Майские полевые испытания. Объектив МС Мир-24М 2/35 завода КМЗ. Часть вторая, испытательная

Dec 18, 2019 22:45


В первой части обзора привдено описание и особенности конструкции объектива.

Отчёт о проведении полевых испытаний объектива МС Мир-24М 2/35,  выпущенного заводом КМЗ в 1986 году. Испытания проводились с  использованием цифрового фотоаппарата Pentax K-30 и плёночного  фотоаппарата Зенит-ЕТ.





Это было то майское время, когда в садах и на городских аллеях цвели  грушевые деревья. В нашем регионе именно они оказались самыми первыми  массово цветущими деревьями. Цветение груш зрелищно: листья на них ещё  только начинают распускаться, зато цветков очень много - ветви буквально  усыпаны ими. Чуть позже им на смену придут яблони, но пока грушевые  деревья - вне конкуренции.

Я отправился в сад, чтобы испытать свой новый объектив.

Так как я публикую этот отчёт довольно поздно, то сюда включён и опыт  эксплуатации объектива за всё то время, что он у меня есть.



Несмотря на то, что разрабатывался он для плёночных фотоаппаратов,  Мир-24 ощущается на цифровой камере как родной. Он не только отлично на  ней смотрится, но и органы его управления, включая рычажок переключения  режима диафрагмы, удобно ложатся в руку. Фотографировать - одно  удовольствие: выбрав желаемое значение диафрагмы и переведя оную в режим  «А», я выполняю фокусировку фактически на открытой, а затем ловкм  движением перевожу диафрагму в режим «М» и снимаю уже на закрытой до  выбранного значения. А фокусироваться на открытой диафрагме с этим  объективом заметно удобнее: у него действительно маленькая глубина  резкости, особенно в сравнении, например, с Миром-1, и она не очень  сильно возрастает по мере закрывания диафрагмы. При этом естественным  образом, как и у любого объектива, чем сильнее закрыта диафрагма - тем  меньше света попадает в окуляр и тем сложнее фокусироваться вручную.  Маленькая глубина резкости также является причиной того, что автоматика  моего фотоаппарата не всегда идеально точно даёт подтверждение  фокусировки.



Благодаря кроп-фактору 1,5 моего цифрового фотоаппарата эквивалентное  фокусное расстояние для этого объектива составляет 52,5 мм, что делает  его «нормальным» объективом, с близкой человеческому глазу перспективой и  средним углом поля зрения. Вместе с удобным и достаточно компактным  корпусом это придаёт Миру-24 свойства неплохого варианта для  повседневного применения, но как насчёт оптических свойств?





У Мира-24 интересная цветопередача. В целом она естественная, цвета  передаются сочно и правдоподобно, с лёгким уходом в холодные тона. При  этом холодные оттенки возникают в тенях, а также иногда на листве, если  свет падает на неё под определённым углом. В сочетании с насыщенными  оттенками на освещённых участках и с тёплыми тонами листвы, на которую  свет падает под другим углом, получается довольно декоративный эффект,  придающий изображению «благородные» нотки.





Если съёмка производится в пасмурную погоду или весь сюжет оказывается в  тени, то цветопередача уходит в холодные тона. Это можно исправить при  постобработке, но я нашёл холодные тона, которые выдаёт этот объектив,  довольно привлекательными. Результат похож на намеренную стилизацию.





Объектив очень приятным образом обращается и с передачей светов и теней.  Тёмные участки сюжета на фото передаются глубокими и насыщенными, за  счёт чего повышается общий визуальный контраст изображения. Кроме того,  на фоне глубоких теней даже бледные цвета светлых областей смотрятся  выигрышно, не говоря уже о ярко освещённых. Коррекция контраста в  графических редакторах при обработке фоторафий почти не требуется.





Хорошо передаётся и объём, и пространство. Чувствуется воздух и реальность сюжета.





