Оригинал взят у
kot_begemott в
Основа идеологии По телеящику показали очередное совещание Путина по проблемам коррупции. Материалы всех этих совещаний я не читал, но осуждаю никогда не читал, да и читать не буду. Поскольку, что по телевизору, в репортаже, не прозвучало самое главное. То, что обязательно должно было прозвучать. И именно по телевизору (а не в каких-то там официальных материалах), для всех, кто, как и я, краем глаза смотрит. Кто хоть немного интересуется делами в стране.
Общий посыл был следующий: коррупция - это нехорошо, потому что незаконно. Всех коррупционеров рано или поздно покарает закон. Уже начал карать. Столько-то чиновников было осуждено, столько-то уволено с формулировкой о служебном несоответствии. Мол, берегитесь, остальные, дабы минула вас чаша сия. Бойтесь!
Хороший посыл, в общем, правильный. Если бы не одно "но": он повис в воздухе. Не опирается ни на какие основы в народной жизни. А именно - не было сказано, во имя чего ведётся борьба со взяточничеством, "откатами", и прочими подобными нарушениями.
Судя по строению репортажа, предполагалось, что такой основой является закон. И борьба с коррупцией идёт под идеологическими флагами соблюдения законности. Но русский человек в закон не верит. Он верит не в закон, но во что угодно: в справедливость, в Судьбу, в идеалы демократии, в личность правителя... Закон, соблюдение его, для русского человека всегда вторичны. От чего-то куда более важного. И не следует копировать в данном отношении западный опыт. Неужели никто не знает, что у русских есть своя специфика?
Сам по себе закон не может выполнять функции идеологии. Это совершенно разные вещи
. Примерно так же, как приятное и тёплое - связаны между собой, но если что-то приятно, то оно не обязательно тёплое. В репортаже постоянно пытались давить на страх перед наказанием коррупционеров. Но и такой страх полноценной идеологией быть не может. Потому что правильная, работающая идеология всегда позитивна, она должна предлагать, а не отнимать.
Виды идеологии, на основе которых может проходить борьба с коррупцией следующие:
1. "Коррупция есть грех, а всякого грешника после смерти ожидают страшные мучения". Этот тип идеологии мало подходит, так как для большинства наших граждан загробное воздаяние является не просто абстракцией, но даже не существует вовсе. А самое главное - также не существует и для чиновников.
2. "Коррупция препятствует построению счастливого будущего общества". Также не работает, так как мало кого волнует далёкое будущее. А коррумпированные чиновники о будущем собственных детей уже позаботились.
Кроме того, эта концепция до боли напоминает идеологию "строительства коммунизма", когда в него, этот самый коммунизм, не верил решительно никто из строителей. И все потешались над насквозь лживыми лозунгами, типа "народ и партия едины".
3. "Коррупция несправедлива, так как урезает интересы простых людей". Никуда не годится, хотя и пытается использовать издревле существующие русские коллективные архетипы. Да и не считают чиновники простых людей и себя единым целым.
Почтеннейший Владимир Владимирович! Поскольку я к Вам неплохо отношусь, а после недавнего общения с отставным офицером ФСБ стал относиться ещё лучше, то позволю себе рассказать, какой должна быть идеологическая база борьбы с коррупцией. Эта база несколько отличается от таковой же в странах Запада.
Простой народ, по отношению к правящему классу оказывается точно в таком же положении, как женщина по отношению к мужчине. Здесь схема - один в один. Ролевые функции формируют психологию. Поэтому по отношению к народу следует применить всё то, что я совсем недавно писал в своих текстах. Логика народа в целом от женской логики не отличается вообще ничем.
Так вот: квинтэссенция русской идеологии на настоящий момент может быть только одна. "Мы, русские - лучшие". Конкретизируя:
"Мы лучшие, потому что у нас самая лучшая культура"
"Мы лучшие, потому что у нас самая великая история"
"Мы лучшие, потому что Православие - самая интересная и глубокая религия"
"Мы лучшие, потому что нет сильнее русского оружия и мы побеждали во всех войнах".
