Сходила вчера на абсолютно чудовищную постановку "Трубадура" в Новой Опере. Если правда, что смех продлевает жизнь, что ж, я продлила её себе на несколько лет точно. Потому что - ну не плакать же при виде настолько откровенной нелепости и бездарности на сцене?
Два слова о постановке: её нет. Вообще. Абсолютно. Есть (худо-бедно) сценография и костюмы, постановки нет. Открывается занавес, на сцене в качестве декораций - три огромные металло-стеклянные призмы и больше ничего, на фоне призм тусуются вроде-как-рыцари графа ди Луны во главе с Феррандо (фото:
призмы с цепями). Рыцари одеты в очень отдалённое подобие кольчуг и нарамников, но поскольку ни одна кольчуга на свете не может иметь такой вид и не может быть сделана из такого материала, вид у рыцарей, особенно на фоне футуристических призм, какой-то космооперный. Хорошо хоть, вооружены обычными прямыми клинками, а не лазерными мечами. Правда, реквизитор был халтурщик, и у двоих ребят вместо тонких прямых мечей с простой крестовиной были в руках какие-то дикие палаши в стиле Конана-варвара, явно купленные в ближайшем сувенирном ларьке. Ещё на сцену вывели сокольничего с живым ястребом-тетеревятником (по кличке Мара, как было любезно указано в программке), чтобы ещё больше развлечь публику.
Цыгане Манрико напоминают дикую помесь кельтов с арабами, если вы в состоянии себе такое представить. Все, кроме Манрико и Азучены, в ярко-зелёном с плотной вышивкой и в кожаных колетах, на головах какие-то дреды, чалмы или пиратские платки, у 3/4 табора, включая девок, на поясе кинжал, а то и два. и под ритмичный вступительный хор к 2-му действию все эти граждане изображают боевые тренировки с означенными кинжалами. Словом, какие-то лесные асассины (фото:
цыганские асассины душат ди Луну). Автор концепции, кажется, слишком много играл в фэнтезийные видеоигры. Противостояние гильдии асассинов Манрико с рыцарями ди Луны при таком раскладе выглядело особенно смешно, учитывая, что никто из присутствующих не умел обращаться с оружием. Позвали бы для сцены драки ролевиков, честное слово.
Сцена, если на ней нет толпы народа с оружием, в основном стоит пустая, певцы носят себя по ней туда-сюда, заламывая руки и периодически падая на пол в попытках изобразить драматический накал. Это в лучшем случае - когда певцы умные. В худшем они выпучивают глаза и рвут на себе плащи в лучшем стиле Марио дель Монако. Всё. Зачем понадобилось тратить деньги на сценографа и выписывать "режиссёра" из самой Италии, я не понимаю. Сделали бы концертное исполнение, было бы дешевле и гораздо менее нелепо. А тут... Когда в начале терцета Di geloso amor sprezzato Манрико на словах "Ravvisami, Manrico io son!" рванул на себе плащ и жилет жестом самурая, делающего харакири, а потом выхватил свой кинжал и зачем-то кинул его под ноги графу, я с трудом удержалась от смеха. Ещё смешнее было то, что потом Манрико так и не потрудился подобрать свой кинжал и отправился на дуэль с графом без всякого оружия. Наверное, надеялся на секретные приёмы цыганских асассинов.
Подобных нелепостей было настолько много, что я по большей части старалась просто не смотреть на сцену, чтобы своим неприличным хрюканьем не мешать сидящим вокруг людям получать (предположительно) удовольствие от музыки. Хотя, по мне, музыкальное удовольствие тоже было весьма сомнительным.
Опера "Трубадур" сложна для исполнения. Для неё требуются четыре крепких драматических голоса, и каждый из солистов мог бы с полным правом проклясть композитора - Верди там не облегчил жизни никому. Поэтому к исполнителям "Трубадура" я могу отнестись с сочувствием. Но до определённого предела... Итак, по солистам.
