журнал "ЗООЛЮКС". №35. декабрь 2006 г.
Посчастливилось мне родиться в большом и красивом городе Одессе, и решила я по этому случаю примерить на себя костюм экскурсовода и провести экскурсию на тему «Животные в скульптурном изображении Одессы». Как поется в песне «я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика…», но я постараюсь рассказать о моих знакомых и любимых местах родного города. Я буду говорить вам «посмотрите н6аправо - посмотрите налево», а вам остается лишь слушать.
Итак, мы начнем нашу экскурсию с парадной лестницы в главном корпусе Одесского национального университета им. И. И. Мечникова на ул. Петра Великого, 2. На ней стоит атлант, водрузивший на свои плечи глобус - символ знаний, который подпирают три рыбы. Атлант родился вместе со зданием лицея, которое было построено по проекту архитектора А. Шашина в 1857 году. Через восемь лет в этом здании открылся университет.
Отправляясь за знаниями в научную библиотеку ОНУ, та, что на улице Преображенской, 24, на третьем этаже можно повстречаться с кентавром и лошадьми. А на Преображенскую, 50 в кафе забрел «Золотой» теленок. На доме №11 по той же улице поселился крылатый зверь - грифон, а №48 заняли крылатые львы. Но главные жители этой улицы это львы. Я не стану перечислять номера домов, на которых они обитают, их здесь очень много, как и по всей Одессе.
Львы украшают фасады «Пассажа», возведенного в 1898-1899 гг. по проекту архитектора Влодека на углу улиц Преображенской и Дерибасовской. Интерьеры и экстерьеры «Пассажа» пышно декорированные скульптурой и насыщенные барочными лепными украшениями выполнили скульпторы Т. Л. Фишель и С. И. Мильман. На эклектичном фасаде дома ученых на Сабанеевом мосту, в котором размещалась картинная галерея. Дворец, принадлежавший матери графа М. Д. Толстого, графине Екатерине Толстой, был возведен в 1830 г. по проекту Л. Оттона. На здании филармонии (бывшей биржи) (1894-1899 гг.) и гостиницы «Красной» (1898-1899 гг.) возведенных по проекту архитектора А. О. Бернардацци.
Не обидели львы и библиотеку им. А. М. Горького, расположенную в величественном здании в псевдоклассическом стиле по улице Пастера, 13, сооруженном в 1904-1906 годах по проекту знаменитого архитектора Ф. П. Нестурха. Есть львы и на здании главного корпуса медицинского университета, и на гостинице «Лондонской», и на дворце Воронцова, и на здании археологического музея по улице Ланжероновской, 4. Здание в стиле классицизма построено по проекту архитектора Ф. В. Гонсиоровского, это первое общественное здание Одессы, возведенное для библиотеки и музея.
Величественные скульптуры «Лев» и «Львица», изготовленные скульптором А. Сайном (Кен) и архитектором Гольденбергом, поселились в городском саду. А в круглый сквер у железнодорожного вокзала. Знаменитых львов у дворца Воронцова в одной из газет назвали «спортсменами, гандболистами и бомбардирами», что ж, быть может это и так. А невдалеке от злополучных львов в центре двора стоит колодец, вернее «Фонтан Источник», созданный в 1994 году к 200-летию Одессы одесским скульптором Михаилом Ревой. Маленьким львиным головкам, размещенным на колодце, повезло больше чем несчастным «Бомбардирам»: на них не сядешь, и мячей у них нет.
А в «Уголке старой Одессы» молодоженов встречает, будто только что приземлившийся крылатый лев. Львов в нашем городе любят, их можно встретить, зайдя в сквер или парк, они страстно следят за жизнью нашего города, забравшись на ворота, фасады и портики, балконы и двери.
Но не только львы живут в Одессе. На некоторых фасадах старых зданий обитают змеи. Их легко можно рассмотреть над входом в поликлиническое отделение больницы №6, на Русском драматическом театре. На улице Черноморской, на территории военного санатория, сохранился своеобразный дом из красного кирпича, декорированный светлым камнем и цветными майоликовыми вставками с рельефными изображениями виноградной лозы, с плотоядно взирающими на сказочный цветок змеями, с увенчанной короной жар-птицей. Декоративностью и изящной орнаментальностью они напоминают работы художников группы «Мир искусства». Хозяином дома был инженер и городской голова М. В. Брайкевич. Брайкевич слыл утонченным коллекционером живописи, отдававшим предпочтение именно художникам «Мира искусства».