"Мы лучшие, потому что никогда не придерживались грабительской колониальной политики, как Запад".
Не нужно стыдиться чувствовать себя лучшими. Не нужно стыдиться это провозглашать. Потому что у русских есть такая потребность. Слишком много нас насиловали последние 100 лет, слишком много унижали. Теперь хочется, чтобы считали лучшими.
Именно это и есть квинтэссенция идеологии. По крайней мере, для настоящего этапа развития русского общества.
Здесь также важно, что везде звучит слово "мы". Это полностью избавляет от русского национализма, которого вы все так боитесь.
Это правило можно применять и к любым сиюминутным политическим реалиям. Если говорим о "многонациональном государстве", то нужно формулировать это так:
"Мы лучшие, поскольку именно нам удалось объединить различные народы в единое органичное целое. И мы лучше всех заботились об инородцах". После постулирования нашего превосходства, можно уже заниматься проблемами инородцев. Потому что они теперь будут иметь зримую идеологическую основу.
Если речь идёт о "десоветизации", то формула должна звучать так: "Да, русские народ впал в искушение социализмом. Был тот грех. Можно подумать, есть народы без греха. Но мы - лучшие, потому что это искушение преодолели. И покончили с социалистическим наваждением мирным путём". В этом случае акцент переносится с негативных моментов недавнего нашего прошлого на позитивные, то есть на наших достоинства. Собственную историю вообще не следует постоянно чернить. Нужно видеть в ней лучшее. И нужно уважать себя даже невзирая на ошибки. Тем более, что они были исправлены. Ну, худо-бедно (в данном отношении). Ведь важна не ошибка сама по себе, а то, какие выводы из неё сделали...
И так далее, и тому подобное.
Применительно к борьбе с коррупцией эта универсальная формула будет звучать так: "Мы не можем брать взятки, так как мы - лучшие. Если мы будем обманывать свой народ, как мы можем собою гордиться? Мы что, второсортные? Есть в нас самоуважение, или нет?" Хотелось бы отметить, что предложенный идеологический базис выгодно отличается своей универсальностью.
Разумеется, самого по себе провозглашения лозунгов во время одних только правительственных совещаний недостаточно. Слова должны быть подкреплены делом, а уж слова Правительства - всенепременно. Должна быть целостная государственная политика на сей счёт. Должны сниматься соответствующие документальные и художественные фильмы, телешоу, проходить всевозможные мероприятия, типа литературных конкурсов на самое лучшее произведение, раскрывающее тему... Должна быть соответствующая программа детского и юношеского воспитания.
Да, и о наших достижениях также следует почаще говорить... А то постоянно видим чернуху по телевизору. Если у телевизионщиков есть такая потребность - зарабатывать деньги на чернухе, то материал следует преподносить таким образом, чтобы не затмевалось самое главное - то самое "мы лучшие". Они это прекрасно умеют, разве что стимула никогда не было. Той самой политической воли. Тогда - и только тогда - призывы к самоуважению и постулирование своего превосходства будет адекватно воспринято нашими гражданами. Глядишь, появится и ощущение единства. Как могут тяготеть друг к другу люди, которых как государственная политика, так и сама окружающая действительность рисует второсортными? Откуда возьмутся центростремительные силы в таких ужасных обстоятельствах?
Если от народа чего-то хотят добиться, надо дать ему понять, что он - лучший. Что власть любит его, именно его, а не некие заморские страны или абстрактные идеалы, принятые на Западе. И, самое главное - готова быть верной ему, заботиться о нём, в горе и радости, в здоровье и болезни. Пока смерть не разлучит...
Пока же у народа нет уверенности, что власть любит его больше, чем некие идеалы. Которые навязывает ему силой. Сначала покажите, что любите, а за нами не пропадёт.