01
Однажды я отправился не просто кататься на велосипеде, но с целью. Цель повела меня на юго-запад, в парк им. 50-летия ВЛКСМ. После же я решил продолжить путь на восток, до лесопарка.
Начал путь я по улице Щорса. От этой улицы на юг простирается так называемый «Юг Центра», территория перспективной застройки, ещё недавно бывшая частным сектором, затерявшейся в процессе роста города старой его окраиной, а теперь ставшая желанной в связи с появлением несколько лет назад станции метро «Чкаловская». Кварталы здесь в основном застраивают в упрощенных вариантах современных архитектурных стилей - например, как этот дом, с декоративными элементами неоконструктивизма.
02
Как и его прообраз - дома в стиле конструктивизм - это здание, несмотря на новизну, уже начинает страдать от небрежения. Чёткие и ясные линии и плоскости теряются среди кондиционеров, а лаконичное и строгое витражное остекление уступает место новому - более тёплому за счёт другой конструкции, но почему-то выполненному в других цветах, с другой расстекловкой и с глухими стенками там, где в оригинале были стёкла до пола. Хотя современная промышленность вполне в состоянии воспроизвести все нужные параметры при изготовлении и многокамерных стеклопакетов.
Проехав улицами Щорса, Московской и Фурманова, я достиг одного из самых крупных городских парков - парка им. 50-летия ВЛКСМ (то есть комсомола). Как и другие парки с юбилейно-советскими названиями, этот никто из местных жителей официальным названием не зовёт. Парк известен как Собачий, потому что многие местные жители прогуливаются здесь с собаками, и таковых можно встретить здесь почти в любое время суток.
03
Парк занимает почти целый квартал в форме четверти круга между улицами Чкалова, Ясной и Шаумяна. Изначально только угол Чкалова и Шаумяна не входил в территорию парка - там находится школа Олимпийского резерва, но со временем два других угла были застроены церквями: один - методисткой, другой - православной, а после к церкви добавился и кружок юннатов Дворца молодёжи.
04
05
Парк не обременён излишним уходом. Установленные изначально фонари давно попадали из-за болотистого грунта, родные скамейки также не сохранились. В начале 2000-х были установлены новые скамейки. Они ещё стоят, но уже потеряли былой вид. Дорожки за долгие годы покрылись провалами, рытвинами, с них вымылась щебёнка, и теперь после дождя пройти по парку проблематично - всюду грязь. Из нового благоустройства можно отметить только простенькие детские площадки и площадку для выгула собак, из уцелевшего старого - покорёженные бетонные мостики через каналы и доживающая свой век спортивная площадка с турникетами. В целом парк имеет вид скорее дикий, природный. При всём этом удивительно, но мусора в основном нет.
06
07
Исторически на этом месте, как и на территории близлежащих кварталов, располагалось Московское болото, позднее известное как Московский торфянник. Улица Большакова в старину называлась Болотной именно по той причине, что приводила в это болото. Где-то после начала 60-х болото осушили, застроили хрущовками, а в середине его организовали парк с прудами и каналами - видимо, чтобы куда-то свести воду из болота.
08
Из Московского болота вытекала река Монастырка. Старые карты не однозначны в том, где она начиналась - самый дальний вариант истока (от устья) показан в районе домов по улице Ясной, напротив парка. Речка текла через Зелёную рощу, примерно на месте нынешней аллеи вдоль улицы Большакова, образуя здесь пруд, затем вдоль самой улицы Большакова до Архиерейского сада, где тоже был пруд, и где-то сразу за ним впадала в Исеть. Пруды перестали изображать на картах в 40-е, видимо тогда их оба спустили, а саму реку постепенно заключили в подземные коллекторы - к последней четверти 20 века на поверхности от неё, похоже, ничего уже не осталось.
Учитывая, что источник воды в реке и каналах и прудах парка - один и тот же, можно считать, что эти пруды и каналы - нечто вроде зримого напоминания о некогда существовавшей реке Монастырке.
09
Пруды весьма живописны. Западный по контуру обсажен берёзовыми аллеями. Постепенно здесь разрослась болотная растительность, поселились утки.