Но «главные» змеи - на скульптурной группе «Лаокоон» у археологического музея. В первом веке до нашей эры Родосские скульпторы Агесандр, Полидор и Афинодор изобразили трагический эпизод из мифа о жреце Посейдона Лаокооне. Он предсказал, что погибнет Троя, если троянцы примут подарок Одиссея - деревянного коня, в котором спрятаны греческие воины. Но покровительствовавшая осаждающим богиня Афина (по другой легенде это сделал суровый бог морей Посейдон) послала чудовищ змей, чтобы умертвить прорицателя:
«…Змеи же прямо
К Лаокоону ползут и двоих сыновей его, прежде
В страшных объятьях сдавив, оплетают тонкие члены,
Бедную плоть терзают, язвят, разрывают зубами;
К ним отец на помощь спешит, копьем потрясая, -
Гады хватают его и огромными кольцами вяжут,
Дважды вкруг тела ему и дважды вкруг головы обвившись…»
«Энеида»
В 1506 году на виноградниках римлянина Ф. де Фредди, раскинувшихся на месте древнего поселения Тита, нашли эту скульптурную группу. Юлий ІІ купил ее для Ватикана, где она находится и сейчас.
Один из одесских купцов заказал в Риме мраморную копию. Выполнил ее итальянский скульптор Карл Чевран. В 1870 году «Лаокоон» прибыл в Одессу и был установлен на даче купца на Малом Фонтане. В 1928 году его перенесли в сквер на улице Преображенской, а в 1971 году «Лаокоон» переехал к археологическому музею.
А пока мы с вами любовались львами и змеями, дания на улицах Гаванная, 2; Пушкинская, 7, 10; площадь Потемкинцев, 5 захватили драконы. А вот на Пушкинской, 9 на дворце очень богатого купца Абазы, прославившегося своей женой-красавицей (ныне в этом здании расположен музей западного и восточного искусства) свили свои гнезда почти безобидные птицы - голуби. Нашли они себе приют и на Ришельевской, 55.
Недосягаемы орлы на фасадах домов на улицах Успенской, 55; Конной, 12; Гаваной, 13; на многоэтажном доме близ главного входа в парк Шевченко. На Пушкинской, 37 по соседству с орлом проживают кентавры. Мрачные филины живут на улице Нежинской и на площади Потемкинцев.
Любопытный дом есть на углу улицы Екатериненской и переулка Чайковского, 18. Там расположились попугаи с белками. А на углу Софиевской и Торговой, 15 на двух гербах изображены лошади. Четыре лошади и два барана украшают барельефы памятника Воронцову. Барельефы изображают Краон - 1814, Варну - 1828 и благоденствие Новороссийского края. До войны это был самый большой памятник в Одессе, а открыт он был 8/21/ ноября 1863 года на Соборной площади. В этот же день в Одесском порту на оконечности карантинного мола был открыт новый маяк. Он был назван Воронцовским.
Моему любопытству нет конца и я обнаружила даже страуса на барельфе «Правосудие», размещенном на символе Одессы, ставшим ее талисманом, воспетом в стихах и песнях - памятнике Ришелье. Памятник Дюку стоит на месте где когда-то стоял замок Гаджибей, с которого собственно и пошла Одесса. Созданный выдающимся русским скульптором И. П. Мартосом и архитектором А. И. Мельниковым, отлитый в бронзе петербуржским мастером литейных дел Ефимовым, первый одесский памятник был открыт 22 апреля 1828 года (по ст. ст.) на Приморском (тогда Новом) бульваре.
А в конце Приморского бульвара 16 апреля 1889 года был открыт памятник Пушкину, и застыли на нем четыре мифические рыбы. 6 июня 1880 года общество Новороссийского (ныне ОНУ) университета приняло решение о создании памятника с бюстом поэта. В результате конкурса лучшим был признан проект скульптора Ж. А. Полонской (жены поэта Я. Полонского) и архитектора Х. К. Васильева.
Статую французского скульптора XIX в. Макса Блонда, расположенную у здания музея морского флота, «Дети и лягушонок» украшает периодически исчезающий лягушонок (лягушка-путешественница), а иногда жаба.