Большая светосила объектива, с одной стороны, помогает снимать в плохих  условиях освещения - например, в пасмурный день или в сумерках в лесу, а  с другой - фокусироваться на открытой диафрагме при съёмке более-менее  дальних планов и лесных пейзажей сложно, потому что глубина резкости  очень маленькая. Она буквально бритвенной толщины, и возрастает с  закрытием диафрагмы неохотно.



Вот несколько кадров с разными значениями диафрагмы.

f/2:



f/2.8:



f/4:



f/5.6:



f/8:



f/16:



Я специально выбрал сюжет с небольшой дистанцией до изображаемого  объекта: так нагляднее. На открытой диафрагме глубина резкости  минимальна, а фон размыт довольно сильно. Цветок, оказавшийся в фоне,  получился резким с лёгким эффектом смягчения. Соцветие целиком  оказывается в пределах зоны резко изображаемого пространства на f/4, а  на f/5.6 достигается максимальная резкость на изображении цветка.  Даже  на f/8 соцветие всё ещё визуально отделяется от фона, и только на f/16  большая часть кадра оказывается в зоне резко изображаемого пространства.  Переход между зоной резкости и размытым фоном во всех случаях плавный и  довольно приятный.

Размытие заднего плана у этого объектива - ровное, плавное, мягкое, без каких либо двоений или эффекта закручивания.



В некоторых случаях, однако, а именно если объект съёмки находится не  слишком близко, но и не далеко, а диафрагма выбрана открытая или почти  открытая, фон может как-бы «распасться» на маленькие, но заметные  кружочки-чешуйки.





Несмотря на то, что лепестков диафрагмы всего 6, при съёмке на прикрытых  диафрагмах шестигранники в фоне не слишком бросаются в глаза.





Маленькая минимальная дистанция фокусировки позволяет получить эффектные крупные планы - хотя и не макросъёмку, конечно.





Кружочки, образуемые отдельными источниками освещения на фоне в зоне  размытия, имеют ровную округлую форму, почти не изменяющуюся от центра к  краю кадра, нерезкий край и слегка подсвеченный контур и, в некоторых  случаях, более светлую размытую область в центре.





Устойчивость к встречному свету - высокая. Я не заметил снижения  контраста при контровом свете. Могут образовываться цветные блики  небольших размеров, иногда - довольно крупные шестиугольники, а также  живописные лучи.







Резкость от центра к краю кадра как будто слегка снижается.



Хроматические аберрации присутствуют, они имеют типичные цвета -  красно-оранжевый и бирюзовый. Их можно, по крайней мере частично, убрать  в графических редакторах.



Виньетирование как будто присутствует, но не очень заметное.



Кстати, о пейзажах - до этого многие тестовые кадры включали ближние и  средние планы, но ведь у нас на обзоре - изначально широкоугольный  объектив, для которого пейзаж должен быть родной стихией. Как с этим  обстоят дела у Мира-24?



На мой взгляд, очень неплохо. При нормальном освещении (а кто снимает  пейзажи при плохом?) присущая этому объективу способность к  подчёркиванию контраста и передаче объёма и пространства идут на пользу  пейзажу, а небольшая по меркам широкоугольников глубина резкости  подчёркивает перспективу и передаёт глубину.





Пейзажи получаются выразительными, объёмными, с лёгкими нотками ретро и ностальгии.





При отсутствии прямого освещения тоже можно добиться неплохих результатов.





Раз уж к объективу прилагались цветные фильтры, я испытал его и с  ними. Ультрафиолетовый никаких изменений в картинку не вносит - часть  фотографий выше сделана с его применением.

Жёлто-зелёный фильтр привносит в кадры нотку безумия.



Предполагается, что он нужен для улучшения тоновой передачи в  чёрно-белой съёмке, но я ничего особенного не заметил, даже честно  сконвертировав зелёные фотографии в ч/б - видимо, эффект проявляется  только при честной съёмке на чёрно-белую плёнку в соответствующих  условиях.

