины ваши соберите, разом ударьте на врага,
И силу поганую сломите!

На вас укора нет, Господь поможет вам.
И Русь Святую вы спасете,
Ведь вы не Игорь-князь...

Как мы видим, педантичное перечисление русских князей регулярно прерывается душемучительным битьём себя в грудь и самотерзаниями, подобные которым являет мало какой оперный герой (обычно эти герои предпочитают во всём винить какую-нибудь "жестокую судьбу", а не себя). Музыка этого фрагмента вся уже в том или ином виде появлялась в опере, новой же никакой нет, и в целом впечатление некоторой "второсортности" этой арии по сравнению к традиционной "Ни сна, ни отдыха", несомненно, присутствует. Что не отменяет прочного места этого монолога именно в спектакле Любимова, и некоторые артисты, в том числе певший вчера бас Пётр Мигунов, исполняют этот второй монолог эффектнее и драматически убедительнее, чем первый.

В целом постановка Любимова статичная, минималистская, при этом с аффектированными нарочито театральными жестами от персонажей (как мне объяснили, это фирменный стиль Любимова). Цветовая гамма строгая и сдержанная: у русичей - серый и белый цвета, у половцев - жёлтый и оранжевый. Ни одного яркого цветового пятна, за исключением солнечного затмения в Прологе. Даже костюмы танцоров в "Половецких плясках" тоже выдержаны в общей пустынной гамме. "Пляски", кстати, с 1934 года остаются неизменными, всё та же блестящая хореография Касьяна Голейзовского. Жаль, что эту хореографию, кроме четырёх солистов, кое-как исполняет миманс, а не балет.

Состав, певший вчера, понравился мне гораздо больше, чем первый, который я тоже имела возможность послушать. Я вообще люблю басов в баритоновых ролях, а Пётр Мигунов, хоть и напрягался на высоких нотах, пел очень и очень достойно, пусть и несколько однообразно. Лучше всего ему удалась "Зачем не пал я на поле брани", где даже редкостно равнодушная к спектаклю моя соседка, сидевшая всё время, уткнувшись в свой смартфон, подняла голову и слушала с неослабным вниманием, а потом горячо зааплодировала. Князь Игорь у Мигунова вышел этаким Рейегаром Таргариеном из "Песни Льда и Пламени" Мартина: рефлексирующий интеллигент, решивший, что ему необходимо стать воином и достойно исполнять свой долг полководца и князя. Поэтому, вероятно, второй монолог и получился таким убедительным.

Анна Нечаева, певшая Ярославну, понравилась мне ещё в "Чародейке", и тут также не разочаровала. Тенора Сергея Радченко я уже отметила. Не знаю, можно ли счесть это комплиментом, но только в его исполнении я осознала, насколько, чёрт возьми, неудобно и трудно написана каватина Владимира Игоревича! Просто садизм, честное слово. Кончаковне, правда, повезло не больше, тоже та ещё партия. Её пела молодая солистка Майрам Соколова, и пела вполне хорошо. Не Образцова и не Синявская, конечно, но всё ещё впереди.

Заслуженный и чрезвычайно уважаемый артист Паата Бурчуладзе в качестве хана Кончака радовал актёрской харизмой, а требовать от него большего не будем, тем более, что в этом спектакле Кончаку и петь-то особо нечего.

Порадовал Вячеслав Почапский в партии Галицкого: этакий развязный средневековый феодал, отлично поющий притом. Что редко бывает в роли Галицкого - видно, что это действительно князь. У Владимира Маторина, например, получается не князь, а какая-то пьяная скотина. А тут, конечно, сволочь, но всё ж таки князь, родословную не пропьёшь.

Стоит отметить, что у всех певцов во всех составах очень чёткая дикция, даже у тех, кто обычно этим не страдает. Видимо, на сей раз их очень тщательно муштровали: всё, что поют, понятно даже без русских супертитров.

Маэстро Павел Клиничев дирижировал вполне интересно, правда, не обошлось без курьёзов: аккурат после слов Кончака "Играйте, трубы", когда в оркестре, соответственно, звучит соло трубы, трубач ТАК кошмарно сфальшивил... Уйййй. Ещё мне не вполне понравилась некоторая невнятица местами. Но это было только местами, в целом - нормально.

Кстати, друзья мои: 16 числа, то бишь завтра, в 14:00 по московскому времени, будет прямая трансляция оперы на YouTube-канале Большого театра. Правда, только для России.

театральное

Previous post Next post
Up