Страшное зрелище ожидает вас на Греческой, 30. Там вы рискуете быть проглоченным крокодилом. Но на 9-й станции Большого Фонтана «ЧП» уже произошло. К 200-летию Одессы там был открыт памятник, авторы которого - скульптор Александр Токарев и архитектор Владимир Чепелев, они по-своему, «по-одесски» пересказали древний греческий миф о похищении Зевсом-громовержцем прекрасной Европы. В их видении «похитительницей» стала хрупкая дева-Одесса, покоряющая мир победной силой своей юности и красоты.
«Девушка и дельфин» (или «Муза»), созданы одесским скульптором А. Князиком в 1982 г. Разместилась эта скульптура перед Одесским театром музыкальной комедии. Завершено это здание в 1981 г. по проекту архитектора Г. В. Топуза и инженера А. И. Любовского. Архитектура интерьера построена на контрасте аскетически решенного зрительного зала с праздничным и нарядным фойе. К праздничности спектакля зрителя подготавливает высокое двухэтажное фойе. Сложные по рисунку и прихотливые по форме светильники образуют изысканные композиции, среди которых словно парит в воздухе скульптурное изображение музы на колеснице, запряженной четверкой лошадей.
Поражает богатством наружного архитектурного убранства, красотой и роскошью интерьеров Одесский театр оперы и балета. «Театр-сказка», - говорил о нем А. Южин. После ряда всемирных конкурсов в 1882 г. проектирование здания городского театра поручили венским зодчим Ф. Фельнеру и Г. Гельмеру. Строительство было осуществлено в 1884-1887 гг. Фасады разработаны с преобладанием архитектурных приемов венского барокко. Архитектурный декор дополняется скульптурным. Огромное здание в виде подковы увенчано куполом, украшенным орнаментом и театральными масками. Главный вход оформлен оригинальным портиком. Портик увенчан помпезной скульптурной группой: муза трагедии Мельпомена мчится на колеснице, запряженной четверкою разъяренных пантер. Над колоннами две группы: слева - легендарный Орфей, покоряющий игрой на кифаре и пением кентавра - человеком с туловищем коня - эта скульптурная группа олицетворяет оперу. Справа от нижней арки на выступающем пьедестале - персонажи комедии Аристофана «Птицы»: простой смертный возомнил себя богом, разгневанный Зевс наказал зазнайку, превратив его в бога птиц. Богиня Гера снимает со смертного божественный венок, рядом - амуры в масках птиц и павлин.
Целый зверинец расположился на фасаде Одесского художественного музея. Фриз портика украшен лепным орнаментом, в центре которого разместился орел. Над окнами первого этажа протянулся свадебный коттедж. Шаловливые купидончики везут свои дары в упряжке лебедей, собаки и барашка. Два льва поддерживают герб над главным входом. А еще два льва, размещенные на дверях, приглашают нас войти в это удивительное здание. Но мы, увлеченные поиском животных, не пойдем по залам этого музея, а спустимся в недавно отреставрированный грот. Там для своей коллекции мы отыщем символ мудрости - сову, но поселилась она в гроте совсем недавно - в 1996 году.
Здание дворца, доныне полное тайн, архитектор Ф. К. Боффо построил в 1828 году для дочери Софьи Потоцкой, пленительной Ольги Нарышкиной, «у ног» которой, как говорили, был сам граф М. С. Воронцов. «Цепочка» последующих хозяев дома не прослежена, но последним стал некто Юрьевич, у которого Г. Г. Маразли в 1889 году откупил его для городского художественного музея.
Напоследок заглянем во дворик литературного музея. Там, если я не ошибаюсь, с 1995 года наметилась интересная традиция - открывать 1 апреля крохотные памятники. Итак, 1 апреля 1995 года открылся памятник Рабиновичу. Для нас же представляет интерес разместившаяся у ног старика кошка. 1 апреля 1996 года здесь появился памятник «Будущему гению» сидят на ветке вокруг яйца фантастические существа - три птицы с головами Пушкина, Гоголя и Бабеля. А еще через год в этот же веселый день сюда прибыла «Рыбачка Соня» с бычками. Центральное место двора занимает рыба.
В общем стала наша Одесса мамой пантерам и лошадям, быкам и овцам, змеям и дельфинам, совам и орлам. Даже петуху нашлось жилье на улице Некрасова, 7. Но все же любимый ребенок у Одессы - лев!
Тамара Белоглазова.