Оранжевый фильтр более интересен. Его эффект похож на стилизацию.  Можно снимать постапокалиптические пейзажи или же что-то вроде пустыни  или пустошей Дикого Запада.





Раз уж у меня есть плёночный зеркальный фотоаппарат Зенит-ЕТ, то я  использовал Мир-24 и в своих съёмках на плёнку. В целом, и на плёнку он  снимает так же хорошо - отличие можно найти разве что в угле обзора,  поскольку на плёнке 35 мм фокусного расстояния - это уже настоящий  широкоугольник. Проработка яркостей, резкость, передача объёма и глубины  - всё это наблюдается в той же мере и на плёнке. Мне было сложнее  наводиться на резкость из-за увеличившегося угла обзора и особенностей  фокусировочного экрана моего Зенита.











Мир-24 произвёл на меня очень приятное впечатление. Это отличный пример  оптического прибора, гармонично сочетающего как качественную и  продуманную механику корпуса, так и удачные оптические свойства. Его  кадры выразительны, наполнены глубиной, аристократизмом и лёгким  ретро-шармом, едва уловимым, на уровне стилизации. Работать с ним - одно  удовольствие, если принять его характер - неспешный, солидный и  творческий. Если приноровиться к фокусировке с учётом малой глубины  резкости, то можно вполне использовать его на постоянной основе и  получать особенные, небанальные фотографии.



Ещё немного примеров - и перейдём к выводам.

















Вывод

В ходе проведения полевых испытаний объектива МС Мир-24М 2/35  производства Красногорского механического завода получены следующие  результаты.

1) Объектив рассчитан на использование с зеркальными фотоаппаратами с  присоединительной резьбой М42 и приводом автоматической диафрагмы,  однако снабжён органом управления механизма диафрагмы, благодаря чему  возможно его применение на плёночных фотоаппаратах без привода и на  цифровых фотоаппаратах - с соответствущими переходниками. Для камер с  байонетом «К» требуется переходник, полностью утапливающийся в байонет  фотоаппарата.

2) Объектив обладает малой глубиной резкости, поэтому наведение на  фокус осложнено как для ручной наводки, так и с применением функции  подтверждения фокуса. Помогает при фокусировке переключатель режима  диафрагмы. Также может помочь режим Life View.

3) У объектива - довольно большая светосила: f/2. Это позволяет  эффектно отделять изображаемый объект от фона. Глубина резкости слабо  возрастает по мере закрытия диафрагмы, что придаёт кадрам особый  характер. Резкость объектива высока уже на открытой диафрагме и  достигает видимого максимума на f/5.6.

4) Объектив формирует изображение без явных оптических искажений, но с  выраженным характером: с глубокими и насыщенными тенями, сочной  цветопередачей с уводом теней в холодные тона, с хорошей передачей  объёма и воздушной перспективы. Объектив универсален и годится как для  крупных планов с выразительным выделением главного объекта, так и для  эффектных пейзажей с лёгкой ностальгической стилизацией.

5) Хроматические аберрации представлены красно-оранжевой и  сине-бирюзовой каймой и могут быть частично убраны в редакторах.  Виньетирование слабое.

6) Объектив снабжён невращающейся резьбой для светофильтров диаметром  58 мм. В комплект поставки входят ультрафиолетовый, жёлто-зелёный и  оранжевый фильтры. Ультрафиолетовый может быть использован в качестве  защитного и не привносит заметных изменений в кадр. Жёлто-зелёный и  оранжевый фильтры предназначены для тоновой компенсации при чёрно-белой  съёмке и на цифровом фотоаппарате могут использоваться как средство для  стилизации.



#сад, #фототехника, места, #пленка, #зенит_ет, #пейзаж, #цветок, #пленочнаяжизнь, #природа, #объектив, #цветение, полевые испытания, #обзор, #парк, #pentax, #цифровоефото, #озеро, #зенит, #полевыеиспытания, #мир, парк, #город, #тест, #техника, #места, #растение, #лес, город

Previous post Next post
Up