10
По весне пруды разливаются очень широко, делая большие части парка недоступными. Раньше такого не происходило, но постепенное засорение каналов почвой и застройка краёв парка и соседних кварталов сделали своё дело.
11
Пруд на восточной стороне парка вместе с нехилым куском территории самого парка оказался огорожен забором после строительства нового здания Станции Юннатов Дворца Молодёжи. Не знаю, насколько это вообще законно. Похоже, что в рабочее время посещать территорию, выделенную станции, можно свободно.
12
Клумб в парке почти нет (с его текущим дико-природным обликом они и не нужны), но возле пруда парочка всё-таки имеется. Выглядят они так, как будто созданы силами кого-то из жителей окрестных домов, а не службы озеленения.
13
14
Посетив парк и промежуточное место назначения, я решил отправиться в Лесопарк Лесоводов России. Я проехал по Ясной, Московской, Фурманова и Ткачей, а затем - по знакомому маршруту через парк Маяковского и пешеходный переход через Базовый переулок.
По дороге мне встретилась велодорожка.
Нужно отметить, что велодорожки в городе - явление редкое. Они встречаются случайными участками, ведущими из ниоткуда в никуда, и не образуют единой системы, пригодной для движения на сколь-нибуть дальние расстояния. Мне известны небольшая сеть дорожек Юга Центра (участки улиц Циолковского, Степана Разина, Союзной и небольшой участок по улице 8 Марта), сеть в центре города (невероятно неудобные велодорожки по западной части проспекта Ленина, участки велодорожек возле Центрального стадиона и парка у Вечного огня, отдельностоящая велодорожка вдоль Дендрария и непонятная «велолиния» в Историческом сквере и на берегах Городского пруда). Также ходят слухи о сети велодорожек в Академическом.
И вот я нашёл новый очаг велодвижения - велодорожка по ул. Фурманова. Она начинается внезапно и идёт по чётной стороне улицы, местами прерывается и доходит до моста через Исеть, по которому не проложена. После моста дорожка возобновляется уже на нечётной стороне улицы Ткачей, но вновь пропадает, несколько недоводя до парка Маяковского. Наиболее примечателен участок от Чайковского до Белинского: здесь невероятно узкая велодорожка проходит на насыпи высоко над тротуаром, рядом с проезжей частью, местами огороженная от дороги забором, ещё сильнее сужающим полезное пространство. На велодорожку тянутся ветви кустов, которые никто не стрижёт, а попасть на дорожку со стороны улицы Чайковского, не слазя с велосипеда, может, наверное, только спортсмен-экстремал.
15
16
Надо ли говорить, что далеко не все велодорожки промаркированы соответствующим дорожным знаком и ни одна - разметкой, а которые промаркированы, то не всегда с двух сторон и не всегда очевидно, где, собственно, велодорожка.
На углу улиц Белинского и Фурманова имеется огромный пустырь, или луг.
17
На старых картах дальняя часть этого пространства, заросшая ныне кустами, была скрыта водами Паркового пруда, а ближняя, где теперь луг, застроена частным сектором. Дома до наших дней не дошли. Территорию пытались передать под застройку торговым центром, но пока что ничего не вышло. Через луг проложена пара диагональных дорожек, а ещё отсюда открывается красивый панорамный вид на город. Казалось бы, просто пустое место, но в таком виде оно вполне имеет самостоятельную ценность и интерес.
18
В конце концов, проехав насквозь парк Маяковского, я приехал в лесопарк и добрался до Трёхозёрки.
19
На Первом озере в виду хорошей погоды было людно.
20
21
Второе озеро, тихое и уединённое, манило своей нетронутой красотой.
22
23
24
25
Озёра отделяет друг от друга дамба.
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
На обратном пути я остановился на лесной полянке, чтобы насладиться дикими цветами.
39
40
41
42
Снято на Pentax K-30 с объективами:
1 - 20, 23 - 28, 31, 36 - 38, 42:
SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS;
21, 22, 29, 30, 32 - 35, 39 - 41:
МС Телезенитар 2,8/135.