В
первой части обзора привдено описание и особенности конструкции объектива.
Отчёт о проведении полевых испытаний объектива МС Мир-24М 2/35, выпущенного заводом КМЗ в 1986 году. Испытания проводились с использованием цифрового фотоаппарата Pentax K-30 и плёночного фотоаппарата Зенит-ЕТ.
Это было то майское время, когда в садах и на городских аллеях цвели грушевые деревья. В нашем регионе именно они оказались самыми первыми массово цветущими деревьями. Цветение груш зрелищно: листья на них ещё только начинают распускаться, зато цветков очень много - ветви буквально усыпаны ими. Чуть позже им на смену придут яблони, но пока грушевые деревья - вне конкуренции.
Я отправился в сад, чтобы испытать свой новый объектив.
Так как я публикую этот отчёт довольно поздно, то сюда включён и опыт эксплуатации объектива за всё то время, что он у меня есть.
Несмотря на то, что разрабатывался он для плёночных фотоаппаратов, Мир-24 ощущается на цифровой камере как родной. Он не только отлично на ней смотрится, но и органы его управления, включая рычажок переключения режима диафрагмы, удобно ложатся в руку. Фотографировать - одно удовольствие: выбрав желаемое значение диафрагмы и переведя оную в режим «А», я выполняю фокусировку фактически на открытой, а затем ловкм движением перевожу диафрагму в режим «М» и снимаю уже на закрытой до выбранного значения. А фокусироваться на открытой диафрагме с этим объективом заметно удобнее: у него действительно маленькая глубина резкости, особенно в сравнении, например, с Миром-1, и она не очень сильно возрастает по мере закрывания диафрагмы. При этом естественным образом, как и у любого объектива, чем сильнее закрыта диафрагма - тем меньше света попадает в окуляр и тем сложнее фокусироваться вручную. Маленькая глубина резкости также является причиной того, что автоматика моего фотоаппарата не всегда идеально точно даёт подтверждение фокусировки.
Благодаря кроп-фактору 1,5 моего цифрового фотоаппарата эквивалентное фокусное расстояние для этого объектива составляет 52,5 мм, что делает его «нормальным» объективом, с близкой человеческому глазу перспективой и средним углом поля зрения. Вместе с удобным и достаточно компактным корпусом это придаёт Миру-24 свойства неплохого варианта для повседневного применения, но как насчёт оптических свойств?
У Мира-24 интересная цветопередача. В целом она естественная, цвета передаются сочно и правдоподобно, с лёгким уходом в холодные тона. При этом холодные оттенки возникают в тенях, а также иногда на листве, если свет падает на неё под определённым углом. В сочетании с насыщенными оттенками на освещённых участках и с тёплыми тонами листвы, на которую свет падает под другим углом, получается довольно декоративный эффект, придающий изображению «благородные» нотки.
Если съёмка производится в пасмурную погоду или весь сюжет оказывается в тени, то цветопередача уходит в холодные тона. Это можно исправить при постобработке, но я нашёл холодные тона, которые выдаёт этот объектив, довольно привлекательными. Результат похож на намеренную стилизацию.
Объектив очень приятным образом обращается и с передачей светов и теней. Тёмные участки сюжета на фото передаются глубокими и насыщенными, за счёт чего повышается общий визуальный контраст изображения. Кроме того, на фоне глубоких теней даже бледные цвета светлых областей смотрятся выигрышно, не говоря уже о ярко освещённых. Коррекция контраста в графических редакторах при обработке фоторафий почти не требуется.
Хорошо передаётся и объём, и пространство. Чувствуется воздух и реальность сюжета.
Большая светосила объектива, с одной стороны, помогает снимать в плохих условиях освещения - например, в пасмурный день или в сумерках в лесу, а с другой - фокусироваться на открытой диафрагме при съёмке более-менее дальних планов и лесных пейзажей сложно, потому что глубина резкости очень маленькая. Она буквально бритвенной толщины, и возрастает с закрытием диафрагмы неохотно.
Вот несколько кадров с разными значениями диафрагмы.
f/2:
f/2.8:
f/4:
f/5.6:
f/8:
f/16:
Я специально выбрал сюжет с небольшой дистанцией до изображаемого объекта: так нагляднее. На открытой диафрагме глубина резкости минимальна, а фон размыт довольно сильно. Цветок, оказавшийся в фоне, получился резким с лёгким эффектом смягчения. Соцветие целиком оказывается в пределах зоны резко изображаемого пространства на f/4, а на f/5.6 достигается максимальная резкость на изображении цветка. Даже на f/8 соцветие всё ещё визуально отделяется от фона, и только на f/16 большая часть кадра оказывается в зоне резко изображаемого пространства. Переход между зоной резкости и размытым фоном во всех случаях плавный и довольно приятный.
Размытие заднего плана у этого объектива - ровное, плавное, мягкое, без каких либо двоений или эффекта закручивания.
В некоторых случаях, однако, а именно если объект съёмки находится не слишком близко, но и не далеко, а диафрагма выбрана открытая или почти открытая, фон может как-бы «распасться» на маленькие, но заметные кружочки-чешуйки.
Несмотря на то, что лепестков диафрагмы всего 6, при съёмке на прикрытых диафрагмах шестигранники в фоне не слишком бросаются в глаза.
Маленькая минимальная дистанция фокусировки позволяет получить эффектные крупные планы - хотя и не макросъёмку, конечно.
