01
В один прекрасный день я отправился путешествовать по городу на велосипеде. Я проехал насквозь парк Маяковского, а затем поднялся по улице Мичурина, свернул на Тверитина и доехал до перекрёстка с Белинского. Здесь обнаружился настоящий армянский храм.
02
Это - армянская церковь св. Карапета. Она выполнена в формах древних армянских церквей, но на самом деле построена где-то в двухтысячных.
03
По какой-то причине подойти близко к церкви невозможно: калитки в заборе закрыты, а тротуар на той стороне улицы, на которой она стоит, почему-то отсутствует.
04
Рядом стоит ещё одна церковь несколько странных архитектурных форм, украшенная какими-то тёмно-зелёными кирпичиками. На самом деле это старообрядческая церковь, и у неё доволько грустная история. Не так давно (тоже до двухтысячных) в соседнем квартале стояла старинная деревянная старообрядческая часовня 18-го века. Она была полуразрушена, но в целом ещё сохраняла свои черты, и к тому же была одним из самых старых деревянных зданий города.
Квартал почти в полном составе был продан под застройку, а часовню вскоре по каким-то нелепым заключениям экспертиз сняли с государственной охраны.
Конечно, после начала застройки квартала древнее здание немедленно снесли, а чтобы не было так обидно, неподалёку построили новое, формами несколько напоминающее утраченное.
Очень жалко старинную часовню.
05
Церкви окружены деревьями, а поодаль возвышаются новостройки, своим архитектурным обликом вызывающие разные степени недоумения.
06
07
С пешеходной инфраструктурой здесь тоже как-то не задалось (я уж молчу про велосипедную). Вот, например, пандус для колясок превратился в пандус для автомобилей.
08
В том месте, где улица Тверитина примыкает к улице Розы Люксембург, тротуары внезапно заканчиваются. Квартал улиц Розы Люксембург от Тверитина до Декабристов вообще выглядит как какие-то задворки: кругом строительные заборы, всё заросло какими-то кустами. Два старинных особняка, имеющиеся здесь, загорожены строительными заборами, а над ними навис башенный кран - видимо, желания застройщика квартала ещё не утолены полностью.
Переехав через Царский мост на другую сторону Исети, я попал в более оптимистичное место - район улиц Чапаева и Декабристов, где сохранилось множество шикарных старинных усадеб, хотя и над этим местом постоянно нависает угроза: между особняков ухитряются втиснуть современные офисники, а дома, оказавшиеся рядом с местом строительства ледовой арены, попали под угрозу уничтожения.
Первый особняк после моста - усадьба Нурова с очень красивой старинной оградой-колоннадой.
09
10
Здесь - какой-то совершенно особенный уголок. Рядом шумная улица, но сойдя с моста и с тротуара, ведущего к нему, попадаешь в уединённое место, где чувствуется дух старого города.
11
Несмотря на ремонт, ограда усадьбы потихоньку осыпается и зарастает травой.
12
Вокруг - старина: старинная усадьба, пусть и ветшающая, старинный мост, пусть его изначальная ограда и не сохранилась, и даже опора троллейбусной линии - и та старая.
12
Повинуясь порыву, я заехал на территорию усадьбы. Поначалу я увидел типичную картину: сама усадьба сдана в аренду и покрыта табличками, рядом - полузаасфальтированная парковка, где живут автомобили-такси, посреди двора - какая-то трансформаторная будка. Но в дальнем углу территории усадьбы, примыкающему к той самой ограде-колоннаде, только с внутренней стороны, я нашёл нечто необычное.
13
Это та часть двора, где парковка уже закончилась и начался какой-то газончик, упирающийся в заросли на берегу Исети. Этот газончик превратился в общественный сад Нурова.
Сад огорожен трогательным плетнём с рукописными табличками, повествующими о том, что он создан силами горожан. ЦПУ, упомянутый на табличке - это Центр прикладной урбанистики, общественная организация, занимающаяся проектированием и устройством общественных зон в городе на обществнных же началах.
14
История города сообщает нам, что многие дореволюционные усадьбы обладали собственными садами. В те времена общественных парков практически не было - единственным крупным городским парком был Сад Общественного собрания (ныне сад Вайнера), да ещё имелись аллеи на бульварах. Все остальные сады были частными. Не была исключением и усадьба Нурова: её выгодное расположение возле реки позволило владельцам разбить сад на берегу. Его можно увидеть на старинных планах этой части города. Сад Нурова вместе с садами соседних усадеб формировал единый зелёный массив, тянувшийся от Декабристов до Тверитина. Советские карты ещё фиксируют этот массив, обозначая его как парк. В послесоветские времена зелёная зона сократилась и распалась на отдельные небольшие островки, будучи застроенной офисами, парковками и какими-то гаражами-задворками.
15
Теперь сад Нурова снова появился. Пока сад выглядит немного наивно - как нечто среднее между газоном под окном пятиэтажки, где пожилые жители развели цветы, и не слишком ухоженным дачным участком, но зато он уютен тем особым уютом, который бывает в местах, созданных людьми самими для самих себя.
16
Здесь есть несколько дорожек с разнообразным покрытием - тут и земля, и песок, и щебень, и даже опилки.
17
Цветники отделены от дорожек где брёвнами, а где - оградой из деревянных колышков и натянутой верёвки. Сад наполнен очень большим разнообразием растений - здесь и многолетние цветы, и однолетники, и декоративные кустарники, и саженцы сосны, и даже цветущая клубника.
18
19
20
21
22
Обратная сторона ограды усадьбы оказалась совершенно лишена декора. Голый кирпич - и всё. Странно. Зато видно, что раньше две арки имели проходы, но позже они были заложены.
23
24
25
26
Но не растениями едиными: в саду, несмотря на его скромный размер, нашлось место разнообразным объектам интереса.
В центре сада располагается импровизированная сцена из деревянных поддонов и крашенных досок. Зрительные места - частью из какого-то старого зрительного зала, частью - тоже из деревянных палет.
27
28
29
30
Нашлось в саду место и искусству: здесь имеется целая небольшая галерея стрит-арта. Самое впечатляющее произведение - сразу при входе в сад. Автор делится очень личными переживаниями - двенадцать лет назад не стало его отца, и автор изобразил каждый прожитый без него год как деление на циферблате, покрытое инструментами, принадлежавшими его отцу.
31
На ограде усадьбы появилось сердце.
32
Из заложеной арки выглядывает медведь.
33
34
Пока освоена только часть территории. Дальше к реке - заросли травы. Должно быть, постепенно сад будет разрастаться в этом направлении. Будет здорово, если однажды он вновь достигнет реки.
35
36
Саму реку не видно - берег плотно зарос кустами и деревьями. Если клёны явно выросли сами по себе, то старые тополя вполне могут иметь отношение к старому, изначальному саду Нурова.
37
Кирпичная стена, самодельная сцена и зрительные места, рукотворность и пестрота цветников, дачные дорожки, стрит-арт - всё это создаёт особенную атмосферу, камерную, неформальную, словно ты пришёл не в городской парк, а в гости к друзьям. Это словно хижина, построенная детьми в лесу. Тайное место. Тайный сад.
Сад Нурова - это очень интересное место, другого такого в городе не найти.
38
Беспокойство вызывает лишь одно - правовой статус земли. В прессе сказано, что администрация района была «не против» появления сада, но значит ли это, что она будет стараться уберечь его от застройки?
39
Сама усадьба Нурова со двора.
40
Вокруг - другие прекрасные старинные усадьбы.
41
42
43
На этой притаились львы.
44
45
46