Мистическая Москва. Тверская и её переулки

Nov 23, 2016 23:22

Сегодня я вернулся, но у меня осталось ещё что рассказать о Москве.
За эту короткую дополнительную поездку длинной в 2,5 дня я не только посетил давно желанное Коломенское, но и обрёл разное, что хотел обрести в прошлые визиты в этот город, но не случилось.
В понедельник я быстрым шагом ходил по площади Европы, пытаясь понять, как мне попасть от метро к троллейбусной остановке. Площадь устроена как-то совершенно лабиринтообразно: казалось бы, вот она, остановка, но чтобы добраться до неё, мне пришлось перейти дорогу в положенном и неположенном месте, пересечь парковку, обойти заборчик, покружить по основанию флагштоков, на которых размещены флаги стран Европы и реклама кафе и наконец пробежаться по тротуару, потому что троллейбус уже почти ушёл. Я спешил. Мне нужно было попасть в таинственное место, которое закрывалось через 12 минут.
Троллейбус провёз меня две остановки по живописной набережной. Так как дома в Москве длинные, а остановки частые, названия у них часто даются по ближайшему дому- "набережная такая-то, дом номер такой-то". Что ж, выхожу и иду к ближайшему торцу здания. Не тут-то было! въезд во двор намертво заблокирован листом железа. Спешу к противоположному торцу, а дом-то длинный. Вход во двор. Забор, но ворота открыты. Здесь подъезды. Мрачный двор, озаряемый сиянием подсветки двух огромных труб ближайшей котельной. Почти самая дальняя дверь - нужная. Странная вывеска, названия таинственного места, куда я пришёл, на ней нет, но я знаю, что оно тут. За потрёпанной дверью - узкая лесенка, ведущая в глубины подвала. Я попадаю в лабиринт, и это место похоже на какой-то странный сон. Узкие, кривые коридорчики, низкие потолки. На старых стенах развешены фотографии - странные и красивые. Часть коридоров уходит во тьму. Ближайшая дверь приоткрыта, там, в каморке, заваленой непонятным, человек. Окликаю его - я ещё успел - и мы идём тайным путём через странные полуремонтируемые залы за нужным человеком. Нужный человек сидит за столиком, как будто в кафе, в компании, но это не кафе, и даже не кухня, а очередной странный зал этого таинственного подвала. Нужный человек ведёт меня обратно через узкие извивающиеся коридоры, низенькие дверные проёмы, лекционные залы и ремонтируемые комнаты на другойконец подвала, где во тьме зажигается свет и я оказываюсь там, куда шёл.
Комнаты одна за другой заставлены витринами и уходят в темноту. Пол застелен полиэтиленовой плёнкой, но других следов ремонта нет. На витринах - сокровища: сотни объективов, старых и новых, редких и обычных, и фотоаппаратов всех видов, и прочих фотоаксессуаров. Это древний фотомагазин, который, видимо, раскопали археологи при строительстве этой сталики и решили оставить его как памятник. Здесь можно найти почти всё, что угодно. Волшебное место, где современная потребительская Москва соприкасается с неким другим миром - миром, где ничто не забыто.
Мне был угоден объектив "МС Мир-20М 3,2/20" производства КМЗ - его недавно сняли с производства, но мне захотелось заполучить его в свою коллекцию. Внимательный читатель уже мог заметить, что часть фотографий в предыдущих двух фотосообщениях были выполнены им. Отчёт о полевых испытаниях будет опубликован позднее.
Уплатив положенную сумму, я получил вожделенное сокровище, оправдав таким образом свой поздний визит в этот невероятный фотомагазин и потревоженный покой его сотрудников.

Но вернёмся во вчерашний вечер. Вдоволь насмотревшись на памятники деревянной старины в музейной части Коломенского, я, подкрепившись в ближайшем кафе, решил отрпавиться в центр, справедливо надеясь, что там несколько светлее за счёт искуственного освещения. Оказалось также, что там и теплее.

1




Я решил подробно рассмотреть Тверскую и некоторые из примыкающих к ней улиц и переулков. Выйдя на соответствующей станции, я сразу свернул в один из них и оказался на параллельной улице, Малой Дмитриевке, где сияет огнями великолепное здание театра "Ленком".
2



Рядом - удивительная церковь Рождества Пресвятой Богородицы со множеством шатровых завершений.
3



Совершив небольшой кружок через Бульварное кольцо, я вновь оказался на Тверской, где моему взору предстал роскошный дворец. Это бывший московский Английский клуб, а ныне - музей истории современной России.
4



Театр имени Станиславского. Почему "электро-" - не знаю.
5



Стоит зайти на задворки Тверской - и натыкаешься на прекрасное. Тверская была сильно перестроена советской властью в 30-е, и в основном лишь во дворах можно увидеть её подлинные остатки. Этот домик похож на какой-то старинный флигелёк.
6



В основном же Тверская застроена огромными парадными домами, богато украшенными и роскошными. Почему-то в те годы считалось, что чем центральее, тем дома должны быть огромнее, хотя применённый архитектурный стиль,модный тогда, с элементами классицизма, в общем-то, масштабируется непросто и вообще с трудом. В результате многие из этих домов получились слишком громоздкими и давящими. Кроме того, улица была расширена в рамках безумного проекта по пронзанию исторического центра скоростными магистралями. Проект недовоплотился, и теперь Тверская упирается в Манежную площадь. Ехать там особо некуда, и образуется пробка, с которой за все эти годы боролись только одним способом - расширением проезжей части, доведя таковую до абсурда и сузив тротуары до неприличия. В последние годы здравый смысл слегка возобладал и тротуары в некоторых местах вернули себе былую ширину и озеленение. Зато пропал троллейбус - на северном участке улицы ещё висит контактная сеть, но концы её привязаны к столбам - движения нет. Это, конечно, ошибка. Центральная улица города как никакая другая должна обладать электротранспортом, демонстрируя как дружелюбность к жителям, так и заботу об экологии, пусть показные.