Кружочки, образуемые отдельными источниками освещения на фоне в зоне размытия, имеют ровную округлую форму, почти не изменяющуюся от центра к краю кадра, нерезкий край и слегка подсвеченный контур и, в некоторых случаях, более светлую размытую область в центре.
Устойчивость к встречному свету - высокая. Я не заметил снижения контраста при контровом свете. Могут образовываться цветные блики небольших размеров, иногда - довольно крупные шестиугольники, а также живописные лучи.
Резкость от центра к краю кадра как будто слегка снижается.
Хроматические аберрации присутствуют, они имеют типичные цвета - красно-оранжевый и бирюзовый. Их можно, по крайней мере частично, убрать в графических редакторах.
Виньетирование как будто присутствует, но не очень заметное.
Кстати, о пейзажах - до этого многие тестовые кадры включали ближние и средние планы, но ведь у нас на обзоре - изначально широкоугольный объектив, для которого пейзаж должен быть родной стихией. Как с этим обстоят дела у Мира-24?
На мой взгляд, очень неплохо. При нормальном освещении (а кто снимает пейзажи при плохом?) присущая этому объективу способность к подчёркиванию контраста и передаче объёма и пространства идут на пользу пейзажу, а небольшая по меркам широкоугольников глубина резкости подчёркивает перспективу и передаёт глубину.
Пейзажи получаются выразительными, объёмными, с лёгкими нотками ретро и ностальгии.
При отсутствии прямого освещения тоже можно добиться неплохих результатов.
Раз уж к объективу прилагались цветные фильтры, я испытал его и с ними. Ультрафиолетовый никаких изменений в картинку не вносит - часть фотографий выше сделана с его применением.
Жёлто-зелёный фильтр привносит в кадры нотку безумия.
Предполагается, что он нужен для улучшения тоновой передачи в чёрно-белой съёмке, но я ничего особенного не заметил, даже честно сконвертировав зелёные фотографии в ч/б - видимо, эффект проявляется только при честной съёмке на чёрно-белую плёнку в соответствующих условиях.
Оранжевый фильтр более интересен. Его эффект похож на стилизацию. Можно снимать постапокалиптические пейзажи или же что-то вроде пустыни или пустошей Дикого Запада.
Раз уж у меня есть плёночный зеркальный фотоаппарат Зенит-ЕТ, то я использовал Мир-24 и в своих съёмках на плёнку. В целом, и на плёнку он снимает так же хорошо - отличие можно найти разве что в угле обзора, поскольку на плёнке 35 мм фокусного расстояния - это уже настоящий широкоугольник. Проработка яркостей, резкость, передача объёма и глубины - всё это наблюдается в той же мере и на плёнке. Мне было сложнее наводиться на резкость из-за увеличившегося угла обзора и особенностей фокусировочного экрана моего Зенита.
Мир-24 произвёл на меня очень приятное впечатление. Это отличный пример оптического прибора, гармонично сочетающего как качественную и продуманную механику корпуса, так и удачные оптические свойства. Его кадры выразительны, наполнены глубиной, аристократизмом и лёгким ретро-шармом, едва уловимым, на уровне стилизации. Работать с ним - одно удовольствие, если принять его характер - неспешный, солидный и творческий. Если приноровиться к фокусировке с учётом малой глубины резкости, то можно вполне использовать его на постоянной основе и получать особенные, небанальные фотографии.
Ещё немного примеров - и перейдём к выводам.
Вывод
В ходе проведения полевых испытаний объектива МС Мир-24М 2/35 производства Красногорского механического завода получены следующие результаты.
1) Объектив рассчитан на использование с зеркальными фотоаппаратами с присоединительной резьбой М42 и приводом автоматической диафрагмы, однако снабжён органом управления механизма диафрагмы, благодаря чему возможно его применение на плёночных фотоаппаратах без привода и на цифровых фотоаппаратах - с соответствущими переходниками. Для камер с байонетом «К» требуется переходник, полностью утапливающийся в байонет фотоаппарата.
2) Объектив обладает малой глубиной резкости, поэтому наведение на фокус осложнено как для ручной наводки, так и с применением функции подтверждения фокуса. Помогает при фокусировке переключатель режима диафрагмы. Также может помочь режим Life View.
3) У объектива - довольно большая светосила: f/2. Это позволяет эффектно отделять изображаемый объект от фона. Глубина резкости слабо возрастает по мере закрытия диафрагмы, что придаёт кадрам особый характер. Резкость объектива высока уже на открытой диафрагме и достигает видимого максимума на f/5.6.
4) Объектив формирует изображение без явных оптических искажений, но с выраженным характером: с глубокими и насыщенными тенями, сочной цветопередачей с уводом теней в холодные тона, с хорошей передачей объёма и воздушной перспективы. Объектив универсален и годится как для крупных планов с выразительным выделением главного объекта, так и для эффектных пейзажей с лёгкой ностальгической стилизацией.
5) Хроматические аберрации представлены красно-оранжевой и сине-бирюзовой каймой и могут быть частично убраны в редакторах. Виньетирование слабое.
6) Объектив снабжён невращающейся резьбой для светофильтров диаметром 58 мм. В комплект поставки входят ультрафиолетовый, жёлто-зелёный и оранжевый фильтры. Ультрафиолетовый может быть использован в качестве защитного и не привносит заметных изменений в кадр. Жёлто-зелёный и оранжевый фильтры предназначены для тоновой компенсации при чёрно-белой съёмке и на цифровом фотоаппарате могут использоваться как средство для стилизации.