Тенор - грузин Георгий Ониани. Голосом его Боженька не обидел, что есть, то есть, но к голосу должно прилагаться умение им владеть и хотя бы капля серого вещества в голове. Увы, ни того, ни другого в заводе не было. Зато тенор был явным поклонником манеры пения Марио дель Монако, да и манеры держаться на сцене тоже. Но дель Монако был хотя бы симпатичный, и у него не перекашивало всё лицо на сторону, когда он пел. И что-то мне подсказывает, что при всём своём легендарном пафосе МДМ не выглядел настолько клиническим идиотом, когда выходил на сцену. А в исполнении этого господина кабалетта Манрико вызвала у меня одну реакцию: лютобешеный фэйспалм. И зачем же всё время так орать... Драматический тенор - это не означает, что надо драть глотку всякий раз, когда открываешь рот. У Верди вообще-то про разные вокальные оттенки в партитуре написано...
Сопрано Татьяна Печникова много лет была звездой Новой Оперы, но дни её славы остались в прошлом. Те остатки голоса, которыми она пыталась петь Леонору, ничего, кроме тяжкого вздоха, вызвать не могли. В голосе "барашек", ни нижних, ни средних нот не слышно, верхние с трудом выдавливаются, про колоратуры давайте забудем сразу.
Баритон Анджей Белецкий, постоянный солист НО, стал уже третьей заменой после Виталия Билого - сначала был заявлен Андрей Бреус, но в итоге не смог и он. Белецкий был единственным из присутствующих, кто хотя бы как-то реагировал на происходящее вокруг него на сцене, за что ему отдельная плюшка. Но голоса для Верди у него банально нет, хотя он очень, очень старался, изо всех сил.
У меццо Маргариты Некрасовой голос отличный, владеет она им хорошо и удостоилась самой большой и бурной овации в конце. Но происходящее на сцене её интересовало мало. Но хотя бы спела хорошо.
Дирижёр - ну, дирижёр... Убить не хотелось, но и хвалить тоже. Я, честно говоря, вообще хотела просидеть весь спектакль, сложив руки на груди, потому что ну не за что было хлопать в процессе, вообще. Но на поклонах всё-таки отдала должное мужественным усилиям Белецкого, который, будучи вызван в последнюю минуту, даже искренне старался что-то спеть и изобразить. Зато очень пожалела, что не запаслась гнилым помидором специально для тенора, этого громогласного напыщенного кретина, и для режиссёра, бездарного халтурщика. Вы послушайте, что он смеет говорить:
«В этой опере три главных составляющих: мир графа ди Луны, мир Леоноры и мир цыган - Манрико и Азучены. Это три интонации, три оттенка, три образа «Трубадура». Поэтому в сценическом решении центральным элементом декорации станут три башни, у каждой - три стороны, все они разные и символизируют миры главных героев. Костюмы будут соответствовать эпохе.
Когда я работаю с артистами, не важно, итальянские это певцы или иностранные, я не просто говорю им, как нужно перемещаться в пространстве, я много времени уделяю чистоте произношения и постижению сути событий, считая, что целостность сценического образа, мимика и движения персонажа идут от языка, от осмысления и присвоения себе не только музыкального, но и литературного текста оперы».
Какие ещё костюмы, соответствующие эпохе? Какая суть событий? Мать вашу, ГДЕ?! Это самый бездарный, нелепый и безыдейный спектакль, какой я видела за последние несколько лет ("Летучую мышь" в Большом я не видела, скажу сразу). Нет, спасибо, конечно, что спектакль был хотя бы лишён угара и содомии (трэш имелся), а певцы не ходили с вёдрами на головах и с автоматами Калашникова. С другой стороны... Я не большой поклонник радикального осовременивания оперы, но, ей-Богу, если бы режиссёр перенёс действие этого "Трубадура" хоть в другое время, хоть на другую планету, но снабдил бы всё это СМЫСЛОМ, идеей, драмой и нормальной, качественной работой с артистами, я бы оценила такой спектакль куда выше.