7



Дегтярный переулок частично сохранил старинный облик. Он тих и безлюден в вечерний час.
8



Старинные дома хранят красивые детали, свидетельствующие о том, как внимательно люди относились к застройке даже не самых парадных улиц в прошлом.
9



А вот сохранение культурного нследия по-Московски: старинный дом надстроили на три этажа сверху и обстроили с боков, воткнув в симметричный некогда фасад грузный многоэтажный надземный переход над переулком в соседний дом. Ну и подсветку смонтировали на сотавшиеся деньги, что уж.
10



11



Концертный зал имеи Чайковского. Тут я попал на Триумфальную площадь, где уже бывал на позапрошлой неделе. За ней Тверская превращается в Тверскую-Ямскую №1, так что я повернул обратно.
12



13



14



Дом Экономиста - хоть на фасаде и значится "1927", здание в том году явно было не построено, а надстроено на два этажа и, таким, образом, являет собою редкий пример дореволюционной архитектуры, сохранившейся на Тверской улице. Видимо, надстройка спасла здание от сноса или переноса.
15



Английский клуб вблизи. Такое сносить, конечно, не решились, хотя всякое могло случиться.
16



Здание редакции газеты "Русское слово" - прекрасный представитель модерна. Его фасады были недаво отреставрированы. Ещё одному примеру старой архитектуры Тверской повезло - в нём работала сестра Ленина, что, видимо,поспособствовало его сохранению. В конце 70-х здесь возвели новостройку, которая виднеется на заднем плане. Дабы прекрасный памятник модерна не загораживал всю полноту архитектурной безысходности нового здания, старое здание подвинули в сторону. К счастью, вдоль Тверской.
17



Бульвары нынче как-то особенно густо увешали гирляндами, отчего они потеряли всякий разумный облик.
18



Парадная Тверская.
19



20



Вознесенский переулок. Он примыкает к мэрии, и въезд с него на Тверскую перекрыт мощными гигантскими ажурными воротами.
21



Мэрия Москвы
22



Это здание тоже старинное, и тоже со сложной судьбой. Дом всегда принадлежал правителям Москвы. При расширении улицы его подвинули в сторону, но сохранили на первой линии, а через некоторое время - надстроили на несколько этажей, при этом фасад переделали таким образом, что облик прежнего фасада воспроизведён в новых верхних этажах - как будто старинное здание поставили на гигантский цоколь.
23



24



Не все стариныне здания Тверской, оказавшиеся неугодными новому облику улицы, снесли. Особо ценные здания снести не решились - их передвинули дальше, чем нужно, во дворы. Теперь в некторых дворах можно наблюдать такие призраки старой улицы.
Я свернул в одну из арок в сияющем парадом сталинском доме, и оказался перед погружённым в полумрак фасадом загадочного терема, как будто бы целиком состоящим из арочек. Что за видение? Что за тайное здание?
Это бывшее подворье Саввино-Сторожевского монастыря. Нижние его арочки, конечно, в прошлом тое были полностью остеклены.
Я попал в эту подворотню не только ради призрака прошлого. Меня влекла дверь в тёмной части двора. Скупо светящаяся маленькая вывеска над входом. Внутри -дежа-вю - лесенка вниз, в подвал, но не тесная и узкая, а находящаяся в пределах большого помещения. Всюду - ряды полок, сплошь заставленные коробочками с компакт-дисками, обращёнными к посетителям корешками. Как в какой-то волшебной библиотеке! Как в этом бесконечном многообразии найти единственный нужный диск? Подхожу к прилавку продавца - и вижу его, на отдельном стенде, видимо, для новинок, развёрнутого обложкой, во всей красе. "Здравствуйте, я хотел бы приобрести это." Последний экземпляр. Enigma, "The fall of a rebell angel". Последнее недообретённое. И я чувствую, как Москва теперь готова отпустить меня, а я готов покинуть её спокойно. На диске - конечно, иное качество, нежели на пиратских мп3 из глубин интернета.
25



26



Центральный Телеграф.
27



Я сворачиваю с шумной Тверской в тихие и прекрасные переулки.
28



29



Их покрыли лампочками.
30



31



Снабили светодиодными деревьями.
32



33



Украсили.
34



35



36



Дворец прокуратуры.
37



В переулках старой, астоящей, красивой и человечески сомасштабной Москвы - сколько угодно.
38



ЦУМ
39



40



41



"Москва".
42



Деталь Большого театра
43



Столешников переулок. Отсюда кажется, что мэрия Москвы стоит на холме
44



Новая сцена Большого театра
45



46



Бывшее Благородное собрание
47



48



Дума теперь освещена не столь мрачно, как раньше.
49



Большая Дмитровка. Всё-таки полупешеходные улицы с зауженной проезжей частью - это полумеры. Столбики ломаются и отодвигаются и автомобили вновь паркуются на тротуарах, убивая и идею, и цель.
50



Большой театр во всей красе.
51



На этом прекрасном месте закончилось моё мистическое ноябрьское путешествие по Москве.

Снято на Pentax K-30 с объективами:
1 - 38, 47 - 51: МС Мир-20М 3,5/20;
39 - 46: Гелиос 44-2 2/58 - частично со звёздным фильтром.

путешествие, город

Previous post Next post
Up